Развитие силовых способностей школьников в условиях урока физической культуры
Введение
Актуальность. Проблемой развития мышечной силы у школьников различного возраста на текущий момент представляет наиболее особый интерес в связи с очевидными изменениями условий жизни общества, таких как экологических (неблагоприятная обстановка), экономических (падение уровня жизни населения) и социальных (деградация культуры населения). К перечисленным факторам следует также отнести пренебрежительное отношение к здоровью у самих школьников, злоупотребляющих курением и алкоголем, что выразилось в потере интереса у учащихся к физическому воспитанию. Устремление к физической деградации у молодого поколения становится все более очевидной. Подростки 2000-х годов по мышечной силе и выносливости на 12-20% уступают своим сверстникам 80-х. Как подмечает В.А. Круцевич, заметно снижается стремление к прогулкам с друзьями, просто активному отдыху. В то же время появилось такое хобби, как работа на компьютере и компьютерные игры, которого раньше не существовало. Эти факторы создают предпосылки для развития отклонений в состоянии здоровья студентов: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениям обмена веществ.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития силовых способностей у детей школьного возраста 5
1.1. Сила как физическое качество и её виды 5
1.2. Структура силовых способностей человека 6
1.3. Средства развития силовых способностей 10
1.5. Методика развития силы детей старшего школьного возраста 16
Глава 2. Экспериментальное обоснование эффективности внедрения методики развития силы, на основе контрольных упражнений для детей старшего школьного возраста 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Морфофункциональные изменения в физическом развитии старшего школьного возраста в ходе проведения исследования 29
2.3. Динамика развития силовых качеств детей старшего школьного возраста под воздействием занятий физическими упражнениями 32
Глава 3. Анализ и подведение итогов полученных результатов 38
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение 1 51
Приложение 2 54
Список использованных источников
1. Арефьев В.Г. Основы теории и методики физического воспитания : учебник / Камянец-Подольский: П П Буйницкий О.А., 2011. - С. 73 - 81.
2. Бальсевич В.К. Здоровье - в движении! / В.К. Бальсевич. – Москва : Советский спорт, 2007. - С. 3-4.
3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич. - Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2001. - С. 23 - 25.
4. Бартош О.В. Сила и основы методики её воспитания, методические рекомендации / О.В. Бартош. - Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2009. - 47 с.
5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. - Москва: Просвещение, 2005. - 128 с.
6. Доман Г. Гармоническое развитие ребенка / Гленн Доман. - пер.с англ.- Сост., вступ. ст. В. Дольникова. - М.: Аквариум, 2004. - 442 с.
7. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для вузов / Ю.И. Евсеев. - Ростов на Дону : Феникс, 2002. - 382 с.
8. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету Физическая культура / Ю.Д. Железняк. - Учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2004. - 269 с.
9. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасёв. - Методические основы развития физических качеств. - под общей ред. Карасёва А.В. – Москва : Лептос, 2005. -С. 61 - 134.
10. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов / В.М. Зациорский. – Москва : Физкультура и спорт, 2006. - 196 с.
11. Зибаров О.И. К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях / О.И. Зибаров. - Теория и практика физической культуры, 2007. - С. 234 - 247.
12. Иванов С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура / С.М. Иванов. - 3-е издание -Москва : ИНФРА, 2011. - 437 с.
13. Комков А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / А.Г. Комков, Е.Г. Кириллова. - Физ.культура : воспитание, образов., тренировка. 2009. - С. 2-5.
14. Конеева Е.В. Физическая культура / Е.В. Конеева. - учебн. Пособие -Под общ. ред. Е.В. Конеевой. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 558 с.
15. Коростелёв Н.Б. Найденное время / Н.Б. Коростелёв. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 56 с.
16. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания / Т.Ю. Круцевичю - Киев : Олимпийская литература, 2008. - С. 8 - 13.
17. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф Курамшина. – Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – Мосвка : Советский спорт, 2003. - 464 с.
18. Лях В.И. Физическая культура в школе / В.И. Лях. - Журнал № 6, 2005. - 36 с.
19. Лях В.И. Мой друг – физкультура / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
20. Лях В.И., Зданевич. А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов / В.И. Лях, А.А. Комплексная. – Москва : Просвещение, 2003. - 296 с.
21. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г. Б. Физическая культура / В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. - М.: Просвещение, 2004. - 155 с.
22. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. - Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2009. - 222 с.
23. Приходько С.Е. Влияние учебного процесса на уровень здоровья и заболеваемость школьников и студентов / С.Е. Приходько. - Теория и методика физического воспитания и спорта, научно-теоретический журнал для специалистов в отрасли физического воспитания и спорта, научных работников, преподавателей ВУЗ, тренеров, докторов, аспирантов, студентов, спортсменов № 2, 2010. – С. 81 - 83.
24. Солоха Л.К. Спортивная физиология / Л.К. Солоха. - Методические указания к теоретическому изучение курса - Симферополь, 2003. - С. 49-60.
25. Шиян Б.М, Ашмарин Б.М, Минаев Б.М. Теория и методика физического воспитания / Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.М. Минаев. - Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. училищ. - Под ред. Б.М. Шияна. – Мовсква : Просвещение, 2002. - 224 с.
26. Хорунжий А.Н. Развиваем силу / А.Н. Хорунжий. - Физическая культура в школе. Научно-методический журнал №6, 2008. – С. 21 - 24.
Данная методика была подобрана для детей старшего школьного возраста. Это связано с завершением периода второго детства, развертыванием переходного периода и наступлением юношеского возраста. В растущем организме происходят значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем.
В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у подростков и юношей к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту [6, с. 356].
Особенно заметным является , так называемый "пубертатный скачок роста" - это резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигается гармоничные пропорции.