Развитие коммуникативных способностей учащихся 5–9 классов на уроках русской литературы через использование элементов театрализации
Формирование коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем, особенно в условиях информатизации и компьютеризации современного общества, которые ограничивают диалогическое общение учащихся. Коммуникативная компетенция обеспечивает социализацию, адаптацию и самореализацию в жизни.
Я считаю, что работа в данном направлении позволяет решить ряд проблем учащихся: преодоление страха публичного выступления (даже если «публика» – один класс), умение находить в общении различные способы взаимодействия со своим окружением, способность адаптироваться в новых условиях. Решение данных проблем является условием успешного личностного становления каждого ребёнка.
Список использованных источников
1. Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: игровые упражнения / Н. И. Дереклеева. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
2. Ершов, П. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов ; под общ. ред. Д. И. Фельдштейна. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. :Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 366 с.
3. Зепалова, Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя / Т. С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с.
4. Концепция учебного предмета «Русская литература» // Русский язык и литература. – 2009. - №7. – С. 21 – 27.
5. Образовательный стандарт учебного предмета «Русская литература» (I – ΧI классы) // Русский язык и литература. – 2009. - №7. – С. 28 -32.
6. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Русский язык. Русская литература. V—IX классы. — Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 116 с.
7. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э. Г. Чурилова. – М. : ВЛАДОС. – 2004. – 160 с.
Программой по русской литературе предусмотрен такой вид деятельности, как составление кадроплана. Дети вдумчиво вчитываются в содержание текста, уточняют значения слов, на которые при прочтении не обратили внимания, а затем решают, что будет изображено на каждом кадре, объясняют почему. В процессе урока часто возникает спор, но это как раз тот случай, когда не следует придерживаться тишины на уроке, потому что, как известно, «в споре рождается истина». Учащиеся подбирают нужные слова, учатся строить связное высказывание, а это развивает коммуникацию.
В своей педагогической практике я опробировала и такой приём, как составление сценария для спектакля. Творческая группа под руководством учителя написала сценарий постановки по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед