Дезадаптация у подростков с различным уровнем интеллектуальных нарушений

В дипломной работе рассмотрена проблема дезадаптации у подростков с интеллектуальными нарушениями; проведено практическое исследование по выявлению психологических детерминант дезадаптации у подростков с различным уровнем интеллектуальных нарушений.
Author image
Anya
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.09.2022
Объем файла
92 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что в адаптированных школах одной из главных задач является адаптация выпускников в окружающем мире. На успешность данной задачи (самостоятельная жизнь в обществе) влияет не только знания по предметам, приобретения навыков в профессионально-трудовой деятельности, но также и умение общения, умение контактировать с окружающими людьми, психологические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, влияющих на поведение личности в обществе.
Л. С. Выготский в своем положении говорил о том, что нормативное, то есть социально-приемлемое поведения у школьников с умственной отсталостью и нормально развивающегося ребенка протекает по одним и тем же законам. Но так как интеллектуальный дефект определяет некоторые особенности в поведении ребенка необходимо специальная организация по его его социальной адаптации.
Многие авторы в области специальной психологии и педагогики в разные годы (М. С. Певзнер, 1959; С. Я. Рубинштейн, 1979

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1 Понятие и сущность адаптации и дезадаптации в психологии.
1.3 Особенности дезадаптации в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
2.2. Анализ полученных результатов, математической обработки данных исследования и их интерпретация
Выводы по второй главе.
Заключение
Список литературы

Список литературы

Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 150 с.
Альбрехт, Э.Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: Автореф. дис. на соиск. учен. степени. канд. пед. наук. / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – М.: 1976. – 21 с.
БажуковаO. A. Формирование личности умственно отсталого подростка // Вопросы гуманитарных наук. - 2005. - №4. - С. 306-310.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский- СПб.: Союз, 2006,- 144 с.
Выготский JI.C. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
3мановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2004. - 288 с.
КоробейниковИ.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении. Отбор детей во вспомогательную школу. - М.: Просвещение, 1983. - С. 18-23.
Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. - М.: 1956. т. 1. — 315 с.
Мадорский Л. Р., Зак А.З. Глазами подростков: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.
Майсак Н.В. Личностные особенности подростка с девиантным поведением. Дис. канд. психол. наук. -М., 2001. - 207 с.
Маллаев Д. М., Омарова П. О., Бажукова О. А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. Спб.: Речь, 2009. - 159 с.
Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дисс. канд. психол. наук. М., 2000. – 154 с.
Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. с

мпе по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст, двигательное действие и т. п.). «Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью» [22, с. 36].
Для детей с нарушением интеллекта характерен маленький объем восприятия. Умственно отсталые выделяют только отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия [24].
Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.
Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.