Особенности развития конструктивных навыков общения младших школьников
Введение
Актуальность: Проблема развития конструктивного общения младших школьников в образовании всегда была актуальной, так как не все дети способны правильно и корректно выстраивать межличностные взаимоотношения между собой в силу некоторых обстоятельств: особенности характера, воспитания, жизненных ситуаций, индивидуальных особенностей личности и множества других факторов. Умение общаться в этом смысле имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья. Каждый человек понимает, насколько велика роль общения в жизни и почему это важный фактор, влияющий на развитие как социума в целом, так и отдельных его групп. И хотя общение для большинства кажется естественным, но у некоторых все же могут возникать различные проблемы. При этом все люди от общения хотят получать хорошие ощущения и желаемые результаты, и получить такой результат возможно только при конструктивном общении. Проблема формирования навыков конструктивного общения – это одна из проблем, не теряющая актуальности с течением времени. Изучением обозначенной проблемы занимались отечественные и зарубежные психологи: Т. Г. Григорьева, Н. В. Гришина, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, К. Левин,
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения навыков конструктивного общения у младших школьников. 6
1.1. Сущность и содержание понятий «навык», «конструктивное общение» и «общение» 6
1.2. Особенности навыков конструктивного общения у младшего школьника 11
1.3. Способы формирования навыков конструктивного общения 16
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию навыков общения у детей младшего школьного возраста 24
2.1 Методическая организация исследования и анализ результатов 24
2.2 Программа занятий с использованием элементов тренинга, направленная на формирование навыков конструктивного общения младших 34
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Не найдено
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, была выделена группа учащихся, которые нуждаются в формировании навыков конструктивного общения. Главным методом для работы с этими обучающимися мы выделили - групповые тренинги. Такая форма работы позволит создать благоприятную эмоциональную атмосферу для формирования представлений об общении, самоконтроле, а также произойдёт вовлечения застенчивых и скромных учащихся в коммуникацию группы.
Разработанная нами серия занятий представляет собой групповые занятия на основе тренинга, с использованием элементов различных упражнений, сюжетно - ролевых игр и творческих заданий. Уже свыше 30 лет в педагогической практике удачно используются тренинговые занятия. В специально создаваемых небольших группах, участники, при помощи ведущего – психолога (педагога), включаются в интенсивное общения, направленное на оказание поддержки в самосовершенствовании. Достигаемый итог – обогащение опыта участвующих, и главное применяемое средство – опыт. Тренинги имеют многостороннюю направленность, возможны тренинги на повышение эффективности деятельности, обучение межличностному общению, формирование взаимоотношений в группе, а также личностное развитие и т.д. Потенциальное преимущество работы в группе — это возможность получения обратной связи и поддержки от педагогов. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. Наблюдая за происходящим в группе взаимодействием, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения.