Функционирование качественных имен прилагательных в повести А.П.Чехова «Три года»: лингвостилистический и методический аспекты
ВВЕДЕНИЕ
Повесть А.П. Чехова «Три года» остается в поле зрения исследовательского интереса лингвистов [9, с. 103; 27] и литературоведов [7; 8, с. 44] в течение последних лет.
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что его тема соответствует современным лингвистическим исследованиям в области функционирования языковых единиц в тексте. Функционирование в тексте качественных имен прилагательных находится в центре внимания современных исследователей. Рассматриваются вопросы, связанные с грамматическими особенностями кратких и полных форм [5, с. 52]. Вопросы, связанные с функционированием прилагательных в художественном тексте [7, с. 144], разряды имен прилагательных [18, с. 10]. Вопросы функционирования прилагательных, образованных от фамилий [24, с. 74], предикативные прилагательные в детской речи [34, с .65].
Объект исследования – качественные имена прилагательные в тексте повести А. П. Чехова «Три года».
Предмет исследования – качественные имена п
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 5
1.1. Имя прилагательное в современных лингвистических исследованиях 5
1.2.Разряды имен прилагательных в академических грамматиках русского языка 8
1.3.Лексико-грамматические разряды имен прилагательных в учебных пособиях вузов 9
ГЛАВА 2. КАЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ПОВЕСТИ «ТРИ ГОДА» А.П. ЧЕХОВА 14
2.1.Семантические группы качественных прилагательных 14
2.2. Лексико-грамматические признаки качественных имен прилагательных 15
2.2. Краткие и полные формы имен прилагательных 23
2.3. Степени сравнения 29
2.4. Стилистические функции качественных прилагательных 32
2.4.1.Эстетическая функция 32
2.4.2. Экспрессивно-эстетическая функция 40
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ШКОЛЕ 45
3.1 Методы обучения 45
3.2. Методы контроля 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Баталов, А.А., Никашина, Н.В. Повторы как доминантный признак построения текста в малой прозе А.П.Чехова [Текст] /А.А.Баталов // Вестник РУДН, серия Лингвистика. - 2012. - № 4. - С.33-39.
2. Виноградов, В.В., Истрина Е.С., Бархударов С.Г. Грамматика русского языка, I том. [Текст]. - М.: Академия наук СССР, - 1960, - 719 с.
3. Всеволодова, М.В. О грамматике полных и кратких форм прилагательных и причастий в русском языке [Текст] /М.В. Всеволодова// «Вопросы языкознания». - 2013. - №6. - C. 3-32
4. Гаспаров, М.Л. Слово в стихе: об одном типе прилагательных [Текст] [Текст] / М.Л. Гаспаров // «Вопросы языкознания» . - 2011. - №4. - С. 81-89
5. Гончарова, Л. М. О некоторых тенденциях в употреблении полных и кратких форм имен прилагательных в современном русском языке [Текст] /Л.М. Гончарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 1 (8). - C. 52-56.
6. Грамматика современного русского литературного языка [Текст] / [С. Н. Дмитренко и др. ; отв. ред. Н. Ю. Шведова] ; Акад. наук СССР, Ин-т русского яз. - М.: Наука, - 1970. - 767 с.
7. Дроздова, И., Ким, Н.М. Стилистический аспект функционирования предложений с обобщенным значением в тексте повести А.П.Чехова «Три Года» [Текст] /Н.М. Ким, И. Дроздова// XII Молодежные Чеховские чтения в Таганроге: материалы XII международной конференции. - 2020. - С. 144-150.
8. Семина, С.И. «Музыка милосердия и правды» в повести А.П.Чехова «Три года». [Текст]/ Семина С.И. // ХХ Чеховские чтения: Материалы лингвистической секции. Таганрог: Изд-во таганрогского гос. пед. ин-та. - 2001. –С. 44-53.
9. Зайцева, Т. Б. Тип эстетика в повести Чехова «Три года» [Текст] /Зайцева Т.Б.// Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. - 2011. – № 3. – C. 109–113.
10. Зализняк, А. А. Семантический переход как объект типологии. [Текст] /Зализняк А.А.// «Вопросы языкознания», - 2013, - №2. - С. 107-111.
11. Иванов, С.В. Краткие формы и степени сравнения качественных имен прилагательных [Текст] // Русский язык в школе и дома – 2015. – №2, – С.3
Наиболее частотны антонимические ряды:
Счастливый—несчастный (они реализуют мотив счастья);
Умный — глупый;
знакомый — незнакомый (они реализуют мотив неведения)
богатый, бедный;
здоровый, больной;
полный, худой;
красивый, некрасивый.
Их употребление и частотность обусловлена соответствием основным мотивам повести [9, с. 109].
Качественные прилагательные способны также образовывать синонимические ряды:
Нина Федоровна платила за бедных учеников, раздавала старухам чай, сахар, варенье, наряжала небогатых невест, и если ей в руки попадала газета, то она прежде всего искала, нет ли какого-нибудь воззвания или заметки о чьем-нибудь бедственном положении.
Контекстные синонимы:
Она утомилась, стала задыхаться; потом, отдохнувши немного, взяла брата за руку и продолжала слаб