Формирование у старших дошкольников представлений о семье средствами театрализованной деятельности
Введение
Актуальность исследования. Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современного общества. Именно семья закладывает в ребенке крепкое основание, от которого зависит его будущее. В семье ребенок получает первый жизненный опыт и учится решать проблемные ситуации на конкретных примерах родителей и близких ему людей.
Стандарт провозглашает, что в дошкольном возрасте необходимо формировать представления детей о своей семье, ее устоях и традициях, чувства принадлежности к семье, гордости за успехи и достижения своих родных, уважение к своим родственникам и предкам (1).
Пути решения поставленных задач конкретизированы в современных программах дошкольного образования, которые разработаны в соответствии с ФГОС ДО. В программных документах уделяется внимание углублению и расширению представлений детей о себе в настоящем, прошлом и будущем, знаний о семье и истории семьи.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования у старших дошкольников представлений о семье средствами театрализованной деятельности………………………………….…………………………………..6
1.1. Формирование представлений о семье у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема ……………………………….............6
1.2. Средства и пути формирования представлений о семье у старших дошкольников………………………………………………………….11
1.3. Театрализованная деятельность как средство формирования представлений о семье у старших дошкольников …………………………….16
Выводы по главе 1………………………………………………………...24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников представлений о семье посредством театрализованной деятельности..……………………………..……………...26
2.1. Диагностика представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста ………… ……………………………………………26
2.2. Система работы по формированию представлений о семье посредством театрализованной деятельности у старших дошкольников……………………………………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………….40
Выводы по главе 2………………………………………………………..47
Заключение…………………………………………….………………………..49
Список источников и литературы…………………………………………...51
Приложение……………………………………………………………………..55
Список источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -М.: Воспитание дошкольника, 2014. - 208 с.
Учебная литература
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
4.Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / Н.Ф. Губанова. – М.: Издательство «ВАКО», 2007.– 256 с.
5. Демидова, Н. И. Дошкольные учреждения и семья[Текст] / под ред. Т. Н. Дороновой. –М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 126 с.
6.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: Речь, 2007. -176 с.
7. Коломийченко, Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3–7 лет [Текст] / Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
8. Конторская, Е.Н. Классификация театрализованных игр [Текст] /Е.Н. Конторская.- Новомосковск, 2018.- 10с.
9. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2009. - 232 с.
10. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] /А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 2009. - 300 с.
11.Матвеичева, Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду [Текст] / Л.А. Матвеичева.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 186 с.
12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2013. – 944с.
13. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников [Текст] /Л.Ф. Островская. –М. : Просвещение, 1999. – 160 с.
14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е. И. Артемонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова; под ред. Е. Г Силяевой. -М.: Академия, 2002. -192 с.
15. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной [Текст] /Е.К. Ривина. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.-125с.
16. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] /В.А. Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с.
17. Харчев, А. Л. Современная семья и ее проблемы [Текст] / А. Л. Харчев, М. С. Мацковский. - М.: Сфера, 1997.-271с.
Научная литература
18. Артюхова, Т.Ю. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся [Текст] /Т.Ю. Артюхова, Т.И. Петрова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.-2015.-С.31-35.
19. Березина, Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких [Текст] / Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 64-73.
20. Бодрова, Е.А. Формирование образа семьи у дошкольников [Текст] /Е.А. Бодрова // Проблемы современного образования.-2020.-№6.-С.219.
21. Васина, С.М. Особенности формирования представлений о семье [Текст] /С.М. Васина //Вестник КГПУ. – 2014. – №7 – С. 55-62.
22. Веннецкая, О.Е. Проблема и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города [Текст] /О.Е. Веннецкая, О.А. Лакеева, К.В. Жукова //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» .-2016.- С.183-185.
23. Гольберт, Е.В. Функциональная модель процесса формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников [Текст] / Е.В. Гольберт // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология.-2014.-С.9.
24. Гильманова, Л. В. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей [Текст] / Л. В. Гильманова, Е. А. Газизулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 94-96.
25. Дыбина, О. В. Приобщение детей к истокам семьи [Текст] / О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 6. – С. 124–129.
26. Забровская, О.А. Театрализованные игры как средство формирования гуманных взаимоотношений старших дошкольников [Текст] / О.А. Забровская, С.А. Шатрова // Казанский педагогический журнал.-2017.-№4.-С.114.
27. Милева, Е. К. Формирование у дошкольников образа семьи в условиях детского сада на современном этапе [Текст] / Е. К. Милева // Детский сад: теория и практика. – 2014. - № 12. – С. 6-19.
28. Минькова, М.Е. Проблема развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /М.Е. Минькова //VIII Международная студенческая научная конференция.-2016.-С.33.
29. Охлопкова, М.В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. В. Охлопкова. //Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 48-52.
30. Сергеева, Р. Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников [Текст] / Р. Н. Сергеева, В. Э. Головенко, Л. В. Гильманова. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 56-59.
31. Ферапонтова, О. И. Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. И. Ферапонтова, Е. А. Емашева. // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 106-109.
32. Чернявская, В.С. Образ семьи у детей дошкольного возраста из семей разных типов [Текст] /В.С. Чернявская, А.А. Силич //Концепт.-2015.- №6. - С.1-7.
33. Шакура, К.В. Значение игры в жизни ребёнка [Текст] /К.В. Шакура // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017.-№ 9.-С.84.
Театрализованная деятельность привлекательна потому, что в ней можно часто обращаться к сказке. Если рассмотреть сказку с различных точек зрения, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Слушая сказки, дети накапливают бессознательно некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуаций - так и останется в пассиве. И очень важно, чтобы дети осознавали смысл сказочных событий и их взаимосвязь с ситуациями реальной жизни.