Сравнительное исследование основных категорий стимулов, используемых в процессе специального психофизиологического исследования с применением полиграфа
ВВЕДЕНИЕ
С 1993 года проведение специальных психофизиологических исследований становится все более распространенной практикой на территории России. Все шире применение названных исследований в уголовном судопроизводстве и кадровой работе. Повышенный интерес к такого рода проверкам проявляют представители крупных корпораций, а также малого и среднего бизнеса, используя их не только в целях оценки лояльности работников, но и для проведения внутренних расследований. Анализ использования полиграфа в отношении лиц, претендующих на вакантные места или состоящих в трудовых отношениях, показал, что скрининговые проверки на полиграфе отсеивают около 25% всех претендентов на работу.
Получивший распространение метод опроса с использованием полиграфа в кадровой работе применяется по трем направлениям. Первое направление при назначении на должность сотрудника (работника), второе направление профилактическое исследование при допуске к сведениям, содержащим государственную или коммерческую тайн
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И КАТЕГОРИИ СТИМУЛОВ 8
1.1. Понятие и виды стимулов в психологии, физиологии и психофизиологии 8
1.2. Понятие и категории стимулов в специальном психофизиологическом исследовании 11
1.3. Вопросы, применяемые в исследовании с использованием полиграфа: основные понятия 15
1.4. Общие требования для формулирования вопросов в исследовании с использованием полиграфа 21
1.5. Понятие доминирующего типа перцептивной модальности. Ведущий канал восприятия как особенность проведения полиграфного исследования 28
Вывод 32
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И ЦЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ СТИМУЛОВ В РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПРИМИНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА 33
2.1. Методика контрольных вопросов (МКВ) 33
2.2. Методика выявления скрываемой информации (МВСИ) 43
2.3. Методика проверочных и нейтральных вопросов (МПНВ) 47
2.4. Служебные тесты 49
Вывод 51
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 52
3.1. Сравнительный анализ использования аудиальных и визуальных стимулов САТ на известное решение в зависимости от типа доминирующей перцептивной модальности обследуемых 52
3.2. Результаты исследования 57
Вывод 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложение 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Доступ из справ.-правой системы «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Приказ ФСВНГ России от 26. 12. 2018 года №664дсп «Об утверждении Методики проверки личных и деловых качеств, а также выявления факторов риска, критериев оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение личных и деловых качеств и выявление факторов риска, формы направления, образца письменного согласия и формы заключения о профессиональной психологической пригодности гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации»,
3. Приказ ФСВНГ России от 26. 12. 2018 года №665 «Об утверждении Порядка формирования комиссий по профессиональному психологическому отбору и утверждения положений о них, а также Типового положения о комиссии по профессиональному психологическому отбору граждан, поступающих на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации»// Доступ из справ.-правой системы «КонсультантПлюс».
5. Приказ ФСВНГ России от 16.11.2016 № 357 «Об утверждении инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии Российской Федерации»// Доступ из справ.-правой системы «КонсультантПлюс».
Монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия:
5. Балгимбаева З.М. Психология гендерных предубеждений: история, теория и прикладные исследования. Алматы: Алла прима, 2008. 160 с.
6. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 336 с.
7. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. 431 с.
8. Варламов В.А, Коровин В.В., Варламов Г.В. Тесты полиграфных проверок / под. ред. А.Г. Сапрунова. Краснодар: ГУВД Ставропольского края, 2001. 160 с.
9. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994. 364 с. URL: http://psyfactor.org/ dyuk.htm (дата обращения: 02.11.2019).
10. Единые требования к порядку проведения психофизиологических исследований (ПФИ) с использованием полиграфа: практическое пособие. М.: Академия управления МВД России, 2008. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/607684045/?page=45&* (дата обращений: 01.12.2019).
11. Зубрилова И.С., Скрыпников А.И., Мягких Н.И. Проведение специальных психофизиологических исследований кандидатов на службу в оперативные подразделения ОВД: методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 116 с.
12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. 504 с.
13. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 686 с.
14. Использование специальных психофизиологических исследований при профессиональном психологическом отборе в органах внутренних дел: методические указания. М.: ГУК, ВНИИ и МУ МВД России, 2000.
15. Комиссарова Я.В. Основы полиграфологии: учебник для магистров. М.: Проспект, 2018. 198 с.
16. Методика по проведению СПФИ с использованием полиграфа в кадровой работе, оперативно – розыскной деятельности и уголовном производстве. М.: Академия управления МВД России, 2008.
17. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «Детекция лжи», академический курс. М., 2004. 447 с.
18. Обухов А.Н., Обухова И.П. Теоретические и методические основы применения полиграфа. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. 321 с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. 672 с.
20. Скрыпников А.И., Зубрилова И.С. Применение полиграфа при раскрытии преступлений органами внутренних дел: курс лекций. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: ВНИИ МВД России, 2009. 167 с.
21. Словарь иностранных слов // под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна. Изд. 6–е, перераб. и доп. М.: Изд. «Советская Энциклопедия», 1964.
22. Сошников А.П., Комиссарова Я.В., Пеленицын А.Б, Федоренко В.Н. Полиграф в практике расследования преступлений: методические рекомендации. М., 2008. 186 с.
23. Харин Ю. Детектор лжи, как это делается. М.: Эксмо, 2006. 352 с.
24. Холодный Ю.И. Полиграфы (детекторы лжи) и безопасность. М.: Мир безопасности, 1998. 95 с.
25. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981. 246 с.
Научные статьи:
26. Ващенко В.А. К проблеме применения полиграфа при отборе кадров на должности в ОВД // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы девятнадцатой всероссийской научно-практической конференции (5-6 марта 2014 г.). Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2014. С. 21-22.
27. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 35-41.
28. Гаужаева В.А. Методические основы проведения исследований на полиграфе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 1. С. 57-60.
29. Занданова О.В. Применение полиграфа при приеме на работу // Глобальный научный потенциал. Экономика и право. 2016. № 4. Улан-Удэ: ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления». С. 45-47.
30. Иванов Р.С. Значимость стимула в ситуации психофизиологического исследования с применением полиграфа // Вестник психофизиологии. 2019. № 2. С. 19-30.
31. Иванов Р.С. Методические основы психофизиологических исследований с применением полиграфа // Вестник психофизиологии. 2017. № 2. С. 68-75.
32. Комиссаров В.И., Комиссарова Я.В. Полиграф – детектор лжи или правды? // Прокурорская и следственная практика. 2005. № 1. С. 167-182.
33. Кузнецов Д.А., Воробьева Е.В. К вопросу об использовании метода анализа электрической активности мозга в сфере детекции лжи // Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение: Материалы Всероссийской научной конференции (19–20 апр. 2007 г.) / Науч. ред. Н.И. Виноградова. Чита, 2007. С. 155-158.
34. Носс И.Н. К вопросу о влиянии индивидуальных особенностей человека на качество тестирования на полиграфе // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 7. С. 98-100.
35. Терпелец А.Н. Особенности психофизиологических реакций, возникающих в процессе исследования с помощью полиграфа // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: сборник трудов участников XII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт МВД России, 2015. С. 178-182.
36. Холодный Ю.И. Опрос с использованием полиграфа и компетенция полиграфолога // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 8. С. 58-64.
При такой постановке вопроса опрашиваемому может быть затруднительно разделить в своей памяти, - что он знал до этой даты, а что после 20 декабря. Даже если опрашиваемый не знает об этом факте до 20 декабря, у него может возникнуть реакция, обусловленная его осведомленностью об этом факте в момент проведения опроса, и эта реакция может быть ошибочно истолкована как свидетельство сокрытия информации.
9.?Недопустимо ?нагружать? вопрос деталями события, если выясняется сам факт наличия события.
Пример. При расследовании кражи денег некорректно задавать вопросы типа - ?Вы похитили деньги 3 января между 20.00 и 22.00?? или ?Похищенные деньги Вы спрятали в своем гараже?? - в силу того, что эти вопросы уже как бы констатируют: опрашиваемый похитил деньги и, единственное, что следует установить - это время действия (первый вопрос) и место, где спрятано похищенное (второй вопрос).
10.?В ходе проверки недопустимо использовать вопросы, касающиеся семейного положения опрашиваем