Психологическое консультирование в рамках предупреждения и профилактики девиантного поведения у подростков

Цель исследования: выявить психоконсультационные особенности предупреждения и профилактики девиантного поведения у подростков
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.09.2022
Объем файла
175 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Проблема предотвращения социальных отклонений в поведении молодежи, особенно у подростков стоит на первом месте во многих странах мира. Ее решение выходит на государственный уровень, в результате чего профилактика и коррекция девиантного поведения у подростков  важнейшая социальная и образовательная проблема современности. 
Под девиантным поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не отвечающее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронзает все стороны развития подростка.
Однако существует много противоречий в исследовании данной проблематики. Во-первых, существует значительный разрыв между теоретической и практической составляющими в педагогике, социальной психологии, праве, этике, где особенности подросткового возраста и технологии воздействия на их сознание остается малоизученным. Во-вторых, несостоятельность направлений пропедевтики, коррекционной, реабилитационной и образовательной профилактики. В-третьих, отсутствие стимулирования родителей за обращением к психоконсультационной помощи, что усугубляет состояние подростков и затягивает его коррекцию.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен отсутствием теоретической проработки психологического консультирования в рамках предупреждения и профилактики девиантного поведения у подростков, повышением практической актуальности данной проблемы и высокий спрос на эффективные методы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы психологического консультирования по проблеме предупреждения и профилактики девиантного поведения у подростков 6

1.1. Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте 6

1.2. Основные подходы к проблемам отклоняющегося поведения на фоне разных форм психических состояний подростков 13

1.3. Теоретические основы процесса психологического консультирования по проблеме профилактики девиантного поведения у подростков 18

Выводы по главе 1 21

Глава 2. Экспериментальное исследование девиантного поведения у подростков как основа психологического консультирования 23

2.1. Методологический аппарат исследования 23

2.2. Особенности склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения 23

2.3. Особенности психических состояний подростков 23

2.4. Особенности взаимосвязи форм отклоняющегося поведения и психических состояний подростков 24

2.5. Практические рекомендации психологу по организации психологического консультирования и профилактики девиантного поведения у подростков 24

Выводы по главе 2 24

Заключение 25

Список литературы 26

Приложения 31

Список литературы

1. Ахметзянова, Анна. (2017). Psychological Counselling In Deviant Behavior: Articulation Of Issue. 41-48. 10.15405/epsbs.2017.08.02.6

2. Беликова С.Б. Правовое воспитание подростков как условие профилактики девиантного поведения: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ставрополь, 2006 - 207 с.

3. Бех И. Д. Воспитание личности: учебник / Д. Бех. - М.: Просвещение, 2008. - 848 с. 

4. Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната) / Н.В. Власова // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.  2017.  Т. 9.  № 2.  С. 70-83

5. Гапонова С.А., Психологические компоненты компетенции саморегуляции у девиантных подростков / С.А. Гапонова, Деветьярова И.Н. // Известия Российской Академии Образования. – 2014. – № 2. – С. 124-134.

6. Головина, С. А. Психологические особенности восприимчивости и характера реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте / С. А. Головина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета : научно-методический журнал. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2008. – №3(3) С.154–158.

7. Гриднева О.В. Сравнительный анализ эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем склонности к проблемному поведению / О.В Гриднева // Студенческий: электрон. научн. журн. - 2017. - № 16(16). – С.112-119

8. Дегтярев А.В. Эмоциональный интеллект и особенности социально-психологический адаптации у подростков с девиантным поведением / А.В. Дегтярёв // Психологическая наука и образование. - 2014. - Том 6. № 3. - С.149–159.

9. Демидова Е.В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в российской федерации / Е.В. Демидова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - №3 – 2014 – С.45-52.

10. Дёмкина Е.В. Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования / Е.В. Демкина, М.Э Паатова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, - 2014. - Вып. 1(132). - С. 40. 

11. Ермолаева М.В. Смысловые факторы эмоциональной устойчивости // Компоненты адаптационного процесса / М.В. Ермолаева; под общ. ред. В.И. Медведева. – Л.: Наука, 1994. – С. 87-100.

12. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М.В. Ермолаева. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: «МОДЭК», 2003. – 376 с.

13. Ерохина Е В. Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилей эмоционального интеллекта: дис .... канд. психол. наук: спец. 19.00.01 / Е.Л. Ерохина. - Краснодар, 2011. - 221 с.

14. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [електронний ресурс] / .В.Змановская. – М.: изд. центр «Академия», 2003. – 288с.

15. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости / С.П. Иванова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – 2019. – № 9. – С. 99-108.

16. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2008. – 464с.

17. Исаев Д.Н. Девиантные подростки и социальный интеллект / Д.Н. Исаев, О.Н. Березина // Материалы научно-практической конференции Ананьевские чтения 23 – 25 октября, - 2007. - №8. – С.95-110

18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов / Ю.А.Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 c.

19. Колисниченко Т.И. Воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков / Т.И. Колисниченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2015. - Том 7., №1. - С. 42-45.

20. Корнеева С.А., Психологические особенности процессов саморегуляции у подростков с зависимым поведением / С.А. Корнеева, Локтева А.В. // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания.  2015.  №24 (221). – С.159-164

21. Липунова О.В. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности / О.В. Липунова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6 – С.117-124

22. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: „ЭКСМО-Пресс”, 1999. – 416 с. 

23. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л.: Медицина, 1991. – 304 с. 

24. Ловпаче Ф.Г. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением / Ф.Г. Ловпаче, З.З. Мамышева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. - №4. – С.100-108

25. Макаров А.А. Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения подростков / А.А. Макаров // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 496-498.

26. Маковецкая, Л.Ф. Исследование эмоциональной устойчивости у подростков, склонных к аддиктвному поведению [Электронный ресурс] / Л.Ф. Маковецкая, Е.И. Стоянова // Материалы III-й Международной научно-практической конференции «Психическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал». – Красноярск, 2016. – С. 367-372. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27619878

27. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения : учебн. пособие / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2005. – 445 с. 

28. Мертон Роберт. Социальная теория и социальная структура (фрагменты) / Р. Мертон ; ред. В. Танчер ; НАН Украины, Ин-т социологии. – К. : Абрис, 1996. – 109 с. – (Бестселлеры мировой социологии). 

29. Молодцова Т. Д. Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы / Т. Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3 – С. 32-34

30. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448с. 

31. Овчинникова Г.Г . Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 1997. – 20 с.

32. Овчинникова Ю. Г. К проблеме интервенций в ситуации кризиса личности: от теории к практике / Ю. Г. Овчинникова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 3. – C. 93-98

33. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370

34. Оржеховская В. М. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: учеб. пособие. / В. Оржеховская. - М.: Виана, 1996. - 352 с.

35. Павленок П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учебн. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева ; отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 185 с. – (Высшее образование)

36. Перешеина Н. В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

37. Психология подростка. Полное руководство. Под общ. ред. А.А. Реана – Санкт-Петербург :прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.

38. Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде: материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции 28-29 марта 2016 г. / под общ. ред. М.В. Лукьяновой, Т.А. Майборода. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 265 с.

39. Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних : современные тенденции / В. А. Пятунин. – Москва : РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – 282 с. –

40. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов / А.А. Реан. СПб.: Питер, 2000. - 159 с.

41. Сурикова М. Д. Воспитательная деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми в образовательных учреждениях / М.Д. Сурикова // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 495-497.

42. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. Монография. / Е.В. Федосенко – СПб.: Речь, 2006. – 116с.

43. Фортова Л.К. Роль правового воспитания в формировании правового сознания обучающихся / Л.К. Фортова, М.С. Фабриков // Символ науки. – 2017. - №1. Том 1 – С.233-236.

44. Фурманов И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Минск : РИВШ, 2011. – 250 с. 

45. Хагуров Т. А. Введение в современную девиантологию : учебн. пособие / Т. А. Хагуров ; под ред. Драча Г. В. – Ростов-на-Дону, 2003. – 343с

46. Ханипов Р. А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р.А. Ханипов // Социологические исследования. - 2007. - №12. - С. 95−103.

47. Хомич А.В. Психология девиантного поведения: учебное пособие / А.В. Хомич. – Ростов-на-Дону, 2006. – 225с.

48. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер – М.: Академический Проект, Трикста – 2005- 309 с.

49. Янченко П.А. Социологический анализ подростковой преступности как одной из форм проявления делинквентного поведения несовершеннолетних: региональный аспект / П.А. Янченко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №133 – 2012 – С.307-316.

50. Alzunitan, M., Edmond, M., Alsuhaibani, M., Samuelson, R., Schweizer, M., and Marra, A. (2020). Positive deviance in infection prevention and control: a systematic literature review. J. Infect. Control Hosp. Epidemiol. 31, 1–8. doi: 10.1017/ice.2020.1256

51. Bandura, A. (1971). Social Learning Theory. New York, NY: General Learning Corporation.

52. Clinard, M. B., and Meier, R. F. (2015). Sociology of Deviant Behavior. Toronto, ON: Nelson Education.

53. Cohen, S. (2002). Folk Devils and Moral Panics: The Creation of the Mods and Rockers. London: Psychology Press; Routledge. P. 280

54. Damron-Bell, Jessica, "The development of deviant behavior in adolescents : the influence of student characteristics and school climate." (2011). Electronic Theses and Dissertations. Paper 309. https://doi.org/10.18297/etd/309 

55. Hirschi, T. (2017). Causes of Delinquency. Milton Park: Routledge.

56. Glaser, D. (1971). Social Deviance. Chicago, IL: Markham Publishing Company.

57. Shalagin, A.E. & Shalagina, A.K.. (2019). Theories of deviant behavior of adolescents and youth. SCIENTIFIC DEVELOPMENT TRENDS AND EDUCATION. 57. 10.18411/lj-12-2019-177.

Первым этапом является наблюдение за взаимоотношениями в классном коллективе. Следующий этап – анкетирование «Мое отношение к школе», «Выявление учебных интересов», «Интересы ученика», «Отношение ученика к физическому труду» и т.д. На основе наблюдений и результатов других видов диагностики психолог вместе с классным руководителем планирует свою воспитательную работу с классом и отдельными учащимися. Тесно сотрудничает с родителями, проводит беседы, консультации по воспитанию ребенка. Подбирает тематику воспитательных часов, способствующих улучшению поведения учащихся, формированию у них собственного «я» и становлению их как социально активных личностей (например, «Кто я? Какой я?»), привлекает к участию в художественной самодеятельности класса и школы. Если такая работа не имеет положительных результатов.
Организация целенаправленной и продуктивной профилактической работы психолога с девиантными детьми требует учета научно-методологических подходов в профессиональной деятельности. Научная основа любой деятельности позволяет ее усовершенствовать, четко структурировать, выделить основные направления совершенствования. Одним из основополагающих научно-методологических подходов является гносеологический, основывающийся на теории познания (гносеологии). Чтобы выбрать оптимальные методы и способы воздействия на детей, склонных к девиантному поведению, необходимо учитывать общественно-историческую практику развития знания по этой проблеме, его постоянное углубление, расширение и усовершенствование [30].