Адаптивная физкультура, как средство реабилитации инвалидов. (НА ПРИМЕРЕ МБУ «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА г.ЕМВА»

Цель исследования – выявление эффективных средств адаптивной физической культуры для реабилитации инвалидов
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.09.2022
Объем файла
135 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 1, понятие Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [34].
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13%.
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                                                          
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ    6                                                    
1.1. Характеристика инвалидов         6
1.2. Реабилитационные центры и их роль в жизни инвалидов    12
1.3. Адаптивная физическая культура как фактор социального здоровья лиц с ограниченными возможностями   17
2. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА г.ЕМВА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ    32
2.1. Исследование отношения инвалидов к физической культуре и спорту32
2.2 Практические рекомендации по реабилитации инвалидов                      38       
Заключение       49
Библиографический список      52
Приложение      56

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании / Л.И. Аксенова. – М., 2001. – 198 с.
2. Атаев З.М., Крупина Т.Н., Воронина С.Г., Богомолов В.В. Восстановительное лечение постгиподинамических состояний: Метод. реком. М., 1977. - 33 с.
3. Ахмедшин, A.M. Реабилитация как особая социальная функция туризма для лиц с ограниченными возможностями / A.M. Ахмедшин // Адаптивная физическая культура. – 2004. – № 1(17). – С. 34-35.
4.Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 259 с.
5.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.
6. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. - 179 с.
7. Вернер, Д. Реабилитация инвалидов / Д. Вернер. – М., 1995. – 97 с.
8. Виноградов В.И., Калинина И.В. Особенности артериального давления у больных с культями конечностей //Протезирование и протезостроение. Сб. тр., вып. 85. - М.: ЦНИИПП, 1989, с. 41-46.
9. Григоренко, В. Г. Организация спортивно-массовой работы с лицами, имеющими нарушения функций спинного мозга / В.Г. Григоренко – М.: Советский спорт, 1991. – 190 с.
10. Дементьева, Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова. – М.: ЦИЭТИН, 2009. – 135 с.
11. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. Изд. 2-е /Под ред. С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 558 с.
12. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: ФиС, 1977.
13. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб: СПбГАФК, 1996. - 95 с.
14. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов / С.П. Евсеев. – М.: Открытый мир, 1999. – С. 25-28.
15. Евсеев, С.П. Проблемы классификации в адаптивном спорте / С.П. Евсеев. – СПб, 2006. – 291 с.
16. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК. - 133 с.
17. Жаворонков, Р. Реализация прав детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) / Р. Жаворонков. – М.: Человек и труд, 2005. – С. 10-13.
18. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
19. Кейер А.Н. Реконструктивные операции после усечения в проксимальном отделе верхней конечности (с учетом анатомо-биомеханических особенностей плечевого пояса и протезирования: Автореф. дис. докт. мед. наук. Л., 1975.
20. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы / Р.В.Корюшина. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета,2004. – 85с.
21. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. 400 с.
22. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для институтов физ. культ. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.
23. Медведев, В.И. О проблеме адаптационного процесса / В.И. Медведев. – Л.: Наука,1984. – 134 с.
24. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта от 27.08.2013 г. № 299.
25. Мусина, С.В. Физкультурно-спортивная деятельность и проблема адаптации студентов-специалистов / С.В. Мусина Е.В. Егорычева, М.К. Татарников. – М., 2011. – С. 125-126.
26. Огарев, Е. И. Образование для всех: права инвалидов. Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы / Е.И. Огарев. – СПб., 1998. – 299 с.
27. Певченков, В.В. Новые методы адаптивного физического воспитания / В.В. Певченков. – М.: Педагогика, 1988. – 198 с.
28. Петленко В.П. Актуальные проблемы валеологии /Вестник Балтийской академии, 1966, вып. 9, с. 7-15.
29. Приказ Минтруда России «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» от 31.07.2015 № 528н.
30. Пушкарь Ю.Т., Большов В.М., Елизарова Н.А. и др. Определение сердечного выброса методом тетраполярной реографии и его метрологические возможности //Кардиология, 1977, № 7, с. 89-90.
31. Пшенникова, М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам: Физиология адаптационных процессов / М.Г. Пшенникова. – М., 1986. – 270 с.
32. Ричард, К. Влияние максимальных спортивных достижений на формирование здоровья инвалидов / К. Ричард. – Тбилиси, 1980. – С.70-75.
33. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с.

 

Примерно на втором месяце занятий начинает ощущаться оздоровительный эффект от физических упражнений. Некоторые занимающиеся стремятся резко увеличить физическую нагрузку на занятиях. Однако это недопустимо, так как чрезмерные физические и психические нагрузки могут вызвать утомление и переутомление организма, а процессы восстановления в пожилом возрасте весьма замедленны.
Признаки утомления, вызывая тормозное состояние в коре головного мозга, необходимое для предотвращения истощения организма, являются сигналом к прекращению работы. Этот процесс может быть заторможен волевым усилием, что лишь отдалит утомление, но не ликвидирует его.
При систематическом перенапряжении организма может возникнуть переутомление, для которого характерны: чувство усталости, снижение интереса к жизни, апатия, чувство раздражительности, неустойчивое настроение, расстройство сна, снижение аппетита, тяжесть в голове, головные боли. Помимо оптимального режима нагрузок и отдыха, являющегося основой системы оздоровительной тренировки, в нее входят и гигиенические восстановительные средства и мероприятия: рациональное питание, фитотерапия, тонизирующие и успокаивающие ванны, бани, массаж, самомассаж и др., при использовании которых также необходимо соблюдать определенные принципы.