Школьный музей как центр интерпретации культурного регионального наследия
Введение.
Современный мир – мир значительных перемен в обществе и культуре, которые неизбежно происходят в том числе и на глобальном уровне. В этой связи всё острее встаёт вопрос о сохранении отдельных культур, их интеграции в современность, их актуализации. Важно это и для русской культуры, для наследия, прошлого и настоящего её отдельных частей, её региональных особенностей. Возникает необходимость осмыслить, сохранить и передать, не потерять наследие русского народа в регионах страны, в чём может помочь осознание исторической ценности, находящееся на данный момент на достаточно высоком уровне. Утрата культурного регионального наследия, равно как и памяти неизбежно приведёт к духовному обнищанию, разрывам исторической памяти. Историческая память обеспечивает преемственность поколений, их связь, а это опора нашего самосознания как народа. Ценностные установки памяти выступают как наши традиции, устранение же из нашей памяти традиций повышает склонность к восприятию и принятию фальс
Содержание
Введение……………………………………………………………...……С.3
Глава 1. Школьный музей как феномен: история и характеристика…..С.7
Глава 2. Современная практика работы школьных музеев (на примерах школьных собраний в посёлке Ульяновка Тосненского района)……….…С.24
Заключение……………………………………………………..…….….С.42
Библиография…………………………………………………..…….с. 44-48
Библиография:
1. Александров А.А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия / А.А. Александров. – Москва: Проспект, 2009. – 176 с.
2. Арнаутова Ю.А. Культура воспоминания и история памяти / Ю.А. Арнаутова // История и память. – Москва:Просвещение, 2009. – С. 47–55.
3. Веденин Ю.А. Основные положения современной концепции управления культурным наследием / Ю.А. Веденин, П.М. Шульгин // Наследие и современность: информационный сборник. – М., 2002. – Вып. 10. – С. 7–18.
4. Гаврилова С. Наследие советских теоретических и экспозиционных методов в современных краеведческих музеях. // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / под ред. А.Завадского, В.Склез, К.Сувериной. – Москва: Новое литературное обозрение, 2019. – 400 с.: ил. (серия «Интеллектуальная история)
5. Гордин В.Э. Роль сферы культуры в развитии туризма в Санкт-Петербурге / В.Э. Гордин // СанктПетербург: многомерность культурного пространства. – Санкт-Петербург.: Левша, 2009. – С. 3–4
6. Гордин В.Э. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов / В.Э. Гордин, М.В. Матецкая // Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства. – Санкт-Петербург: Левша, 2009. – С. 42–51.
7. Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма: международный туризм / Е.Л. Драчева, Е.Б. Забаев, И.С. Исмаев. – Москва: КНОРУС, 2005. – 450 с.
8. Иванов, В.В. Введение в историческую социологию / В.В. Иванов. – Казань: Мир, 2008. – 128 с.
9. Историческое сознание: состояние и тенденции развития в условиях перестройки (результаты социологического исследования): информационный бюллетень Центра социологических исследований АОН. – Москва: Центр социологических исследований, 2010. – 3 с.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
11. Лазунова Н.Н. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. Ермолаева Л.К. Лазунова Н.Н., Москва: Просвещение – 1999. - № 2. – С. 40-48.
12. Лоскутова М. Уездные ученые: самоорганизация научной общественности в российской провинции во второй половине XIX – первой трети XX века // Ab Imperio, 2009. №3. С.119-169.
13. Лоскутова М. Наука областного масштаба: идея естественных районов в русской географии и истоки краеведческого движения 1920-х годов // Ab Imperio, 2001. №2. С.83-121.
14. Мастеница Е.Н. Социокультурные практики музеев малых городов России как фактор регионального развития // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2020. №2 (55). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-praktiki-muzeev-malyh-gorodov-rossii-kak-faktor-regionalnogo-razvitiya (дата обращения: 11.04.2022).
15. Мастеница Е.Н. Интерпретация культурного наследия в музее: гуманитарный дискурс // Вестник СПбГИК. 2011. №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-kulturnogo-naslediya-v-muzee-gumanitarnyy-diskurs (дата обращения: 13.04.2022).
16. Официальный сайт МКОУ «Саблинская ООШ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sablino.tsn.47edu.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii
17. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://museum.ru/rme/dictionary.asp
18. Саблинский историко-краеведческий музей МКОУ «Ульяновской СОШ №1» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ulanovka1.tsn.47edu.ru/sablinskij-muzej
19. Саблинский заповедник: история и современность. Инструкции для путешественников. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vpoxod.ru/page/toponym/sablino_info
20. Сарапулов А.Н. Школьный музей: общее и особенное // Вестник МАЭ. 2014. №4. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-muzey-obschee-i-osobennoe (дата обращения: 11.04.2022).
21. Сиволап Т.Е. К вопросу сохранения культурного наследия в России: некоторые аспекты решения проблемы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. №1 (9). [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-sohraneniya-kulturnogo-naslediya-v-rossii-nekotorye-aspekty-resheniya-problemy (дата обращения: 10.04.2022).
22. Современная типология и классификация музеев. — Текст: электронный [Электронный ресурс] // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. – 2018. – Режим доступа: https://iskusstvoed.ru/2018/08/19/sovremennaja-tipologija-i-klassifikac/ (дата обращения: 6.04.2022)
23. Степанова Е.В. «Школьный музей в культурно-образовательном пространстве» методическое пособие ФГБОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры и искусств», 2008., 43 с.
24. Статья о Саблинском историко-краеведческом музее [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.sablino.ru/sablino/muz_ist.htm
25. Тосненский вестник // В Ульяновке открыли бюст погибшему в Аргунском ущелье Михаилу Евдокимову // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tosno-vestnik.ru/2020/03/13
26. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Москва: Просвещение. - 1948. - Т.3. с. 306- 315.
27. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
28. Черник В.Э. Музей в системе подготовки учителя. // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10. с. 43-45.
29. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. – Москва: Высшая школа, 2021. – 156 с.
30. Шляхтина Л. М. Гуманистические основы музеологии // Музеология как основа единства и культурного разнообразия: тез. докл. XXV междунар. симпозиума Совета музеев (ICOM) ЮНЕСКО, междунар. ком. по музеологии (ICOFOM). Барнаул, 2003. С. 4–6.
31. Brochu L. Interpretive planning. Fort Collins, CO: InterpPress. – 2003. – С.3-4
32. Evtuhov C. Voices from the regions: How kraevedenie meets the Grand Narrative. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. – 2012. – Vol.13.№4. С.877-887
33. Donovan V. How well Do You Know your Krai? The Kraevedenie revival and patriotic politics in late Khrushchev-Era Russia // Slavic Review. 2015. Vol. 74 №3. С.464-483
34. Jonson E.D. How St.Petersburg Learned to study itself: The Russian Idea of Kraevedenie. University Park: Pennsylvania State University Press, 2006. – C. 9-15
35. Ham S. Environmental Interpretation: A Practical Guide for People with Big Ideas and Small Budgets. Golden, CO: Fulcrum Publishing – 1992. -232 с.
36. Moscardo G.; Ballantyne R.; Hughes K. Designing Interpretive Signs: Principles in Practice. Golden, CO: Fulcrum Publishing. – 2007. – 128 с.
37. Regnier K.; Gross. М.; Zimmerman R. The Interpreter's Guidebook: Techniques for Programs and Presentations (3rd ed.). Stevens Point, WI: UW-SP Foundation Press. – 1994. – 321 с.
38. Staiff R. Re-imagining Heritage Interpretation: Enchanting the Past-future. Ashgate Publishing, Ltd. – 2014. -145 с
39. Tilden, F. Interpreting our Heritage. University of North Carolina Press, North Carolina. – 1957. – 187 с.
Функция документирования осуществляется в трёх последовательных формах: комплектование фондов, сама фондовая работа и, наконец, создание экспозиций. Ключевым направлением реализации данной функции в школьном музее может стать документирование истории школы, при которой он функционирует. В него входит документирование наиболее важных и интересных событий, имеющих место в его стенах. Именно таким образом школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем не занимается практически ни одно государственное учреждение, по крайней мере целенаправленно. Создавая летопись школы, школьный музей заполняет «белые пятна» в её истории. Наконец, функция хранения реализуется через учёт, хранение и реставрацию собранных документов и предметов.