Анализ и роль танцевальной терапии на эмоциональное и психическое состояние человека
ВВЕДЕНИЕ
Танцы – это искусство, которое в течение долгого времени развивалось и развивается до сих пор. Танец – это непревзойденный и улучшенный способ отвлечься и прочувствовать свое тело.
Еще с древнейших времен люди относился к танцу как к самому сильному искусству. Ритуальные танцы разных народов мира имели глубокое сакральное значение: они были и средством самовыражения людей, их самореализации, и обращением к почитаемым силам природы и космоса, и формой сплочения социальных связей.
С точки зрения психологии, в свободном движении и импровизации происходит высвобождение чувств, усиливаемое музыкальным сопровождением. С другой стороны, это является средством коммуникации, поскольку танец представляет собой живой язык тела, выражает глубочайшие эмоции в двигательных образах. В сущности, танец - это мост, соединяющий физическое, психическое и эстетическое в человеке, исходя из его индивидуальности.
Актуальность данного исследования определена особенностью становления и выявлен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. История становления танцевальной терапии 5
1.1 Возникновение танцевальной терапии и ее основоположники 5
1.2 Пересечение телесности и внутренних переживаний. Психосоматика 9
ГЛАВА 2. Специфика танцевальной терапии 13
2.1.Принципы танцевальной терапии 13
2.2.Методы принятые в танцевальной терапии 17
2.3. Разновидности тт 21
2.4. Противопоказания для проведения танцевально – двигательной терапии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александрова В.Г. Искусство театра и танца как лечебный фактор//Смоленский медицинский альманах. – 2020. – № 1. – С. 9-14
2. Аленина М.В. Танцевально-двигательная терапия как современный способ реабилитации пациентов при различных заболеваниях // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5.
3. Барнакова, Н.Ч. Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Ч. Барнакова. – Текст : электронный / Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2013/11/26/metod-tantsevalnoyterapii-kak-sredstvo-razvitiya.
4. Баскаков В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии /В. Баскаков.– М. : Смысл, 2004. -225с
5. Бирюкова И. Танец как путь познания и творческого самовыражения [Электронный ресурс] / И. Бирюкова. - Режим доступа : http://sgv.narod.ru
6. Бирюкова И. П. Танцевальная терапия: за и против /И.П. Бирюкова.– М. : Речь, 2013, -123с.
7. Бурно, Э. Терапия творческим самовыражением /Э. Бурно. – М.: Академия, 2012. – 303 с.
8. Васильева, A.B. Танцтерапия — терапевтические возможности и варианты проведения / A.B. Васильева // Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. — 2019. — С. 19-22.
Тем не менее, согласно теории У. Джеймса, на более поздних этапах онтогенеза тело и телесность становятся незначительными и актуальными лишь тогда, когда у индивида возникнет необходимость «воспользоваться» своим телом [11].
Также можно отметить исследования А.А. Фиониной, доказавшей эффективность танцевально-двигательной терапии в купировании психосоматического болевого синдрома [22].
Психологическая защита не блокирует переживания, тревоги, негативные чувства человека, а лишь соматизирует, т.е. поражает соответствующую ему систему органов. Затем вступает в действие следующий этап – функциональный, когда поражение переходит в деструктивно-морфологические изменения в соматической системе, и как следствие – генерализация психосоматического заболевания.
Таким образом, психический фактор представлен как повреждающий.
Находясь в гармонии с окружением, человеку несложно выдержать экстремальные соматические и психические нагрузки и избежать