Стратегии автобиографической наррации в современной русской прозе

Отличная объёмная кандидатская диссертация, в которой изучены и систематизированы блок научно-критической литературы, связанной с осмыслением своеобразия автобиографии как самостоятельного жанрового образования, проанализированы разновидности современной автобиографической прозы на материале произведений «Пятьдесят лет в раю» Руслана Киреева, «Ложится мгла на старые ступени» Александра Чудакова, систему текстоформирующих субъектов автобиографической наррации на материале отобранных художественных текстов.
Author image
Ilnur
Тип
Кандидатская диссертация
Дата загрузки
03.08.2022
Объем файла
428 Кб
Количество страниц
182
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
5520 руб.
6900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Условной вехой зарождения и становления новейшей русской литературы, по мнению современных ученых, следует считать рубеж 80–90-х годов ХХ века. Согласно мнению московского исследователя М. М. Голубкова, именно в эти годы случился «бум публикаторства»[1]: русскую литературу обогатили «потаенные» в советское время художественные и публицистические произведения, впервые в России были опубликованы недоступные ранее тексты русских писателей-эмигрантов («первой», «второй» и «третьей» волны), появился значительный ряд художественных произведений, созданных в рамках нетрадиционной эстетики. В поле читательского внимания оказались произведения представителей различных литературных течений второй половины ХХ века: «андеграунда», «концептуализма», «постмодернизма», «постреализма», «неореализма» и др.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение   ……………………………………………………………..… 4

Глава 1

Теоретические основы автобиографической прозы   ………………….17

1.1. Автобиография как литературное жанровое образование: природа и разновидности   ……………………………………………… 17

1.2. Жанровые модификации современной русской автобиографической прозы   …………………...31

1.3. Современная русская автобиографическая проза в координатах времени и пространства   ……………………………….38

Глава 2

Особенности автобиографического повествования Руслана Киреева «Пятьдесят лет в раю»   ……………………………..46

2.1. Общие тенденции романных стратегий Р. Киреева   ……………..46

2.2. Стратегии документализации в романе-автобиографии Р. Киреева   …………………………………57

Глава 3

Своеобразие автобиографического романа-идиллии Александра Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»   …………..84

3.1. Беллетризация как доминанта формирования автобиографической наррации   ……………………….84

3.2. Слово как условие выстраивания автобиографического сюжета   …………………………………………106

Глава 4

Повесть Романа Сенчина «Минус» как образец автопсихологической прозы   ……………………………….122

Заключение   ………………………………………………………………..158

Список использованной литературы   …………………………………… 168

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные произведения

  1. Безродный М. Конец Цитаты. СПб.: Ив. Лимбаха, 1996. 158 с.
  2. Буйда Ю. Вор, шпион и убийца // Знамя. 2012. № 10. С. 8–76; № 11. С. 76–124.
  3. Галковский Д. Бесконечный тупик: в 2 кн. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Изд. Дм. Галковского, 2008.
  4. Гандлевский С. Трепанация черепа: история болезни. СПб.: Пушкинский фонд, 1996. 117 с.
  5. Гаспаров М. Записи и выписки. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 415 с.
  6. Гришковец Е. 151 эпизод жизни. М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2011. 480 с.
  7. Жолковский А. Мемуарные виньетки и другие nоn-fiсtiоns. СПб.: Изд. ж-ла «Звезда», 2000. 244 с.
  8. Киреев Р. Пятьдесят лет в раю. М.: Время, 2008. 624 с.
  9. Лобанов М. В сражении и любви: опыт духовной автобиографии. М.: Ковчег, 2003. 621 с.
  10. Макушинский А. Предместья мысли: философическая прогулка. М.: Эксмо, 2020. 320 с.
  11. Павлов О. Асистолия // Знамя. 2009. № 11. С. 28–112; № 12. С. 7–88.
  12. Сенчин Р. Минус. М.: Эксмо, 2002. 318 с.
  13. Сенчин Р. Новый реализм // Сенчин Р. На черной лестнице: рассказы. М.: АСТ: Астрель, 2011. С. 132–158.
  14. Степанова М. Памяти памяти: романс. М.: Новое издательство, 2018. 408 с.
  15. Чудаков А. Ложится мгла на старые ступени: роман-идиллия. М.: ОЛМА-Пресс, 2001. 512 с.

 

Научно-исследовательские и критические работы

 

  1. Абасов А. С. Пространство и время, пространственно-временная организация // Вопросы философии. 1985. № 11. С. 71–81.
  2. Абашева М. П. Литература в поисках лица (русская проза в конце ХХ века: становление авторской идентичности). Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2001. 319 с.
  3. Абашева М. П. В зеркале литературы о литературе // Дружба народов. 2000. № 1. С. 207–210.
  4. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1 / под ред. В. А. Подороги. М.: Логос, 2001. 438 с.
  5. Адамян Е. И. Художественный и мемуарный портрет в прозе Андрея Белого: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2011. 18 с.
  6. Андреев Ю. По закону искусства // Вопросы литературы. 1979. № 2. С. 28–49.
  7. Антюхов А. В. Русская мемуарно-автобиографическая литература ХVIII в.: генезис, жанрово-видовое многообразие, поэтика: дис. … докт. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Брянск, 2003. 451 с.
  8. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1976. Т. 35. № 4. С. 343–356.
  9. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1980. Т. 39. № 1. С. 33–46.
  10. Афанасьев А., Мухаметшина Р. «Автобиографизм» в русской женской прозе конца 1980-х – начала 1990-х годов // Филология и культура. 2018. № 4 (54). С. 103–107.
  11. Барахов В. С. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр). Л.: Наука, 1985. 312 с.
  12. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
  13. Бахтин М. М. Литературно-теоретические исследования. М.: Высшая школа, 1975. 195 с.
  14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
  15. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 5. Статьи и рецензии. 1841–1844. М.: АН СССР, 1954. 861 с.
  16. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 10: Статьи и рецензии. 1846–1848. М.: АН СССР, 1956. 473 с.
  17. Беляков С. Роман Сенчин: неоконченный портрет в сумерках // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 387–393.
  18. Богатырева Д. А. Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2009. 18 с.
  19. Богомолов Н. А. Автор и герой в литературе рубежа тысячелетий // Филологические науки. 2002. № 3. С. 3–8.
  20. Болдырева Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 242–251.
  21. Болдырева Е. М. Дифференциация фактуальных и фикциональных жанров автобиографической литературы конца ХХ – начала ХХI в. // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4 (15). С. 34–44.
  22. Большакова А. Ю. Теория автора в современном литературоведении // Известия АН. Сер. литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 15–24.
  23. Большев А. О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины ХХ века. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002. 170 с.
  24. Боровкова И. В. Проза К. Д. Бальмона: автобиографический аспект: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Иваново, 2002. 155 с.
  25. Бочаров С. Г. Синяя птица Александра Чудакова // Филологические сюжеты. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 518–526.
  26. Бреева Т. Н. «Новый биографизм» в современной русской литературе // Филология и культура. 2012. № 4 (30). С. 14–17.
  27. Булкина И. История внука века // Знамя. 2012. № 8. С. 198–201.
  28. Бунина С. Н. Автобиографическая проза М. И. Цветаевой: поэтика, жанровое своеобразие, мировидение: дис. … канд. филол. наук (10.01.02 – Литература народов РФ). Харьков, 1999. 172 с.
  29. Ваховская А. М. Исповедь // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 320–321.
  30. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 1999. 556 с.
  31. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.
  32. Виолле К. Малая космогония автобиографических произведений / перевод и вступ. статья Т. В. Балашовой // Известия АН. Сер. литературы и языка. 2004. Т. 63. № 2. С. 57–61.
  33. Волга А. Н. Автобиографическое и мемуарное начало в сочинениях Андрея Курбского (послания, «История о великом князе Московском»): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Орел, 2019. 22 с.
  34. Волков К. А. Биография писателя в творчестве В. Набокова 1930-х – начала 1940-х гг.: «Дар», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», «Николай Гоголь»: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2013. 17 с.
  35. Все о Сенчине. В лабиринте критики / сост. и автор предисл. Вяч. Огрызко. М.: Лит. Россия, 2013. 512 с.
  36. Вязмитинова Л. В поисках утраченного «я» // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 270–280.
  37. Ганиева А. Серый по серому. Роман Сенчин // Вопросы литературы. 2010. № 3. С. 230–240.
  38. Гаранин Л. Я. Мемуарный жанр советской литературы: историко-теоретический очерк. Минск: Наука и техника, 1986. 223 с.
  39. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы ХХ века. М.: Наука: Восточная литература, 1994. 303 с.
  40. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, ЛО, 1979. 224 с.
  41. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М.: INTRАDА, 1999. 413 с.
  42. Голенко Ж. Каждый текст – автобиография. Вопрос лишь: какая? // Вопросы литературы. 2013. № 1. С. 435–453.
  43. Голубков М. М. История русской литературной критики ХХ века. М.: Академия, 2008. 366 с.
  44. Горбенко А. Ю., Чекушин В. В. Гражданин, граф, Григорий: А. Н. Толстой в романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 443. С. 126–134.
  45. Гордеева Е. М. Жанровое своеобразие романа-идиллии А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // Вестник Вятского ГГУ. 2015. № 6. С. 90–96.
  46. Гребенюк О. С. Автобиография: философско-культурологический анализ: автореф. … канд. филос. наук (24.00.01 – Теория и история культуры). Ростов-на-Дону, 2005. 21 с.
  47. Гречаная Е. П. Автобиографизм русской прозы // Новое литературное обозрение. 2003. Т. 63. № 5. С. 342–345.
  48. Гусев В. И. Искусство прозы. Статьи о главном. М.: Изд. Лит. ин-та им. А. Горького, 1999. 157 с.
  49. Джаббарова ЕЯ. Проза М. Цветаевой: характер и способы самоидентификации: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Екатеринбург, 2018. 23 с.
  50. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 138–149.
  51. Дмитриева ЮВ. Автобиографическая проза Г. С. Батенькова: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). СПб., 2006. 22 с.
  52. Дмитровский А. Л. Жанр эссе: очерк теории жанра. Орел, ОГУ, Картуш, 2006. 130 с.
  53. Долинин А. Памяти А. П. Чудакова // Новое литературное обозрение. 2005. № 75. С. 202–204.
  54. Доманский Ю. В. Некоторые особенности художественного мира романа «Ложится мгла на старые ступени» А. П. Чудакова // Новый филологический вестник. 2019. № 1 (48). С. 230–236.
  55. Елизаветина Г. Г. «Последняя грань в области романа…» // Вопросы литературы. 1982. № 10. С. 147–171.
  56. Ермолин Е. Горизонты свободы. 90-е годы в русской литературе – краткий обзор и отбор // Континент. 2000. № 103. С. 271–279.
  57. Есин А. Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 1999. С. 47–62.
  58. Звонарева Ю. В. Лингвистические средства идентификации личности в литературной автобиографии: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.02.19 – Теория языка). Челябинск, 2013. 23 с.
  59. Зорин А. Л. Круче, круче, круче… История победы: Чернуха в культуре последних лет // Знамя. 1992. № 10. С. 198–204.
  60. Иванова Н. Б. Без слез // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 105–107.
  61. Иванова Н. Б. По ту сторону вымысла // Знамя. 2005. № 11. С. 3–8.
  62. Иванова Н. Б. Скрытый сюжет. Русская литература на переходе через века. СПб.: Блиц, 2003. 559 с.
  63. Иванова Н. Б. Ускользающая современность. Русская литература ХХ – ХХI веков: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной // Вопросы литературы. 2007. № 3. С. 30–53.
  64. Изер В. Вымыслообразующие акты // Новое литературное обозрение. 1997. № 27. С. 23–40.
  65. Июльская Е. Г. Автобиографическое начало в литературе Древней Руси: истоки, специфика, эволюция: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2002. 224 с.
  66. Казанцева Г. В. Беллетризованные жизнеописания В. П. Авенариуса в контексте эволюции биографической прозы: дис. … докт. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2011. 404 с.
  67. Калганникова И. Ю. Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б. К. Зайцева: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2011. 16 с.
  68. Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность. М.: Воениздат, 1961. 191 с.
  69. Катаев В. Б. Писатель, филолог, человек (об А. П. Чудакове) // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2016. № 4 (386). Филологические науки. Вып. 100. С. 61–64.
  70. Кириллова Е. Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые разновидности (на материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Владивосток, 2004. 26 с.
  71. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе ХIХ – ХХ веков. М.: Институт русского языка РАН, 1994. 335 с.
  72. Кожинов В. В. Роман // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 889–892.
  73. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М.: Мегатрон, 1998. 276 с.
  74. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблематика, поэтика: дис. … докт. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 1999. 443 с.
  75. Колядич Т. М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе. М.: Олимп, 2010. 349 с.
  76. Колядич Т. М., Капица Ф. С. Русская проза ХХI века в критике: рефлексия, оценки, методика описания. М.: Флинта: Наука, 2010. 357 с.
  77. Кованова Е. А. Риторика автобиографического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). СПб., 2005. 16 с.
  78. Кулаковская Е. И. Новый реализм: специфика и основные черты // Культура и текст. 2011. № 12. С. 472–474.
  79. Кулабухова М. А. Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. А. Булгакова «Белая гвардия»: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Белгород, 2003. 245 с.
  80. Курбатова Ю. В. Художник и время в автобиографической прозе И. А. Бунина («Жизнь Арсеньева») и К. Г. Паустовского («Повесть о жизни»): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01. – Русская литература). М., 2009. 20 с.
  81. Кучина Т. Г. Поэтика русской прозы конца ХХ – начала ХХI века: перволичные повествовательные формы: дис. … докт. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Ярославль, 2008. 344 с.
  82. Кучумова М. О. Автобиографическитй миф в прозе М. И. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Казань, 2020. 24 с.
  83. Ларионова Ю. А. Фразеологический словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 511 с.
  84. Лежен Ф. В защиту автобиографии. Эссе разных лет / перевод и вступ. Б. Дубина // Иностранная литература. 2000. № 4. С. 108–122.
  85. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Русская литература ХХ века (1950–1990-е годы). Т. 2. 1968–1990. М.: Академия, 2010. 688 с.
  86. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Художественная литература, 1957. 519 с.
  87.  Липовецкий М. Н. ПМС (Постмодернизм сегодня) // Знамя. 2002. № 5. С. 200–211.
  88.  Литература nоn fiсtiоn: вымыслы и реальность («круглый стол») // Знамя. 2003. № 1. С.190–203.
  89.  Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред. колл.: М. Л. Гаспаров, С. И. Кормилов и др. М.: Интелвак, 2001. 1596 с.
  90.  Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1596 с.
  91.  Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л.: Наука, 1986. 406 с.
  92.  Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967. 372 с.
  93.  Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992.
  94.  Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство-СПб., 2000. 703 с.
  95.  Маликова М. Э. Автобиографический дискурс в творчестве В. Набокова (Сирина): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). СПб., 2001. 18 с.
  96.  Машинский С. М. О мемуарно-автобиографическом жанре // Вопросы литературы. 1960. № 6. С. 129–145.
  97.  Мемуары на сломе эпох («круглый стол») // Вопросы литературы. 1999. № 1. С. 3–34.
  98.  Митина С. И. Философский эготекст: бытие в культуре: автореф. дис. … докт. филос. наук (24.00.01 – Теория и история культуры). Саранск, 2008. 43 с.
  99.  Мясоедова Н. Е. Поэтика мемуарной прозы А. С. Пушкина: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Рига, 1985. 19 с.
  100.  Немзер А. Внук своего деда. Александр Чудаков написал книгу о том, как сохранилась Россия // Время новостей. 2000. № 175. 27 ноября. С. 4.
  101.  Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. М.: Захаров, 2003. 600 с.
  102.  Немзер А. Как сохранилась Россия // Отечественные записки. 2002. № 1. С. 244–245.
  103.  Немзер А. Мир Чудакова // Новое литературное обозрение. 2005. № 75. С. 230–238.
  104.  Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: уч. пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 422 с.
  105.  Николина Н. А. Структура повествования в автобиографической прозе // Русский язык в школе. 1986. № 4. С. 56–61.
  106.  Новиков В. И. Филологический роман // Новый мир. 1999. № 10. С. 193–205.
  107.  Новицкая Л. Ф. Проблема нравственного самообретения в пространстве интерсубъективности. В. Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2000. 127 с.
  108. Новокрещенных Е. Г. Поэтика автобиографической прозы второй половины ХIХ века: А. А. Григорьева, Я. П. Полонского, А. А. Фета: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Улан-Удэ, 2008. 24 с.
  109.  Огрызко В. Куски негероической жизни // Сенчин Р. День без числа. М.: Лит. Россия, 2006. С. 3–11.
  110.  Погодина Е. В. Специфика речевого функционирования категорий «пространство» и «время» в автобиографической прозе (на материале произведений М. Осоргина и И. Бунина): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.02.01 – Русский язык). СПб., 2002. 16 с.
  111.  Полупанова А. В. Черты поэтики филологической прозы в романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 4. С. 347–350.
  112.  Проблема хронотопа в современных научных исследованиях: международный круглый стол, посвященный М. М. Бахтину (19–20 апреля 2017 г., Москва): сб. М.: ФГБНУ ИХОиК РАО, 2017. 500 с.
  113.  Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве: сб. Л.: Советский писатель, 1970. 71 с.
  114.  Пространство и время в литературе и искусстве: метод. мат-лы по теории литературы. Даугавпилс: ДПИ им. Я. Э. Калнберзина, 1987. 104 с.
  115.  Пространство и время в литературе и искусстве: метод. мат-лы по теории литературы. Даугавпилс: ДПИ им. Я. Э. Калнберзина, 1990. 120 с.
  116.  Пустовая В. Иск маленькому человеку // Новый мир. 2009. № 12. С. 195–199.
  117.  Пустовая В. Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности // Новый мир. 2004. № 8. С. 153–173.
  118.  Пьянзина И. В. Жанровое своеобразие мемуарно-автобиографической прозы А. А. Ахматовой: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Саранск, 2005. 19 с.
  119.  Ракова И. В. Об одном из приемов построения речи в автобиографическом романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // Мир русского слова. 2012. № 4. С. 87–91.
  120.  Рекемчук А. В чужом пиру похмелье. Феномен Сенчина // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 27–36.
  121.  Ремизова М. Детство героя. Современный повествователь в попытках самоопределения // Вопросы литературы. 2001. № 2. С. 3–20.
  122.  Ремизова М. К вопросу о классовом антагонизме // Все о Сенчине. В лабиринте критики. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 96–99.
  123.  Ритм, пространство, время в художественном произведении: тематич. сб. научных трудов. Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1984. 133 с.
  124.  Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. статей. Л.: Наука, 1974. 298 с.
  125. Роднянская И. В. Род атридов // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 344–347.
  126.  Роднянская И. В. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В. М. Кожевникова и П. А Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 487–489.
  127.  Райх К. Г. Автобиография в контексте мифологического и рационального осмысления бытия // Манускрипт. Тамбов, 2020. Т. 13. Вып. 3. С. 116–120.
  128.  Ремизова М. К вопросу о классовом антагонизме // Новый мир. 2002. № 2. С. 160–162.
  129.  Роднянская И. Род атридов // Вопросы литературы. 2010. № 3. С. 272–278.
  130.  Романова Г. И. Автобиографические жанры // Литературная учеба. 2003. № 6. С. 195–199.
  131.  Романова Г. И. Автобиография // Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред. колл.: М. Л. Гаспаров, С. И. Кормилов и др. М.: Интелвак, 2001. С. 15–17.
  132.  Ротай Е. М. Константы художественного мира в повестях Р. Сенчина // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 77 (03). С. 400–411.
  133.  Русская проза конца ХХ века: уч. пособие / под ред. Т. М. Колядич. М.: Академия, 2005. 424 с.
  134.  Русская проза конца ХХ века: хрестоматия для студентов вузов / сост. С. И. Тимина. М.: Асаdеmiа, 2002. 596 с.
  135.  Русская литература на рубеже ХХ–ХХI веков / сост. Е. Погорелая, И. Шайтанов. М.: Вопросы литературы, 2011. 336 с.
  136.  Рытова Т. А. Романы конца 1990-х – 2000-х годов об изменении поколенческих связей и передачи опыта // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 4 (16). С. 111–125.
  137.  Сапогова Е. Е. Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности // Известия ТулГУ. Сер. Психология. Вып. 3. Тула, 2003. С. 195–214.
  138.  Сарин Е. И. Автобиографический дискурс в литературе Древней Руси ХI–ХIII веков: жития, поучения, послания: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Орел, 2014. 23 с.
  139.  Сенчин Р. В. Новые реалисты. Третья группа // Рассыпанная мозаика: Статьи о современной литературе. М.: Лит. Россия, 2008. С. 35–40.
  140.  Сенчин Р. В. Рассыпанная мозаика: статьи о современной литературе. М.: Лит. Россия, 2008. 256 с.
  141.  Серова А. А. Новый реализм как художественное течение в русской литературе ХХI века: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Н. Новгород, 2015. 290 с.
  142.  Сидорова Т. А. Культурно-исторические компоненты структуры художественного времени // Русский язык в школе. 2004. № 1. С. 71–77.
  143.  Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Язык славянской культуры, 2004. 294 с.
  144.  Симонова Т. Г. Мемуарная проза русских писателей ХХ века: поэтика и типология жанра: уч. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 119 с.
  145.  Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: уч. пособие. М.: Флинта: Наука, 1999. 607 с.
  146. Славникова О. К кому идет ревизор? Проза «поколения nехt» // Новый мир. 2002. № 9. С. 171–181.
  147. Слепухов Г. Н. Пространственно-временная организация художественного произведения // Философские науки. 1984. № 1. С. 64–70.
  148.  Снежко Е. В. Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2005. 17 с.
  149.  Степанов А. Идиллия vs. прогресс: заметки о прозе А. Чудакова // Тыняновский сб. Вып. 13: ХII–ХIII–ХIV Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М.: Водолей, 2009. С. 400–411.
  150.  Степанова И. М. Филологический роман как «промежуточная словесность» в русской прозе конца ХХ века // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 6 (50). Сер. Гуманитарные науки (Филология). С. 75–82.
  151.  Сурат И. Слово и мир Александра Чудакова // Новое литературное обозрение. 2005. № 75. С. 214–220.
  152.  Сутаева З. Р. Особенности автобиографической и мемуарной прозы: на материале творчества А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, Н. Г. Чернышевского: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.08 – Теория литературы). М., 1998. 22 с.
  153.  Тамарченко Н. Д. Повествование // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 1999. С. 279–295.
  154.  Тамарченко Н. Д. Типология реалистического романа: на материале классических образцов жанра в русской литературе ХIХ века. Красноярск: КГУ, 1988. 195 с.
  155.  Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь: ТТГУ, 2001. 71 с.
  156.  Тартаковский А. Т. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы. 1999. № 1. С. 35–55.
  157.  Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. 333 с.
  158.  Татаринов А. Автобиографический дискурс в современной русской прозе // Вестник Майкопского гос. технологического ун-та. 2012. № 1. С. 94–97.
  159.  Теракопян Л. На краю. Роман Сенчин и его герои // Дружбы народов. 2005. № 3. С. 203–210.
  160.  Теракопян Л. На краю. Роман Сенчин и его герои // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 167–176.
  161.  Топоров В. Н. Литература на исходе столетия (опыт рассуждения в форме тезисов) // Звезда. 1991. № 3. С. 180–187.
  162.  Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс: Культура, 1995. 621 с.
  163.  Топоров В. Н. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. 2-е изд. М.: Дрофа, 2008.
  164.  Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: Гранд: ФАИР-Пресс, 1999. 443 с.
  165.  Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 573 с.
  166.  Тюпа В. И. Аналитика художественного: введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001. 189 с.
  167.  Тюпа В. И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии. Красноярск: КГУ, 1987. 217 с.
  168.  Урбан А. Художественная автобиография и документ // Звезда. 1977. № 2. С. 192–208.
  169.  Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. 454 с.
  170.  Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 445 с.
  171.  Хализев В. Е. Теория литературы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.
  172.  Холиков А. А. Биография писателя как жанр: уч. пособие. М.: Либрком, 2010. 96 с.
  173.  Хронотоп: межвузовский научно-тематический сб. Махачкала: ДГУ им. В. И. Ленина, 1990. 115 с.
  174.  Хубач В. Е. Биография и автобиография; проблема источника и изложения. М.: Наука, 1970. 14 с.
  175.  Цирулев А. Ф. Автобиографические трилогии Л. Н. Толстого и М. Горького: проблема диалектики души. Н. Новгород: КиТиздат, 2012. 287 с.
  176.  Чернейко Л. О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологический науки. 1994. № 2. С. 58–70.
  177.  Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М.: Сов. писатель, 1986. 379 с.
  178.  Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 291 с.
  179. Чудаков А. П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М.: Современный писатель, 1992. 320 с.
  180.  Чумаков Ю. Н. Воспоминания и размышления об Александре Чудакове // Новое литературное обозрение. 2005. № 75. С. 225–229.
  181. Чупринин С. И. Русская литература сегодня: жизнь по понятиям. М.: Время, 2007. 766 с.
  182. Чупринин С. И. Русская литература сегодня: большой путеводитель. М.: Время, 2007. 576 с.
  183.  Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось // Литературное обозрение. 1977. № 4. С. 59 – 63.
  184.  Шайтанов И. О. Как было и как вспомнилось (современная автобиографическая и мемуарная проза). М.: Знание, 1981. 64 с.
  185.  Шайтанов И. О. «Непроявленный жанр», или Литературные заметки о мемуарной форме // Вопросы литературы. 1979. № 2. С. 50–77.
  186.  Шафранская Э. Ф. Роман А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» в аспекте филологической антропологии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 4. С. 140–147.
  187.  Широкова Е. Н. Текстовая категория «художественное время». Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. 97 с.
  188.  Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1992. 267 с.
  189.  Шкловский В. Б. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Художественная литература, 1973.
  190.  Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М.: Сов. писатель, 1959. 628 с.
  191. Щеглов ГВ. Мифологический словарь. М.: Астрель, Транзиткнига, АСT, 2006. 368 с.
  192.  Эйхенбаум Б. М. О прозе: сб. статей. Л.: Художественная литература, 1969. 501 с.
  193.  Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 460 с.
  194.  Яновская Л. С. Автобиографизм или автопсихологизм? К вопросу авторского присутствия // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. Вып. 1. С. 87–91.
  195. 弗·阿·麦斯金、孙超,《世纪之交的当代俄罗斯文学——关于文坛现状的访谈》,《外国文学动态》,2014年第1期,4—8页。
  196. 勒内·韦勒克、奥斯汀·沃伦(著),刘象愚等(译),《文学理论(新修订版)》,杭州,浙江人民出版社,2017年,344页。
  197. 尚晓进,《跨越真实与虚构的边界:论后现代自传体小说》,《外国文学研究》,2004年第6期,60—66页。
  198. 特里·伊格尔顿(著),伍晓明(译),《二十世纪西方文学理论(纪念版)》,北京,北京大学出版社,2018年,310页。
  199. 王晓侠,《从新小说到新自传——真实与虚构之间》,《国外文学》,2010年第1期,43—49页。
  200. 夏忠宪,《当代俄罗斯文化语境中的苏联文学》,《俄罗斯文艺》,2007年第4期,2—6页。
  201. 余一中,《二十世纪九十年代下半期俄罗斯文学的新发展》,《当代外国文学》,2001年第4期,66—74页。
  202. 张建华,《身份认同危机与21世纪俄罗斯小说叙事伦理、文体的重构》,《外国文学研究》,2016年第3期,35—44页。

Обращаясь к тексту романа, написанного известным современным чеховедом, крупным специалистом в области русской литературы, нельзя не учитывать того обстоятельства, что Чудаков – создатель интереснейших монографий «Поэтика Чехова» (М., 1971), «Мир Чехова: возникновение и утверждение» (М., 1986), «Антон Павлович Чехов: книга для учащихся» (М., 1987), «Слово – вещь – мир» (М., 1992) и целого ряда научных статей (от осмысления произведений Пушкина и Гоголя до Л. Толстого и Достоевского, Бунина и Олейникова). Иными словами, «Ложится мгла на старые ступени…» – это роман, написанный филологом, человеком, причастным к литературе, т. е., как и в случае с Киреевым, знающим законы литературы и принципы организации художественного целого. Поэтому когда критика говорит о нечеткости сюжета, о повторах и затянутости, о хаотичной композиции романа, об отсутствии целостности у Чудакова[1], то уже а рriоri согласиться с таким положением довольно трудно[2]. Задача настоящей главы и состоит в том, чтобы рассмотреть, какие принципы построения романного повествования эксплуатирует Чудаков и какова их функция в организации целостного текста, насколько они органичны и продуктивны.

По воспоминаниям И. Сурат, начало работы над романом положила поездка Чудакова в Южную Корею, где он оказался «на заработках»: «исследовательской работой невозможно было заниматься – ни библиотеки, ни картотеки, ни архива – и вот в один прекрасный день он положил перед собой белый лист бумаги и начал писать роман»[3]. И действительно, даты, стоящие в конце романа, подтверждают суждение Сурат: это 1987, 1997–2001 годы.