Развитие межличностных отношений в коллективе младших школьников на основе использования игр-проживаний

Цель исследования: определить актуальный уровень сформированности межличностных отношений в коллективе младших школьников и составить методические рекомендации по их улучшению
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.09.2022
Объем файла
9999 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современные изменения, происходящие в обществе, образовании, диктуют введение новых подходов к проблемам межличностных отношений обучающихся. В настоящее время наблюдается дефицит устойчивых межличностных отношений подрастающего поколения, живущего в условиях активной информатизации общества (компьютеризация, телевидение), оказывающей мощное влияние, как на область образования, так и досуга. Встает вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка информации межличностное общение, взаимодействие, дружеские отношения.
Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают эмоциональное благополучие ребенка, что в свою оче-редь во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Личные отношения играют важную роль в удовлетворении основных потребностей ребенка: эмоциональный контакт, безопасность, стремление быть личностью. Так происходит нравственное становление ребенка: он приобретает опыт заботы, любви, уважения, терпимости. Из совокупности этих межличностных отношений складывается социально-психологический климат детского коллектива, социальный контекст развития и социализации ребенка. Кроме того, межличностное общение имеет особое значение в развитии познавательных и психических функций, навыков, интересов и увлечений у детей. Формы поведения, формирующиеся в межличностных контактах, помогают ребенку активно доминировать над окружающей действительностью, включаться в широкую систему социальных отношений.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Содержание и сущность понятия «межличностные отношения» 6

1.2. Особенности развития межличностных отношений в коллективе младших школьников 16

1.3. Способы развития межличностных отношений в коллективе младших школьников 24

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 32

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34

2.1. Методическая организация исследования и его результаты 34

2.2 Комплекс игр-проживаний, направленный на развитие межличностных отношений в коллективе младших школьников. 47

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Приложение А. 66

Приложение Б. 68

Приложение В 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абгарян И.Ц. Изучение межличностных отношений младших школьников. И.Ц. Абгарян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/izuchieniie-miezhlichnostnykh-otnoshienii-mladshik.html

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное посо-бие для студентов. М.: ООО «ПЕР СЭ», 2008. 384 с.

3. Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.; под редакцией М. Р. Битяновой. С-Петербург. – 2012 г.

4. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов педвузов / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия, 2000. 264 с.

5. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения. Воронеж: НПО МОДЭК, 2012. 289 с.

6. Безродных Т.В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика. Новосибирск: ЦРНС, 2009. 311 с.

7. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности де-тей в обстоятельствах прямого доступа образовательного учреждения. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.  92 с.

8. Блонский П.П. Психология младшего школьника: монография / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М.: Изд.-во Института практической психологии, 2011. 574 с.

9. Бодалев A.A. Психология общения. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. 256 с.

10. Бодалев А.А. Личность и общение: монография. М.: Педагогика, 2013. 277 с.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

12. Бориснев С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для ву-зов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 287 с.

13. Бриченко Е.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности. 

14. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психо-логии: Учебное пособие. М.: ИЦ Академия, 2011. 341 с.

15. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических ис-следований: Учебное пособие. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. 418 с.

16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2016. 365 с.

17. Газман О.С. Детский коллектив как субъект воспитания // Пробле-мы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / Под ред. А. Ю. Гордина. М. : Педагогика, 1973. С. 71-109.

18. Голубева Е.В., Тулынина А.Ю. Методы наблюдения и беседы. Общий психологический практикум. Раздел 3. Учебно-методическое пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. 292 с.

19. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. 152 с.

20. Донцов А.И. Психология коллектива: учеб.пособ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 208 с.

21. Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития: книга для учителя: монография /Изд-во: ДиректМедиа, 2015.168с. 

22. Емельянова И.Г. Особенности межличностных отношений в современных младших школьников. М.: Новая школа, 2015. 92 с.

23. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: изд. «Педагогика», 1989. 208 с.

24. Ивашкин В.С. Психологический климат классного коллектива [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/kliklakol.htm 

25. Изучение межличностных отношений учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/677-.html 

26. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. 576 с. 

27. Киричук А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук. – ч. 2 – Тарту, 1974. 375 с. 

28. Клепцова Е.Ю. Виды межличностных отношений. Е. Ю. Клепцова. Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. − № 2. – С. 382−387

29. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов. Минск: ООО «ФУА информ», 2003. 312 с.

30. Колоненко Ю.В. Особенности формирования межличностных от-ношений младших школьников на игровых занятиях. Ю.В. Колоненко. Молодой учёный. - 2014. - №20. С. 657-659

31. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. СПб.: Алетейя, 2011. 192 с.

32. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.

33. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978. 48 с.

34. Метод наблюдения и беседы в психологии: Учебное пособие / Отв. ред. А.М. Айламазьян. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 124 с.

35. Мокина Я.А. Особенности межличностных отношений младших школьников // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 1. С. 118-122.

36. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1995. 356 с.

37. Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в кол-лективе младших школьников // Воспитание школьников. 2015. № 2. С. 38-42.

38. Немчинова И.Ю. Межличностные отношения в младшем школь-ном возрасте. И.Ю. Немчинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/miezhlichnostnyie-otnoshieniia-v-mladshiem-shkoln.html

39. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. 236 с.

40. Попова-Денисова, С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников. С.В. Попова-Денисова. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. ‒ №41. С.109-113. 

41. Практическая психология образования: учебник / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 2011. 526 с.

42. Прохорова, С.Н.Социализация младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО. С.Н. Прохорова, Ю.С. Жолобова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2689 

43. Психологический словарь. А.Я. Психология. [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://azps.ru/handbook/m/mejl483.html

44. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

45. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум. М.: Форум, 2013. 512 с.

46. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 232 с.

47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста. Е.И. Рогов. В 2-х кн. Кн.1. – М.: Владос Пресс, 2008. 384 с. 

48. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. Психология личности: Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Издательство Московского университета, 1982. С. 28-34. 

49. Салливан, Г. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. Г. Салливан, Дж. Роттер, У. Мишел. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 128 с. 

50. Сачкова, М. Е. Специфика межличностных отношений младших школьников [Текст]: сб. науч. статей / М. Е. Сачкова // Ярославский педаго-гический вестник. – Ярославль, 2011. С. 252-256. 

51. Сидорова Е.Э., Туласымова Н.Ю. Формирование межличностных отношений младших школьников // Электронная научная библиотека «Ки-берЛенинка». 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov-1

52. Сластёнин В. А. Психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. Под общ.ред. В. А. Сластёнина, А. С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. 395 с. 

53. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2013. 160 с.

54. Социометрия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/15.html 

55. Стрыгина М.Н. Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника. М.Н. Стрыгина 54 //Наука и школа. - 2011. №6. с.117-123. 

56. Сухова А. Н. Социальная психология. А. Н. Сухова. – М.: Юнити-Дана, 2011. 616 с.

57. Тиханова И.Г. Способы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и пути их коррекции: дис. канд. психол. наук. М., 2002. 152 с.

58. Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования от 6 октября 2009 г. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922.

59. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Академия, 1997. 67 с.

60. Фельдштейн Д.И. Человек как созидатель и носитель социального. М.: Педагогика, 2007. 65 с.

61. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: концептуальные и прикладные основы социальной психологи. М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.

62. Шкуричева Н.А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе: дис.  канд. пед. наук. М., 2006. 185 с.

63. Щур В.Г. Особенности взаимоотношений в детских группах при распределении обязанностей // Взаимоотношения детей в совместной дея-тельности и проблемы воспитания: сб. науч. тр. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984. С. 74-93.

64. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. : Педагоги-ка, 1989. 560 с.

65. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. 28 с.

Социометрическое исследование показало, что у каждого в классе есть свои друзья и предпочтения в общении. Достаточно много детей делают взаимные выборы. Таким образом, социометрия позволила получить представление одной из сторон межличностных отношений и показала, что единство классного коллектива развито на среднем уровне.
В результате уже появившихся взаимоотношений определяются лич-ные позиции и статус каждого. В структуре группы возникает ядро из 1-3 человек, которые начинают пользоваться авторитетом и неформальным влиянием. Возникают групповые нормы, которые являются регулятором отношений в коллективе, в классе появляются общие интересы. В коллективе нет деления на группировки, но не все дети находятся в статусе «принимаемые», достаточное количество «предпочитаемых». В результате применения методики «Социометрия» нам удалось выявить, что учащиеся 3 «А» класса находятся на среднем уровне.