Обучение старту из воды спортсменов-спиннистов 8–9 лет
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что основы техники движений закладываются в детском и юношеском возрасте. В работах В.К.Бальсевича, а также В.П.Филина показано, что эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того насколько направленность тренировочных воздействий совпадает с естественным ритмом развития моторики. Совпадение направленности тренировочных воздействий с естественным ритмом развития двигательных качеств обеспечивает высокие темпы и гармоничное развитие организма, тогда как несовпадение может привести к нарушению естественного ритма развитие организма, что в конечном счете снижает эффективность тренировки.
Умение эффективно выполнять такое техническое действие, как старт, является важным условием для достижения высокого результата в плавании.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................5
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 8-9 лет..................5
1.1.1 Влияние занятий плаванием на детей младшего школьного возраста................................................................................................................10
1.2 Техника выполнения старта из воды..............................................13
1.2.1 Платформа для старта..................................................................16
1.3 Методика обучения техники старта из воды у пловцов 8-9 лет..17
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................21
2.1 Методы исследования......................................................................21
2.1.1 Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников...........................................................................................................21
2.1.2 Опрос............................................................................................21
2.1.3 Педагогический эксперимент....................................................22
2.1.4 Спортивно-педагогическое тестирование................................23
2.1.5 Методы математической обработки данных...........................23
2.2 Организация исследования..............................................................23
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННОГО КОПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ.....................................25
3.1 Результаты проведенного опроса................................................34
3.2 Экспериментальный комплекс упражнений.................................
3.3 Результаты педагогического эксперимента.................................40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абсалямов Т.М., Ляшко Г.И. Специальная скоростно-силовая подготовка пловцов-спринтеров // Плавание. -2008. - с. 26-28.
2. Аикин В.А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет : Автореф.дисс. . докт.пед.наук. Омск, 2012. - 47 с.
3. Алабин В. Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Харьков: Основа, 2007. 175 с.
4. Барникова, И.Э. Компьютерная обработка экспериментальных данных в педагогике и биомеханике в области физическойкультуры и спорта: учебное пособие / И.Э. Барникова ; Нац. гос. ун-т из. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2016. – 184 с.).
5. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Г.В. Барчукова. - М.: КноРус, 2012. - 368 c.
6. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика / М.М. Боген.- М.: КД Либроком, 2014. - 230 c.
7. Берестецкая И.Ю. Методика технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования двигательной функции : Автореф.дисс. . канд.пед.наук. Киев, 2014. - 24 с.
8. Булгакова Н. Ж. Плавание. М.: ООО «Издат-во АСТ» 2015. 160 с
9. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и Спорт, 2011. - 191 с.
10. Бакшеев М. Д. Построение учебно-тренировочных занятий в спортивном плавании : учебное пособие; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2006. 44 с.
11. Величко Т. И. ЛФК и лечебное плавание в ортопедии: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 034300 - "Физическая культура" / Т. И. Величко, В. А. Лоскутов, И. В. Лоскутова ; Российская акад. Естествознания, Изд. дом Акад. Естествознания. - Москва : Изд. дом Акад. Естествознания, 2014. - 119 с.
12. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовке в спорте. М. , 2013. 264 с.
13. Валенский, М.Я Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я Валенский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. – 240 с.
14. Голубев Г.Ю., Давыдов В.Ю., Калинин А.Д., Воеводина Т.М. Планирование и организация учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ по плаванию: Учебное пособие. – Самара: СГПУ, 2006. – 112 с.
15. Гусев А. А. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной. М. : Психология и педагогика, 2008. - 210 с.
16. Железняк Ю. Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету― физическая культура. М. : Академия, 2012. 268 с.
17. Жук В., Мартыненко Н. Альтернатива штанге: Попеременно асимметрическая методика развития силовых и скоростно-силовых качеств у юных легкоатлетов. Спб.: 2008. №11. 15 с.
18. Зенов Б.Д., Кошкин ИМ., Вайцеховский СМ. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 2013.
19. Егорова Н.Г. // силовые упражнения на тренажерах специального типа.
// ТиПФК. - 2012. - №2. - С.18.
20. Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных пловцов[ Текст]: учебное пособие по направлению 49.04.01
"Физическая культур а" / В. И. Григорьев [и др .]; М-во спор та Р ос. Федерации; Национальный государственный университет физической культур ы, спор та и здоровья имен и П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петер бур г. - СПб.: [б. и.], 2014. - 104 с. - Библиогр .: с. 102- 104
21. Капотов, П. П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - М.: Воениздат, 2018. - 865 c.
22. Кокоулина О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта. М. : Физкультура и спорт, 2011. 88 с.
23. Коц, Я.М. Спортивная физиология : учебник для вузов и колледжей физической культуры / Я.М. Коц. – Москва : Физкультура и спорт, 2004. – 117 с.
24. Кошбахтиев, И.А. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста для занятий футболом в группах начальной подготовки / И.А. Кошбахтиев, Н.А. Кайпов, И.Ю. Разуваева // Молодой ученый. – 2015. – № 2. – С. 101–104.
25. Книга Обучение детей плаванию [Электронный ресурс] : http://www.school-sport.ru/forum/
26. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. М. : Советский спорт, 2012. 464 с.
27. Литвинов А.А., Фоменко Ю.В. К вопросу о совершенствовании техники подводных движений после выполнения старта и поворотов
//Плавание – 3. Исследования, тренировка, гидрореабилитация. – СПб: «Плавин», 2015. - С.86-88
28. Макаренко Л.П. Юный пловец. — М.: Физкультура и спорт, 2013. — 288 с.
29. Максимов В.И. Основы анатомии и физиологии человека. М.: Колос С, 2014 - 167с.
30. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) :дис д-
ра пед. наук / Д.Ф. Мосунов. – Санкт-Петербург, 2011. – 306 с
31. Мясникова, Т.И. Плавание: общая характеристика и история развития : учебное пособие / Т.И. Мясникова. - Екатеринбург : УрФУ, 2016. - 123 с.
32. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М. , 2014. 863 с
33. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. М. : Советский спорт, 2005. 820 с.
34. Плавание. Книга-тренер. - М.: Эксмо, 2012. -802c.
35. Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000
36. Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. — Краснодар, 2013. 37 с.
37. Протченко Т.А. Совершенствование методики начального обучения плаванию младших школьников //Плавание: Ежегодник — 2009. — Вып. 1. — С. 18-19.
38. Программа по плаванию для спортивных школ [Электронный ресурс] : http://www.schoolsport.ru/forum/13-153-1
39. Сахновский К.П., Шульга M. О путях оптимизации начальной подготовки пловцов // Акт. вопросы спортивного плавания : Сб. науч. трудов. ОГИФК. - Омск, 2014. - С. 87-96.
40. Саносян Х.А., Аракелян А.С. О совершенствовании методологии расчета и использовании биомеханических параметров техники в спортивном плавании //Плавание – 3. Исследования, тренировка, гидрореабилитация. – СПб: «Плавин», 2008. - С.79-85.
41. Семенов Ю.А. Навык плавания — каждому. М.: Физкультура и спорт, 2014. -144 с.
42. Семеренский В. И. Развивая силовые качества. М.: Физкультура и спорт, 2015.
43. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник
: для студентов высших учебных заведений / В.М. Смирнов, Н.А. Фудин, Б.А. Поляев, А.В. Смирнов. - М.: Медицинское информационное агентство, 2012. - 543 с.
44. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2015. —528 с.
45. Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. М. : Академия, 2013. 76 с.
46. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание (утвержден о приказом Мин спор та России от 03.04.2013г.
№164)
47. Фомиченко Т.Г. Возрастные закономерности проявления и тренировки силовых качеств в спортивном плавании: Автореф. дисс. докт.пед.наук. -М.: РГАФК, 2016.-38 с.
48. Фомиченко Т.Г. Совершенствование силовой и технической подготовленности пловцов различных возрастных групп. – М.: СпортАкадем Пресс. 2011. - 104 c.
49. Чернышева А. В. Силовая подготовка. Ульяновск.: УлГТУ 2009.
50. Крепление к тумбе для cтарта со спины (платформа для ног) [Электронный ресурс] : https://www.proswim.ru/product/trenazher-dlya- starta-na-spine-finis-backstroke-start-wedge-7433/
Вид спорта, объем и интенсивность используемых тренировочных нагрузок, несомненно, определяют степень влияния тренировки на уровень и динамику физического развития.
Спортсмены, специализирующиеся в разных видах плавании, имеют некоторые различия в размерах тела и типе телосложения, что в определенной мере обусловлено влиянием специфических особенностей их двигательной деятельности. Однако, как показывают исследования, межгрупповые различия морфологических и некоторых функциональных особенностей пловцов разной специализации связаны главным образом с естественным отбором индивидуумов, обладающих особенностями физического развития и типа телосложения, способствующими успешному спорти