Гендерные особенности половозрастной идентификации и самооценки старших дошкольников
Введение
Актуальность исследования. Одной из актуальных тем в педагогике является формирование самооценки личности и исследование половозрастной идентификации. Старший дошкольный возраст – начало осознания ребенка самого себя, своих потребностей и мотивов в мире человеческих отношений. Знакомство с исследованиями показывает, что в дошкольном возрасте создаются возможности для воспитания элементов самосознания, в частности самооценки. Так, B.C. Мухина отмечает, что самосознание представляет собой понимание ребёнком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности [48].
Самооценка у девочек и мальчиков может различаться. Отношение к себе как представителю определенного пола влияет и на формирование оценки себя как личности в целом. Изучение гендерных различий самооценки и половозрастной идентификации детей дошкольного возраста является важным как с точки зрения социальной психологии, так и с позиции возрастной психологии и педагогики. Отношение к себе и к другим людям опирается на гендерные стереотипы, под которыми понимаются традиционные и устойчивые роли и образы, типичные характеристики, приписываемые мужчинам и женщинам [59]. Воздействие этих штампов на индивидуальное сознание личности велико. Гендерная социализация транслируется на всех уровнях, различными методами. На этапе дошкольного возраста происходит первый этап половой идентификации. Дети в этом возрасте уже понимают, что пол не меняется в течение времени, рода занятия или смены одежды и других внешних факторов. Дети старше четырех лет уже правильно различают полоокружающих их людей и знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются различные требования. Это сказывается в тех личных сценариях, которые имеют место в представлениях детей о своем будущем.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей половозрастной идентификации и самооценки детей старшего дошкольного возраста
1.1 Исследование особенностей половозрастной идентификации в работах зарубежных и отечественных педагогов и психологов
1.2 Особенности изучения самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте
1.3 Условия формирования самооценки и половозрастной идентификации старших дошкольников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей половозрастной идентификации и самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Программа и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования в группах мальчиков и девочек
2.3 Сравнительный анализ особенностей половозрастной идентификации и самооценки мальчиков и девочек
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Проанализировав различные подходы к понятиям «половая идентичность» и «гендерная идентичность», мы определили существенные различия этих понятий. Половая идентичность связывается, прежде всего, с биологическими характеристиками человека, тогда как гендерная идентичность определяется как базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с позиции его принадлежности к мужской или женской социальной группе, это характеристика личности и поведения человека с точки зрения мужественности-женственности.
Старший дошкольный возраст – начало осознания ребенка самого себя, своих потребностей и мотивов в мире человеческих отношений. Знакомство с исследованиями показывает, что в дошкольном возрасте создаются возможности для воспитания элементов самосознания, в частности самооценки. Так, B. C. Мухина[48]отмечает, что самосознание представляет собой понимание ребёнком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.