Сравнительное исследование основных категорий стимулов, используемых в процессе специального психофизиологического исследования с применением полиграфа

Выпускная квалификационная (дипломная) работа, основной задачей которой является провести сравнительный анализ реакций испытуемых на вербальные и визуальные стимулы в САТ на неизвестное решение у обследуемых обоих полов аудиального и визуального типа доминирующей перцептивной модальности. Методика «Тест аудиал, визуал, кинестетик» С.В. Ефремцева, предтестовая беседа, наблюдение, моделирование (подбор вопросов), стимуляционно-адаптирующий тест (САТ), экспертный анализ полиграмм становится в работе автора основным методом исследования.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.09.2022
Объем файла
1090 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
С 1993 года проведение специальных психофизиологических исследований становится все более распространенной практикой на территории России. Все шире применение названных исследований в уголовном судопроизводстве и кадровой работе. Повышенный интерес к такого рода проверкам проявляют представители крупных корпораций, а также малого и среднего бизнеса, используя их не только в целях оценки лояльности работников, но и для проведения внутренних расследований. Анализ использования полиграфа в отношении лиц, претендующих на вакантные места или состоящих в трудовых отношениях, показал, что скрининговые проверки на полиграфе отсеивают около 25% всех претендентов на работу.
Получивший распространение метод опроса с использованием полиграфа в кадровой работе применяется по трем направлениям. Первое направление при назначении на должность сотрудника (работника), второе направление профилактическое исследование при допуске к сведениям, содержащим государственную или коммерческую тайн

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КАТЕГОРИИ СТИМУЛОВ 8

1.1. Понятие и виды стимулов в психологии, физиологии и психофизиологии 8

1.2. Понятие и категории стимулов в специальном психофизиологическом исследовании 11

1.3. Вопросы, применяемые в исследовании с использованием полиграфа: основные понятия 15

1.4. Общие требования для формулирования вопросов в исследовании с использованием полиграфа 21

1.5. Понятие доминирующего типа перцептивной модальности. Ведущий канал восприятия как особенность проведения полиграфного исследования 28

Вывод 32

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И ЦЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ СТИМУЛОВ В РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПРИМИНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА 33

2.1. Методика контрольных вопросов (МКВ) 33

2.2. Методика выявления скрываемой информации (МВСИ) 43

2.3. Методика проверочных и нейтральных вопросов (МПНВ) 47

2.4. Служебные тесты 49

Вывод 51

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 52

3.1. Сравнительный анализ использования аудиальных и визуальных стимулов САТ на известное решение в зависимости от типа доминирующей перцептивной модальности обследуемых 52

3.2. Результаты исследования 57

Вывод 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64

Приложение 69  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Доступ из справ.-правой системы «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 

3. Приказ ФСВНГ России от 26. 12. 2018 года №664дсп «Об утверждении Методики проверки личных и деловых качеств, а также выявления факторов риска, критериев оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение личных и деловых качеств и выявление факторов риска, формы направления, образца письменного согласия и формы заключения о профессиональной психологической пригодности гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации», 

3. Приказ ФСВНГ России от 26. 12. 2018 года №665 «Об утверждении Порядка формирования комиссий по профессиональному психологическому отбору и утверждения положений о них, а также Типового положения о комиссии по профессиональному психологическому отбору граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации»// Доступ из справ.-правой системы «КонсультантПлюс». 

5. Приказ ФСВНГ России от 16.11.2016 № 357 «Об утверждении инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии Российской Федерации»//  Доступ из справ.-правой системы «КонсультантПлюс».

Монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия:

5. Балгимбаева З.М. Психология гендерных предубеждений: история, теория и прикладные исследования. Алматы: Алла прима, 2008. 160 с.

6. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 336 с.

7. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. 431 с.

8. Варламов В.А, Коровин В.В., Варламов Г.В. Тесты полиграфных проверок / под. ред. А.Г. Сапрунова. Краснодар: ГУВД Ставропольского края, 2001. 160 с. 

9. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994. 364 с. URL: http://psyfactor.org/ dyuk.htm (дата обращения: 02.11.2019).

10. Единые требования к порядку проведения психофизиологических исследований (ПФИ) с использованием полиграфа: практическое пособие. М.: Академия управления МВД России, 2008. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/607684045/?page=45&* (дата обращений: 01.12.2019).

11. Зубрилова И.С., Скрыпников А.И., Мягких Н.И. Проведение специальных психофизиологических исследований кандидатов на службу в оперативные подразделения ОВД: методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 116 с.

12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. 504 с.

13. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 686 с.

14. Использование специальных психофизиологических исследований при профессиональном психологическом отборе в органах внутренних дел: методические указания. М.: ГУК, ВНИИ и МУ МВД России, 2000.

15. Комиссарова Я.В. Основы полиграфологии: учебник для магистров. М.: Проспект, 2018. 198 с.

16. Методика по проведению СПФИ с использованием полиграфа в кадровой работе, оперативно – розыскной деятельности и уголовном производстве. М.: Академия управления МВД России, 2008.

17. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «Детекция лжи», академический курс. М., 2004. 447 с. 

18. Обухов А.Н., Обухова И.П. Теоретические и методические основы применения полиграфа. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. 321 с.

19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. 672 с.

20. Скрыпников А.И., Зубрилова И.С. Применение полиграфа при раскрытии преступлений органами внутренних дел: курс лекций. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: ВНИИ МВД России, 2009. 167 с.

21. Словарь иностранных слов // под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна. Изд. 6–е, перераб. и доп. М.: Изд. «Советская Энциклопедия», 1964.

22. Сошников А.П., Комиссарова Я.В., Пеленицын А.Б, Федоренко В.Н. Полиграф в практике расследования преступлений: методические рекомендации. М., 2008. 186 с.

23. Харин Ю. Детектор лжи, как это делается. М.: Эксмо, 2006. 352 с.

24. Холодный Ю.И. Полиграфы (детекторы лжи) и безопасность. М.: Мир безопасности, 1998. 95 с.

25. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981. 246 с.

Научные статьи:

26. Ващенко В.А. К проблеме применения полиграфа при отборе кадров на должности в ОВД // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы девятнадцатой всероссийской научно-практической конференции (5-6 марта 2014 г.). Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2014. С. 21-22.

27. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 35-41.

28. Гаужаева В.А. Методические основы проведения исследований на полиграфе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 1. С. 57-60.

29. Занданова О.В. Применение полиграфа при приеме на работу // Глобальный научный потенциал. Экономика и право. 2016. № 4. Улан-Удэ: ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления». С. 45-47.

30. Иванов Р.С. Значимость стимула в ситуации психофизиологического исследования с применением полиграфа // Вестник психофизиологии. 2019. № 2. С. 19-30.

31. Иванов Р.С. Методические основы психофизиологических исследований с применением полиграфа // Вестник психофизиологии. 2017. № 2. С. 68-75.

32. Комиссаров В.И., Комиссарова Я.В. Полиграф – детектор лжи или правды? // Прокурорская и следственная практика. 2005. № 1. С. 167-182.

33. Кузнецов Д.А., Воробьева Е.В. К вопросу об использовании метода анализа электрической активности мозга в сфере детекции лжи // Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение: Материалы Всероссийской научной конференции (19–20 апр. 2007 г.) / Науч. ред. Н.И. Виноградова. Чита, 2007. С. 155-158.

34. Носс И.Н. К вопросу о влиянии индивидуальных особенностей человека на качество тестирования на полиграфе // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 7. С. 98-100.

35. Терпелец А.Н. Особенности психофизиологических реакций, возникающих в процессе исследования с помощью полиграфа // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: сборник трудов участников XII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт МВД России, 2015. С. 178-182.

36. Холодный Ю.И. Опрос с использованием полиграфа и компетенция полиграфолога // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 8. С. 58-64.

При такой постановке вопроса опрашиваемому может быть затруднительно разделить в своей памяти, - что он знал до этой даты, а что после 20 декабря. Даже если опрашиваемый не знает об этом факте до 20 декабря, у него может возникнуть реакция, обусловленная его осведомленностью об этом факте в момент проведения опроса, и эта реакция может быть ошибочно истолкована как свидетельство сокрытия информации.
9.?Недопустимо ?нагружать? вопрос деталями события, если выясняется сам факт наличия события.
Пример. При расследовании кражи денег некорректно задавать вопросы типа - ?Вы похитили деньги 3 января между 20.00 и 22.00?? или ?Похищенные деньги Вы спрятали в своем гараже?? - в силу того, что эти вопросы уже как бы констатируют: опрашиваемый похитил деньги и, единственное, что следует установить - это время действия (первый вопрос) и место, где спрятано похищенное (второй вопрос).
10.?В ходе проверки недопустимо использовать вопросы, касающиеся семейного положения опрашиваем