Стратегии автобиографической наррации в современной русской прозе
ВВЕДЕНИЕ
Условной вехой зарождения и становления новейшей русской литературы, по мнению современных ученых, следует считать рубеж 80–90-х годов ХХ века. Согласно мнению московского исследователя М. М. Голубкова, именно в эти годы случился «бум публикаторства»[1]: русскую литературу обогатили «потаенные» в советское время художественные и публицистические произведения, впервые в России были опубликованы недоступные ранее тексты русских писателей-эмигрантов («первой», «второй» и «третьей» волны), появился значительный ряд художественных произведений, созданных в рамках нетрадиционной эстетики. В поле читательского внимания оказались произведения представителей различных литературных течений второй половины ХХ века: «андеграунда», «концептуализма», «постмодернизма», «постреализма», «неореализма» и др.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………..… 4
Глава 1
Теоретические основы автобиографической прозы ………………….17
1.1. Автобиография как литературное жанровое образование: природа и разновидности ……………………………………………… 17
1.2. Жанровые модификации современной русской автобиографической прозы …………………...31
1.3. Современная русская автобиографическая проза в координатах времени и пространства ……………………………….38
Глава 2
Особенности автобиографического повествования Руслана Киреева «Пятьдесят лет в раю» ……………………………..46
2.1. Общие тенденции романных стратегий Р. Киреева ……………..46
2.2. Стратегии документализации в романе-автобиографии Р. Киреева …………………………………57
Глава 3
Своеобразие автобиографического романа-идиллии Александра Чудаков «Ложится мгла на старые ступени» …………..84
3.1. Беллетризация как доминанта формирования автобиографической наррации ……………………….84
3.2. Слово как условие выстраивания автобиографического сюжета …………………………………………106
Глава 4
Повесть Романа Сенчина «Минус» как образец автопсихологической прозы ……………………………….122
Заключение ………………………………………………………………..158
Список использованной литературы …………………………………… 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литературные произведения
- Безродный М. Конец Цитаты. СПб.: Ив. Лимбаха, 1996. 158 с.
- Буйда Ю. Вор, шпион и убийца // Знамя. 2012. № 10. С. 8–76; № 11. С. 76–124.
- Галковский Д. Бесконечный тупик: в 2 кн. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Изд. Дм. Галковского, 2008.
- Гандлевский С. Трепанация черепа: история болезни. СПб.: Пушкинский фонд, 1996. 117 с.
- Гаспаров М. Записи и выписки. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 415 с.
- Гришковец Е. 151 эпизод жизни. М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2011. 480 с.
- Жолковский А. Мемуарные виньетки и другие nоn-fiсtiоns. СПб.: Изд. ж-ла «Звезда», 2000. 244 с.
- Киреев Р. Пятьдесят лет в раю. М.: Время, 2008. 624 с.
- Лобанов М. В сражении и любви: опыт духовной автобиографии. М.: Ковчег, 2003. 621 с.
- Макушинский А. Предместья мысли: философическая прогулка. М.: Эксмо, 2020. 320 с.
- Павлов О. Асистолия // Знамя. 2009. № 11. С. 28–112; № 12. С. 7–88.
- Сенчин Р. Минус. М.: Эксмо, 2002. 318 с.
- Сенчин Р. Новый реализм // Сенчин Р. На черной лестнице: рассказы. М.: АСТ: Астрель, 2011. С. 132–158.
- Степанова М. Памяти памяти: романс. М.: Новое издательство, 2018. 408 с.
- Чудаков А. Ложится мгла на старые ступени: роман-идиллия. М.: ОЛМА-Пресс, 2001. 512 с.
Научно-исследовательские и критические работы
- Абасов А. С. Пространство и время, пространственно-временная организация // Вопросы философии. 1985. № 11. С. 71–81.
- Абашева М. П. Литература в поисках лица (русская проза в конце ХХ века: становление авторской идентичности). Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2001. 319 с.
- Абашева М. П. В зеркале литературы о литературе // Дружба народов. 2000. № 1. С. 207–210.
- Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1 / под ред. В. А. Подороги. М.: Логос, 2001. 438 с.
- Адамян Е. И. Художественный и мемуарный портрет в прозе Андрея Белого: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2011. 18 с.
- Андреев Ю. По закону искусства // Вопросы литературы. 1979. № 2. С. 28–49.
- Антюхов А. В. Русская мемуарно-автобиографическая литература ХVIII в.: генезис, жанрово-видовое многообразие, поэтика: дис. … докт. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Брянск, 2003. 451 с.
- Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1976. Т. 35. № 4. С. 343–356.
- Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1980. Т. 39. № 1. С. 33–46.
- Афанасьев А., Мухаметшина Р. «Автобиографизм» в русской женской прозе конца 1980-х – начала 1990-х годов // Филология и культура. 2018. № 4 (54). С. 103–107.
- Барахов В. С. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр). Л.: Наука, 1985. 312 с.
- Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
- Бахтин М. М. Литературно-теоретические исследования. М.: Высшая школа, 1975. 195 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
- Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 5. Статьи и рецензии. 1841–1844. М.: АН СССР, 1954. 861 с.
- Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 10: Статьи и рецензии. 1846–1848. М.: АН СССР, 1956. 473 с.
- Беляков С. Роман Сенчин: неоконченный портрет в сумерках // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 387–393.
- Богатырева Д. А. Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2009. 18 с.
- Богомолов Н. А. Автор и герой в литературе рубежа тысячелетий // Филологические науки. 2002. № 3. С. 3–8.
- Болдырева Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 242–251.
- Болдырева Е. М. Дифференциация фактуальных и фикциональных жанров автобиографической литературы конца ХХ – начала ХХI в. // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4 (15). С. 34–44.
- Большакова А. Ю. Теория автора в современном литературоведении // Известия АН. Сер. литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 15–24.
- Большев А. О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины ХХ века. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002. 170 с.
- Боровкова И. В. Проза К. Д. Бальмона: автобиографический аспект: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Иваново, 2002. 155 с.
- Бочаров С. Г. Синяя птица Александра Чудакова // Филологические сюжеты. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 518–526.
- Бреева Т. Н. «Новый биографизм» в современной русской литературе // Филология и культура. 2012. № 4 (30). С. 14–17.
- Булкина И. История внука века // Знамя. 2012. № 8. С. 198–201.
- Бунина С. Н. Автобиографическая проза М. И. Цветаевой: поэтика, жанровое своеобразие, мировидение: дис. … канд. филол. наук (10.01.02 – Литература народов РФ). Харьков, 1999. 172 с.
- Ваховская А. М. Исповедь // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 320–321.
- Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 1999. 556 с.
- Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.
- Виолле К. Малая космогония автобиографических произведений / перевод и вступ. статья Т. В. Балашовой // Известия АН. Сер. литературы и языка. 2004. Т. 63. № 2. С. 57–61.
- Волга А. Н. Автобиографическое и мемуарное начало в сочинениях Андрея Курбского (послания, «История о великом князе Московском»): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Орел, 2019. 22 с.
- Волков К. А. Биография писателя в творчестве В. Набокова 1930-х – начала 1940-х гг.: «Дар», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», «Николай Гоголь»: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2013. 17 с.
- Все о Сенчине. В лабиринте критики / сост. и автор предисл. Вяч. Огрызко. М.: Лит. Россия, 2013. 512 с.
- Вязмитинова Л. В поисках утраченного «я» // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 270–280.
- Ганиева А. Серый по серому. Роман Сенчин // Вопросы литературы. 2010. № 3. С. 230–240.
- Гаранин Л. Я. Мемуарный жанр советской литературы: историко-теоретический очерк. Минск: Наука и техника, 1986. 223 с.
- Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы ХХ века. М.: Наука: Восточная литература, 1994. 303 с.
- Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, ЛО, 1979. 224 с.
- Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М.: INTRАDА, 1999. 413 с.
- Голенко Ж. Каждый текст – автобиография. Вопрос лишь: какая? // Вопросы литературы. 2013. № 1. С. 435–453.
- Голубков М. М. История русской литературной критики ХХ века. М.: Академия, 2008. 366 с.
- Горбенко А. Ю., Чекушин В. В. Гражданин, граф, Григорий: А. Н. Толстой в романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 443. С. 126–134.
- Гордеева Е. М. Жанровое своеобразие романа-идиллии А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // Вестник Вятского ГГУ. 2015. № 6. С. 90–96.
- Гребенюк О. С. Автобиография: философско-культурологический анализ: автореф. … канд. филос. наук (24.00.01 – Теория и история культуры). Ростов-на-Дону, 2005. 21 с.
- Гречаная Е. П. Автобиографизм русской прозы // Новое литературное обозрение. 2003. Т. 63. № 5. С. 342–345.
- Гусев В. И. Искусство прозы. Статьи о главном. М.: Изд. Лит. ин-та им. А. Горького, 1999. 157 с.
- Джаббарова Е. Я. Проза М. Цветаевой: характер и способы самоидентификации: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Екатеринбург, 2018. 23 с.
- Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 138–149.
- Дмитриева Ю. В. Автобиографическая проза Г. С. Батенькова: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). СПб., 2006. 22 с.
- Дмитровский А. Л. Жанр эссе: очерк теории жанра. Орел, ОГУ, Картуш, 2006. 130 с.
- Долинин А. Памяти А. П. Чудакова // Новое литературное обозрение. 2005. № 75. С. 202–204.
- Доманский Ю. В. Некоторые особенности художественного мира романа «Ложится мгла на старые ступени» А. П. Чудакова // Новый филологический вестник. 2019. № 1 (48). С. 230–236.
- Елизаветина Г. Г. «Последняя грань в области романа…» // Вопросы литературы. 1982. № 10. С. 147–171.
- Ермолин Е. Горизонты свободы. 90-е годы в русской литературе – краткий обзор и отбор // Континент. 2000. № 103. С. 271–279.
- Есин А. Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 1999. С. 47–62.
- Звонарева Ю. В. Лингвистические средства идентификации личности в литературной автобиографии: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.02.19 – Теория языка). Челябинск, 2013. 23 с.
- Зорин А. Л. Круче, круче, круче… История победы: Чернуха в культуре последних лет // Знамя. 1992. № 10. С. 198–204.
- Иванова Н. Б. Без слез // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 105–107.
- Иванова Н. Б. По ту сторону вымысла // Знамя. 2005. № 11. С. 3–8.
- Иванова Н. Б. Скрытый сюжет. Русская литература на переходе через века. СПб.: Блиц, 2003. 559 с.
- Иванова Н. Б. Ускользающая современность. Русская литература ХХ – ХХI веков: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной // Вопросы литературы. 2007. № 3. С. 30–53.
- Изер В. Вымыслообразующие акты // Новое литературное обозрение. 1997. № 27. С. 23–40.
- Июльская Е. Г. Автобиографическое начало в литературе Древней Руси: истоки, специфика, эволюция: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2002. 224 с.
- Казанцева Г. В. Беллетризованные жизнеописания В. П. Авенариуса в контексте эволюции биографической прозы: дис. … докт. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2011. 404 с.
- Калганникова И. Ю. Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б. К. Зайцева: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2011. 16 с.
- Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность. М.: Воениздат, 1961. 191 с.
- Катаев В. Б. Писатель, филолог, человек (об А. П. Чудакове) // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2016. № 4 (386). Филологические науки. Вып. 100. С. 61–64.
- Кириллова Е. Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые разновидности (на материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Владивосток, 2004. 26 с.
- Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе ХIХ – ХХ веков. М.: Институт русского языка РАН, 1994. 335 с.
- Кожинов В. В. Роман // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 889–892.
- Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М.: Мегатрон, 1998. 276 с.
- Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблематика, поэтика: дис. … докт. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 1999. 443 с.
- Колядич Т. М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе. М.: Олимп, 2010. 349 с.
- Колядич Т. М., Капица Ф. С. Русская проза ХХI века в критике: рефлексия, оценки, методика описания. М.: Флинта: Наука, 2010. 357 с.
- Кованова Е. А. Риторика автобиографического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). СПб., 2005. 16 с.
- Кулаковская Е. И. Новый реализм: специфика и основные черты // Культура и текст. 2011. № 12. С. 472–474.
- Кулабухова М. А. Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. А. Булгакова «Белая гвардия»: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Белгород, 2003. 245 с.
- Курбатова Ю. В. Художник и время в автобиографической прозе И. А. Бунина («Жизнь Арсеньева») и К. Г. Паустовского («Повесть о жизни»): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01. – Русская литература). М., 2009. 20 с.
- Кучина Т. Г. Поэтика русской прозы конца ХХ – начала ХХI века: перволичные повествовательные формы: дис. … докт. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Ярославль, 2008. 344 с.
- Кучумова М. О. Автобиографическитй миф в прозе М. И. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Казань, 2020. 24 с.
- Ларионова Ю. А. Фразеологический словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 511 с.
- Лежен Ф. В защиту автобиографии. Эссе разных лет / перевод и вступ. Б. Дубина // Иностранная литература. 2000. № 4. С. 108–122.
- Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Русская литература ХХ века (1950–1990-е годы). Т. 2. 1968–1990. М.: Академия, 2010. 688 с.
- Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Художественная литература, 1957. 519 с.
- Липовецкий М. Н. ПМС (Постмодернизм сегодня) // Знамя. 2002. № 5. С. 200–211.
- Литература nоn fiсtiоn: вымыслы и реальность («круглый стол») // Знамя. 2003. № 1. С.190–203.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред. колл.: М. Л. Гаспаров, С. И. Кормилов и др. М.: Интелвак, 2001. 1596 с.
- Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1596 с.
- Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л.: Наука, 1986. 406 с.
- Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967. 372 с.
- Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992.
- Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство-СПб., 2000. 703 с.
- Маликова М. Э. Автобиографический дискурс в творчестве В. Набокова (Сирина): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). СПб., 2001. 18 с.
- Машинский С. М. О мемуарно-автобиографическом жанре // Вопросы литературы. 1960. № 6. С. 129–145.
- Мемуары на сломе эпох («круглый стол») // Вопросы литературы. 1999. № 1. С. 3–34.
- Митина С. И. Философский эготекст: бытие в культуре: автореф. дис. … докт. филос. наук (24.00.01 – Теория и история культуры). Саранск, 2008. 43 с.
- Мясоедова Н. Е. Поэтика мемуарной прозы А. С. Пушкина: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Рига, 1985. 19 с.
- Немзер А. Внук своего деда. Александр Чудаков написал книгу о том, как сохранилась Россия // Время новостей. 2000. № 175. 27 ноября. С. 4.
- Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. М.: Захаров, 2003. 600 с.
- Немзер А. Как сохранилась Россия // Отечественные записки. 2002. № 1. С. 244–245.
- Немзер А. Мир Чудакова // Новое литературное обозрение. 2005. № 75. С. 230–238.
- Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: уч. пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 422 с.
- Николина Н. А. Структура повествования в автобиографической прозе // Русский язык в школе. 1986. № 4. С. 56–61.
- Новиков В. И. Филологический роман // Новый мир. 1999. № 10. С. 193–205.
- Новицкая Л. Ф. Проблема нравственного самообретения в пространстве интерсубъективности. В. Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2000. 127 с.
- Новокрещенных Е. Г. Поэтика автобиографической прозы второй половины ХIХ века: А. А. Григорьева, Я. П. Полонского, А. А. Фета: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Улан-Удэ, 2008. 24 с.
- Огрызко В. Куски негероической жизни // Сенчин Р. День без числа. М.: Лит. Россия, 2006. С. 3–11.
- Погодина Е. В. Специфика речевого функционирования категорий «пространство» и «время» в автобиографической прозе (на материале произведений М. Осоргина и И. Бунина): автореф. дис. … канд. филол. наук (10.02.01 – Русский язык). СПб., 2002. 16 с.
- Полупанова А. В. Черты поэтики филологической прозы в романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 4. С. 347–350.
- Проблема хронотопа в современных научных исследованиях: международный круглый стол, посвященный М. М. Бахтину (19–20 апреля 2017 г., Москва): сб. М.: ФГБНУ ИХОиК РАО, 2017. 500 с.
- Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве: сб. Л.: Советский писатель, 1970. 71 с.
- Пространство и время в литературе и искусстве: метод. мат-лы по теории литературы. Даугавпилс: ДПИ им. Я. Э. Калнберзина, 1987. 104 с.
- Пространство и время в литературе и искусстве: метод. мат-лы по теории литературы. Даугавпилс: ДПИ им. Я. Э. Калнберзина, 1990. 120 с.
- Пустовая В. Иск маленькому человеку // Новый мир. 2009. № 12. С. 195–199.
- Пустовая В. Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности // Новый мир. 2004. № 8. С. 153–173.
- Пьянзина И. В. Жанровое своеобразие мемуарно-автобиографической прозы А. А. Ахматовой: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Саранск, 2005. 19 с.
- Ракова И. В. Об одном из приемов построения речи в автобиографическом романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // Мир русского слова. 2012. № 4. С. 87–91.
- Рекемчук А. В чужом пиру похмелье. Феномен Сенчина // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 27–36.
- Ремизова М. Детство героя. Современный повествователь в попытках самоопределения // Вопросы литературы. 2001. № 2. С. 3–20.
- Ремизова М. К вопросу о классовом антагонизме // Все о Сенчине. В лабиринте критики. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 96–99.
- Ритм, пространство, время в художественном произведении: тематич. сб. научных трудов. Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1984. 133 с.
- Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. статей. Л.: Наука, 1974. 298 с.
- Роднянская И. В. Род атридов // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 344–347.
- Роднянская И. В. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В. М. Кожевникова и П. А Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 487–489.
- Райх К. Г. Автобиография в контексте мифологического и рационального осмысления бытия // Манускрипт. Тамбов, 2020. Т. 13. Вып. 3. С. 116–120.
- Ремизова М. К вопросу о классовом антагонизме // Новый мир. 2002. № 2. С. 160–162.
- Роднянская И. Род атридов // Вопросы литературы. 2010. № 3. С. 272–278.
- Романова Г. И. Автобиографические жанры // Литературная учеба. 2003. № 6. С. 195–199.
- Романова Г. И. Автобиография // Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред. колл.: М. Л. Гаспаров, С. И. Кормилов и др. М.: Интелвак, 2001. С. 15–17.
- Ротай Е. М. Константы художественного мира в повестях Р. Сенчина // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 77 (03). С. 400–411.
- Русская проза конца ХХ века: уч. пособие / под ред. Т. М. Колядич. М.: Академия, 2005. 424 с.
- Русская проза конца ХХ века: хрестоматия для студентов вузов / сост. С. И. Тимина. М.: Асаdеmiа, 2002. 596 с.
- Русская литература на рубеже ХХ–ХХI веков / сост. Е. Погорелая, И. Шайтанов. М.: Вопросы литературы, 2011. 336 с.
- Рытова Т. А. Романы конца 1990-х – 2000-х годов об изменении поколенческих связей и передачи опыта // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 4 (16). С. 111–125.
- Сапогова Е. Е. Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности // Известия ТулГУ. Сер. Психология. Вып. 3. Тула, 2003. С. 195–214.
- Сарин Е. И. Автобиографический дискурс в литературе Древней Руси ХI–ХIII веков: жития, поучения, послания: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Орел, 2014. 23 с.
- Сенчин Р. В. Новые реалисты. Третья группа // Рассыпанная мозаика: Статьи о современной литературе. М.: Лит. Россия, 2008. С. 35–40.
- Сенчин Р. В. Рассыпанная мозаика: статьи о современной литературе. М.: Лит. Россия, 2008. 256 с.
- Серова А. А. Новый реализм как художественное течение в русской литературе ХХI века: дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). Н. Новгород, 2015. 290 с.
- Сидорова Т. А. Культурно-исторические компоненты структуры художественного времени // Русский язык в школе. 2004. № 1. С. 71–77.
- Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: Язык славянской культуры, 2004. 294 с.
- Симонова Т. Г. Мемуарная проза русских писателей ХХ века: поэтика и типология жанра: уч. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 119 с.
- Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: уч. пособие. М.: Флинта: Наука, 1999. 607 с.
- Славникова О. К кому идет ревизор? Проза «поколения nехt» // Новый мир. 2002. № 9. С. 171–181.
- Слепухов Г. Н. Пространственно-временная организация художественного произведения // Философские науки. 1984. № 1. С. 64–70.
- Снежко Е. В. Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.01 – Русская литература). М., 2005. 17 с.
- Степанов А. Идиллия vs. прогресс: заметки о прозе А. Чудакова // Тыняновский сб. Вып. 13: ХII–ХIII–ХIV Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М.: Водолей, 2009. С. 400–411.
- Степанова И. М. Филологический роман как «промежуточная словесность» в русской прозе конца ХХ века // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 6 (50). Сер. Гуманитарные науки (Филология). С. 75–82.
- Сурат И. Слово и мир Александра Чудакова // Новое литературное обозрение. 2005. № 75. С. 214–220.
- Сутаева З. Р. Особенности автобиографической и мемуарной прозы: на материале творчества А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, Н. Г. Чернышевского: автореф. дис. … канд. филол. наук (10.01.08 – Теория литературы). М., 1998. 22 с.
- Тамарченко Н. Д. Повествование // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа; Академия, 1999. С. 279–295.
- Тамарченко Н. Д. Типология реалистического романа: на материале классических образцов жанра в русской литературе ХIХ века. Красноярск: КГУ, 1988. 195 с.
- Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь: ТТГУ, 2001. 71 с.
- Тартаковский А. Т. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы. 1999. № 1. С. 35–55.
- Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. 333 с.
- Татаринов А. Автобиографический дискурс в современной русской прозе // Вестник Майкопского гос. технологического ун-та. 2012. № 1. С. 94–97.
- Теракопян Л. На краю. Роман Сенчин и его герои // Дружбы народов. 2005. № 3. С. 203–210.
- Теракопян Л. На краю. Роман Сенчин и его герои // Все о Сенчине. В лабиринте критики. М.: Лит. Россия, 2013. С. 167–176.
- Топоров В. Н. Литература на исходе столетия (опыт рассуждения в форме тезисов) // Звезда. 1991. № 3. С. 180–187.
- Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс: Культура, 1995. 621 с.
- Топоров В. Н. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. 2-е изд. М.: Дрофа, 2008.
- Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: Гранд: ФАИР-Пресс, 1999. 443 с.
- Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 573 с.
- Тюпа В. И. Аналитика художественного: введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001. 189 с.
- Тюпа В. И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии. Красноярск: КГУ, 1987. 217 с.
- Урбан А. Художественная автобиография и документ // Звезда. 1977. № 2. С. 192–208.
- Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. 454 с.
- Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 445 с.
- Хализев В. Е. Теория литературы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 437 с.
- Холиков А. А. Биография писателя как жанр: уч. пособие. М.: Либрком, 2010. 96 с.
- Хронотоп: межвузовский научно-тематический сб. Махачкала: ДГУ им. В. И. Ленина, 1990. 115 с.
- Хубач В. Е. Биография и автобиография; проблема источника и изложения. М.: Наука, 1970. 14 с.
- Цирулев А. Ф. Автобиографические трилогии Л. Н. Толстого и М. Горького: проблема диалектики души. Н. Новгород: КиТиздат, 2012. 287 с.
- Чернейко Л. О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологический науки. 1994. № 2. С. 58–70.
- Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М.: Сов. писатель, 1986. 379 с.
- Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 291 с.
- Чудаков А. П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М.: Современный писатель, 1992. 320 с.
- Чумаков Ю. Н. Воспоминания и размышления об Александре Чудакове // Новое литературное обозрение. 2005. № 75. С. 225–229.
- Чупринин С. И. Русская литература сегодня: жизнь по понятиям. М.: Время, 2007. 766 с.
- Чупринин С. И. Русская литература сегодня: большой путеводитель. М.: Время, 2007. 576 с.
- Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось // Литературное обозрение. 1977. № 4. С. 59 – 63.
- Шайтанов И. О. Как было и как вспомнилось (современная автобиографическая и мемуарная проза). М.: Знание, 1981. 64 с.
- Шайтанов И. О. «Непроявленный жанр», или Литературные заметки о мемуарной форме // Вопросы литературы. 1979. № 2. С. 50–77.
- Шафранская Э. Ф. Роман А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» в аспекте филологической антропологии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 4. С. 140–147.
- Широкова Е. Н. Текстовая категория «художественное время». Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. 97 с.
- Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1992. 267 с.
- Шкловский В. Б. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Художественная литература, 1973.
- Шкловский В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М.: Сов. писатель, 1959. 628 с.
- Щеглов Г. В. Мифологический словарь. М.: Астрель, Транзиткнига, АСT, 2006. 368 с.
- Эйхенбаум Б. М. О прозе: сб. статей. Л.: Художественная литература, 1969. 501 с.
- Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 460 с.
- Яновская Л. С. Автобиографизм или автопсихологизм? К вопросу авторского присутствия // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. Вып. 1. С. 87–91.
- 弗·阿·麦斯金、孙超,《世纪之交的当代俄罗斯文学——关于文坛现状的访谈》,《外国文学动态》,2014年第1期,4—8页。
- 勒内·韦勒克、奥斯汀·沃伦(著),刘象愚等(译),《文学理论(新修订版)》,杭州,浙江人民出版社,2017年,344页。
- 尚晓进,《跨越真实与虚构的边界:论后现代自传体小说》,《外国文学研究》,2004年第6期,60—66页。
- 特里·伊格尔顿(著),伍晓明(译),《二十世纪西方文学理论(纪念版)》,北京,北京大学出版社,2018年,310页。
- 王晓侠,《从新小说到新自传——真实与虚构之间》,《国外文学》,2010年第1期,43—49页。
- 夏忠宪,《当代俄罗斯文化语境中的苏联文学》,《俄罗斯文艺》,2007年第4期,2—6页。
- 余一中,《二十世纪九十年代下半期俄罗斯文学的新发展》,《当代外国文学》,2001年第4期,66—74页。
- 张建华,《身份认同危机与21世纪俄罗斯小说叙事伦理、文体的重构》,《外国文学研究》,2016年第3期,35—44页。
Обращаясь к тексту романа, написанного известным современным чеховедом, крупным специалистом в области русской литературы, нельзя не учитывать того обстоятельства, что Чудаков – создатель интереснейших монографий «Поэтика Чехова» (М., 1971), «Мир Чехова: возникновение и утверждение» (М., 1986), «Антон Павлович Чехов: книга для учащихся» (М., 1987), «Слово – вещь – мир» (М., 1992) и целого ряда научных статей (от осмысления произведений Пушкина и Гоголя до Л. Толстого и Достоевского, Бунина и Олейникова). Иными словами, «Ложится мгла на старые ступени…» – это роман, написанный филологом, человеком, причастным к литературе, т. е., как и в случае с Киреевым, знающим законы литературы и принципы организации художественного целого. Поэтому когда критика говорит о нечеткости сюжета, о повторах и затянутости, о хаотичной композиции романа, об отсутствии целостности у Чудакова[1], то уже а рriоri согласиться с таким положением довольно трудно[2]. Задача настоящей главы и состоит в том, чтобы рассмотреть, какие принципы построения романного повествования эксплуатирует Чудаков и какова их функция в организации целостного текста, насколько они органичны и продуктивны.
По воспоминаниям И. Сурат, начало работы над романом положила поездка Чудакова в Южную Корею, где он оказался «на заработках»: «исследовательской работой невозможно было заниматься – ни библиотеки, ни картотеки, ни архива – и вот в один прекрасный день он положил перед собой белый лист бумаги и начал писать роман»[3]. И действительно, даты, стоящие в конце романа, подтверждают суждение Сурат: это 1987, 1997–2001 годы.