Влияние афк в форме двигательной рекреации на эмоциональную сферу детей с нарушениями интеллекта на базе ГБУ КЦСОН Суоярвского района

Цель выпускной работы: на основе анализа изучить особенности влияния занятий адаптивной физической культуры в форме двигательной рекреации на эмоциональную сферу детей с нарушениями интеллекта
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.09.2022
Объем файла
4784 Кб
Количество страниц
63
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В последнее десятилетие значительно возрос интерес исследователей и практиков к проблемам физической культуры и спорта людей, имеющих проблемы в состоянии здоровья – адаптивной физической культуре или физической культуре для лиц с отклонением в состоянии здоровья. Известно, что занятия адаптивной физической культурой способствуют укреплению здоровья и формированию у инвалидов разнообразных двигательных компенсаций, скорейшему овладению и совершенствованию жизненно необходимых навыков и как следствие повышение их социального статуса [4].
В настоящее время Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекс мер, направленный на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую значимость в работе с детьми, имеющими проблемы здоровья. Одним из путей привлечения детей-инвалидов в активную социальную жизнь школы, создания благоприятных условий для их физической, психологической и социальной адаптации является адаптивная физическая культура.
Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.
Адаптивная физическая культура (АФК) создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики и основывается на анатомии, физиологии, общей и частной патологии, физическом воспитании, специальной психологии.

 

Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Адаптивная физическая культуры в системе воспитания детей с нарушением интеллекта……………………….…………………………….……6
1.1 Особенности двигательной сферы и организации двигательного режима у детей с нарушением интеллекта……………………….……………..7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта……………………….……………………………………………….14
1.3 Роль двигательной рекреации в процессе социальной адаптации, психического  и физического развития детей с нарушением интеллекта…...24
1.4 Анализ опыта применения двигательной рекреации с детьми с нарушением интеллекта.………………………………………………………..26
Глава 2. Исследование влияния двигательной рекреации на эмоциональную сферу детей с нарушениями интеллекта на базе ГБУ КЦСОН Суоярвского района»…………………………………………………………………………...29
2.1 Организация исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента……………………….……………………….……………………29
2.2 Методика применения двигательной рекреации с детьми с нарушением интеллекта (описание формирующего этапа эксперимента)…..34
2.3 Влияние занятий АФК в форме двигательной рекреации на эмоциональную сферу детей с нарушениями интеллекта (результаты констатирующего этапа эксперимента) ……………………….………………47
Заключение…………………………………………..………………………......48
Список использованной литературы……………………………………..........49

 

Список литературы

1. Аксенова О.Э Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / О.Э Аксенова, С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2004. – 295 с.

2. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2014. - 400 c.

3. Болонов Г. П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения / Г.П. Болонов. – М.: Т Сфера, 2009. – 157 с.

4. Бударин М.В. К вопросу о двигательной рекреации детей 8–12 лет с умственной отсталостью / М.В. Бударин, А.Ю. Кейно. // Вестник тамбовского университета. серия: гуманитарные науки, 2012, №12 (116), с. 194-198.

5. Варфоломеева, З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр. / З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта, 2015. - 47 c.

6. Гилевич И.М., Забора Е.А. и др. Дети с отклонениями в развитии/Сост. Шматко Н.Д. – М.: Аквариум, 1997.

7. Горелик В.В. Адаптивная физическая культура (АФК) и спорт для лиц с нарушением интеллекта / В.В. Горелик. Уч.-мет. пособие, 2009. – 104 с.

8. Евсеев С.П. – Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Издательство «Спорт», 2016. – 610 с.

9. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 528 c.

10. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили. – Факультет физической культуры, 2004. – 192 с.

11. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм / К.С. Лебединская. // Сборник научных трудов / Под ред. Т.А. Власовой. М.: АПН СССР, 1981 – 244 с.

12. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140 c.

13. Петрова В.Г. Психология умственно-отсталых школьников / В.Г. Петрова. – Уч.пособие, 2002. – 160 с.

14. Попова С.Н. Физическая реабилитация / С.Н. Попова. – М.: Феникс, 2005. – 602 с.

15. Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2014. - 254 c.

16. Ростомашвили Л.Н. Проблемы и перспективы развития адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития / Л.Н. Ростомашвили. // Образование, 2009, №4(40), с. 21-23.

17. Самыличев А.С. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья / А.С. Самычев / М.: Просвещение, 2007. – 165 с.

18. Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2016. - 192 c.

19. Холодцев Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодцев, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 476 с.

20. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся / Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965. – 343 с.

21. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

22. Статистические данные по количеству умственно-отсталых детей в России и мире за 2021 г. [Эл.ресурс]. Режим доступа: Статистические данные по количеству умственно отсталых детей в россии и мире 2021-2021 гг: документы, изменения, советы (zhilzakon.ru)

В России с каждым годом увеличиваются дети с нарушением интеллекта. Так за 2021 г. детей с нарушением интеллекта выросло на 0,9-1% [21].
В последнее десятилетие значительно возрос интерес исследователей и практиков к проблемам физической культуры и спорта людей, имеющих проблемы в состоянии здоровья – адаптивной физической культуре или физической культуре для лиц с отклонением в состоянии здоровья. Известно, что занятия адаптивной физической культурой способствуют укреплению здоровья и формированию у инвалидов разнообразных двигательных компенсаций, скорейшему овладению и совершенствованию жизненно необходимых навыков и как следствие повышение их социального статуса (П.И. Белоусов, В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих, С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова и др.). В последние годы в области адаптивной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям. По мнению Л.А. Боярской, среди детей с умственной отсталостью наиболее приемлемы занятия, проводимые по форме двигательной рекреации [20].
Исследователи подчёркивают важное значение двигательной рекреации для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, В.К. Бальсевич, В.В. Кузин, Р.М. Эноки, С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, Е.Н. Степанова, М.С. Данилейко и другие особенно выделяют двигательную рекреацию для детей. Для меня на данный момент - это самая актуальная тема по адаптивной физической культуре.