Концепт «любовь» и его лексико-семантическое поле в индивидуальном стиле А. Ахматовой
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Проблемы изучения индивидуального стиля художника слова давно привлекают внимание ученых. В последнее время особый интерес вызывает изучение индивидуально-авторского стиля «как некой природной единицы, системы, имеющей специфическую кристаллическую структуру». Идиостиль, являясь системной композицией, становится объектом изучения и предметом системного анализа. В лингвистических работах последних десятилетий индивидуальный стиль художника слова изучался с учетом связи языка и мышления, способов выражения внеязыковой действительности в языке, знаний о мире, законов организации «языковая картина» мира, тезаурус личности. Современная лингвистика представляет собой функциональный подход, изучающий язык на рабочем месте и фокусирующийся прежде всего на языковой личности.
Данное исследование в определенной мере служит реализации задач, изложенных в Указе Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейш
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ, ПРАГМАСТИЛИСТИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
1.1. Аспекты и проблемы когнитивно-смыслового, прагматического и лингвистического подходов к изучению языковых репрезентаций значения «любовь» в художественном стиле
1.2. Теоретические основы реконструкции идеографического пространства концепта образа «любовь» по языковым и речевым данным
ГЛАВА 2. ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗА-КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ АННЫ АХМАТОВОЙ
2.1. Идеографическое пространство концепта картины «Любовь», реконструированное на основе поэтических текстов Анны Ахматовой
2.2. Идеографическое пространство образного концепта «Любовь», реконструированное по художественным текстам
ГЛАВА 3. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.АХМАТОВОЙ
3.1 Лексико-семантическое поле смысловой схемы «Чувство влечения горячего сердца, влечения к любимому»
3.2. Лексико-семантическое поле смыслового плана «Чувство глубокого расположения и искренней привязанности к Родине (прародине) и друзьям»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Лингвист С.А. Аскольдов-Алексеев одним из первых обратился к изучению понятия «концепт». В своих исследованиях он дал следующее толкование этого термина: «Понятие есть непосредственная и тонкая вспышка «чего-то» в сознании, это сложнейшие почки соцветий в психической конкретности». Исследователь считает, что основной функцией концепта является функция замены различных представлений (предметов) в процессе мышления. Его теория утверждает, что понятие имеет иерархически организованную структуру, в которой каждый элемент тяготеет к более высокому уровню абстракции. По мнению С.А. Аскольдова-Алексеева, концепт представляет собой единицу языка и мысли, которая «может быть подвергнута лингвистическому анализу и логической обработке».
Вслед за ним Д.С. Лихачев объясняет суть концепта как «алгебраическое выражение значения». На самом деле то или иное слово не вызывает в нашем сознании набора признаков, составляющих его словарное значение или его логическую концепцию, «человек просто не успевает осмыслить значение во всей его сложности, иногда не может, а иногда интерпретирует по-своему». Лихачев использует психологический подход к пониманию концепта, трактуя его с точки зрения отдельного носителя языка или с точки зрения «сферы человека». Содержание концепта включает как соответствующее значение (как правило, оно не полностью совпадает со словарным), так и набор ассоциаций и оттенков, связанных с личностным и культурным опытом носителя.