Эволюция англоязычного детектива (на примере английских и американских детективов)
ВВЕДЕНИЕ
Тайны и загадки всегда привлекали человечество. С тех пор, как Эдгар Аллан По написал первый в истории детектив на английском языке, интерес к этому литературному жанру не иссякает.
В ходе развития литературной мысли постоянно происходит переоценка ценностей, смена способов, приёмов организации художественных произведений. Другими словами, идёт непрерывный процесс обогащения путём постоянных изменений и модификаций. Литературные жанры, будучи неотъемлемыми составляющими литературы, также подвергаются изменениям и переоценке. Яркий пример тому - история развития детективного жанра. На протяжении всей истории своего становления жанр детектива вызывал массу вопросов и споров среди литературоведов. В частности, неоднозначным остаётся вопрос о месте, занимаемом детективом в литературе и культуре в целом.
Актуальность данного исследования заключается в неиссякаемом интересе читателей к детективам, однако, далеко не все произведения, написанные в этом жанре, являются качественны
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Возникновение и значение термина «детектив». Историческое формирование жанра в англоязычной литературе 6
1.1 История становления жанра «детектив» 6
1.1.1 Эдгар Аллан По как основоположник жанра 11
1.1.2 История англоязычного детектива 14
1.2 Формирование жанра «детектив» в англоязычной литературе 18
1.3 Тип Великого Детектива в новеллах Эдгара Аллана По (1840 г.) 20
1.3.1 Артур Конан Дойл - неоценимый вклад в историю английского детектива 22
1.3.2 Вклад Дороти Ли Сэйерс в жанр 25
1.3.3 Чарльз Диккенс (Холодный дом, 1852; Тайна Эдвина Друда, 1870) 28
1.3.4 Лунный камень (1868г.) У. Коллинза - лучший детективный роман? 30
1.3.5 Агата Кристи (эталон романа-загадки) 32
1.4 Детектив и общество. Понятие массовости 35
1.4.1 Детективы - в массы (особенности массовой литературы) 36
1.4.2 Формульная литература (какое общество - такой и детектив) 38
1.4.3 Становление и укоренение детектива в англоязычном обществе 39
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДЕТЕКТИВА. РАЗБОР И АНАЛИЗ ЖАНРА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX - XX ВЕКОВ 42
2.1 Комплектующие жанра (без чего классический детектив - не детектив) 42
2.1.1 Как расшифровать тайну? Отсутствие смысловых моментов в логической цепочке 44
2.1.2 Хронотоп. Неразрывная связь прошлого с настоящим в ходе расследования 45
2.1.3 «Подсказки» для читателей 47
2.1.4 Традиционный состав героев 48
2.1.5 Роль рассказчика в детективе 52
2.2 Эволюция англоязычного детектива (на примере литературных произведений) 55
2.2.1 Англоязычные детективные произведения 1838 – 1889 годов 55
2.2.2 Англоязычные детективные произведения 1890 – 1901 годов 58
2.2.3 Англоязычные детективные произведения 1902 – 1929 годов 60
2.3 Анализ выявленных изменений в жанре 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 72
БИБЛИОГРАФИЯ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Агата Кристи Десять негритят [электронный носитель] — Режим доступа. — URL: https://knijky.ru/books/desyat-negrityat (дата обращения: 07.04.2022)
2. Агата Кристи Смерть на Ниле [электронный носитель] — Режим доступа. — URL: https://knijky.ru/books/ubiystvo-v-vostochnom-ekspresse (дата обращения: 07.04.2022)
3. Агата Кристи Убийство в Восточном Экспрессе [электронный носитель] — Режим доступа. — URL: https://knijky.ru/books/ubiystvo-vvostochnom-ekspresse (дата обращения: 07.04.2022)
4. Агата Кристи Убийство Роджера Экройда [электронный носитель] — Режим доступа. — URL: https://knijky.ru/books/ubiystvo-rodzheraekroyda (дата обращения: 07.04.2022)
5. Артур Конан Дойл Записки о Шерлоке Холмсе [электронный носитель] — Режим доступа. — URL: https://knijky.ru/books/rasskazy-o-sherlokeholmse-zapiski-o-sherloke-holmse (дата обращения: 07.04.2022)
6. По Э.А. Тайна Мари Роже [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.lib.ru/INOFANT/POE/Mariroge.txt (дата обращения: 07.04.2022)
7. По Э.А. Убийство на улице Морг [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.litres.ru/edgar-po/ubiystvo-na-ulice-morg17099631/chitat-onlayn/ (дата обращения: 07.04.2022)
8. Уилки Коллинз Лунный камень [электронный носитель] — Режим доступа. — URL: https://knijky.ru/books/lunnyy-kamen (дата обращения: 07.04.2022)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агата Кристи Автобиография. - М.: Эксмо, 2009. - 622 с.
2. Адамов А. Мой любимый жанр детектив.-Москва: Сов. Писатель,1980. – 312 с.
3. Аллен, У. Традиция и мечта / У. Аллен – М. : Прогресс, 1970. – 423 с.
4. Бавин. С. Зарубежный детектив.- Москва: Книж. Палата,1991. - 204 с.
Заметим, что Дороти была одержима честной игрой: все улики должны быть представлены читателю, все выводы должны быть теми, которые могли бы сделать и сами читатели, а сам писатель не должен лгать.
Дороти считала, что персонажи всегда должны быть реальными, обстановка должна быть реальной, и преступления должны быть реальными. Отметим, что сам Джордж Оруэлл однажды упрекнул её за «чрезвычайно болезненный интерес к трупам», но для Сэйерс акт убийства не требовал затушёвывания, - она могла быть очень выразительной в описании трупов, вскрытий и эксгумаций. Убийство имело реальные последствия не только для жертв, но и для всех их знакомых и тех, кто расследовал причину их смерти.
В самом деле, детективные романы Сэйерс «идеалистичны», они «развлекая, поучают», однако, при этом, вовсе не сводятся к морали и приведённым только что оправданиям. Они удивительно цельны, иначе, но