Методика сопряженного развития скоростно-силовой выносливости и техники плавания баттерфляем у спортсменов 13-14 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность совершенствования процесса многолетней подготовки спортсменов в плавании обусловлена ростом результатов и высокой конкуренцией на международной арене. Специалисты указывают на необходимость разработки новых средств, форм и методов рационального построения тренировочного процесса на всех этапах тренировки с учетом предпосылок сопряженного развития техники плавания и физических качеств в отдельных видах плавания [25, 44, 49, 51]. Особенно это касается системы подготовки юных пловцов.
Актуальность адаптации традиционных средств тренировки и разработки новых для пловцов 13 – 14 лет на этапе углубленной специализации обусловлен необходимостью учета психофизических и функциональных изменений растущего организма юных спортсменов. Процесс подготовки юных пловцов происходит на фоне гормонального всплеска, который сопровождается активным роста тела и развитием физических качеств [19, 33, 36, 46].
В исследованиях Т.М. Балакши [6], И.И. Барыниной [8], В. А. Гришина [14], Н.В. Чертова [57] показано, что на этапе углубленной специализации спортсмен уже овладел определенным набором специфических средств и качеств, а потому готов совершенствоваться в отдельных видах спортивного плавания на профессиональном уровне. В арсенале видов плавания баттерфляй относится к наиболее сложнокоординированным стилям, требующим высокого уровня согласованности движений и проявления выносливости.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПЛАВАНИИ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ…………………….. 6
1.1. Характеристика этапа углубленной специализации в плавании ……………………………………………………….. 6
1.2. Развитие скоростно-силовой выносливости у мальчиков 13 - 14 лет в плавании на этапе углубленной специализации... 10
1.3. Особенности формирования техники плавания баттерфляем у юных спортсменов на этапе углубленной специализации…………………….…………………………….. 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…….. 19
2.1. Организация исследования……………………………….. 19
2.2. Методы исследования…………………………………….. 19
ГЛАВА 3. СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ И ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ БАТТЕРФЛЯЕМ У ПЛОВЦОВ 13-14 ЛЕТ…………………………... 21
3.1. Анализ анкетных данных специалистов по проблеме физической и технический подготовки мальчиков 13-14 лет на этапе углубленной специализации в плавании баттерфляем………………..………………………………….. 21
3.2. Методика сопряженного развития скоростно-силовой выносливости и техники плавания баттерфляем у пловцов 13-14 лет……..………………………………………………….. 27
3.3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение……………………………………………………… 43
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….. 48
Список литературы не найден
Анализ и изучение методической и научной литературы был посвящен изучению современных подходов по развитию скоростно-силовой выносливости, формированию техники и методах тренировки юных пловцов. Изучены вопросы анатомо-физиологического развития и критерии отбора детей в плавание.
Анкетирование. Изучались мнения тренеров, работающих с пловцами 13-14 лет, имеющими свои опробованные методики. В анкете требовалось ответить на вопросы, связанные с распределением нагрузки во время тренировки, какие упражнения используются на развитие специальных физических качеств и формирование техники, частоте использовании контроля и методах его проведении (Приложение 1).
Педагогическое наблюдение. Наблюдение проводилось во время всех этапов экспериментальной работы в бассейне и спортзале ООО « Мегаспорт». Изучалось влияние разных видов нагрузки на спортсменов, как быстро они адаптировались к новым упражнениям и весам, как менялась их техника плавания в течение всего периода эксперимента.
Педагогическое тестирование. В своей работе мы использовали результаты тестов, которые были проведены в начале и в конце эксперимента. С целью определения изменения показателей скоростно-силовой выносливости и техники плавания баттерфляем у пловцов 13-14 лет. Тестирование включало в себя проплывание дистанций 100 и 200 м баттерфляем на соревнованиях и преодоление контрольных нормативов 25 и 50 м во время тренировочного процесса.