Исследование ценностно-смысловой сферы спортсменов у индивидуальных видах спорта

Цель исследования: Выявить особенности ценностно-смысловой сферы у спортсменов в групповых и индивидуальных видах спорта
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.09.2022
Объем файла
318 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, постановка проблемы и изучение ценностно-смысловой сферы личности охватывает все большее внимание, принимает все преимущественно комплексный характер, и представляется предметом в всевозможных социальных дисциплинах, и организует в себе важнейшую область для изучения, которые находятся на рубеже различных отраслей знаний о человеке – социология, психология, педагогика, философия и др. Теоретическое изучение литературы и исследований в области ценностно-смысловой сферы на разных ступнях вывели необходимость изучения и использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. В современном мире психологии, на первый план все значительнее выступает изучения человека как субъекта жизненных изменения, считается важность субъективного понимания мира, увеличивается значимость ценностных и смысловых аспектов человеческого существования.  Для структуры личности важнейшим аспектом выступает ценностно-смысловая сфера его. Воспринимая индивидуальным сознанием, ценности и смыслы с точки зрения психологии, интересы в меньшей степени как универсальные категории, а рассматриваются как детерминанты, которые входят в основу выбора жизненно пути и которые определяют поведение человека.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………8

1.1 Теоретический обзор литературы в российских и зарубежных источниках по проблеме ценностных и смысложизненных ориентаций личности в психологии……………………………………………………………………8

1.2 Формирование ценностно-смысловой сферы в онтогенезе………………23

1.3 Теоретический обзор литературы по теме ценностно-смысловой сферы спортсменов………………………………………………………………….31

Вывод по главе…………………………………………………………………...39

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СПОРТСМЕНОВ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛБНЫХ ВИДАХ СПОРТА………………………………..…...40

2.1 Организация, методы и методика исследования…………………………..40 

2.2. Результаты исследования ценностно-смысловой сферы у спортсменов групповых и индивидуальных видах спорта…………………………………..42

2.3 Результаты сравнительного анализа ценностно-смысловой сферы у спортсменов групповых и индивидуальных видах спорта……………………48

2.4 Результаты корреляционного анализа ценностно-смысловой сферы у спортсменов групповых и индивидуальных видах спорта……………………55

Вывод по главе…………………………………………………………………...62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Осин Е. Н., Плотникова А. В., Рассказова Е. И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. No 1. С. 8–31.

2. Елишев С. О. Изучение понятий "ценность", "ценностные ориентации" в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. — 2011. — № 2 (11). — С. 82–96.

3. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени/ Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 2012. - No1.- С. 13-25. 

4. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. — 5-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68756 (дата обращения: 18.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

5. Rokeach M. Beliefs Attitudes and Values San Francisco, 1969. Р.214

6. Klackhorn C. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Towards a General Theory of Action Ed. by T. Parsons E. Shils. Cambridge; Harvard:U P, 1951. P. 388-413. 

7. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1976. – № 6. – С. 45 

8. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

9. Арвисто М.А. Ценностные отношения как мотивационное ядро спортивной 
деятельности // Научн. Труды ВНИИФКа. – М.: 1970. – 236 с 


10. Поварницын А.П. Ценностные ориентации специалистов физической культуры и спорта в процессе учёбы в вузе: Монография. – Курган: Курганский гос. ун-т, 2004. – 300 с. 


11. Мильштейн О.А., Кулинович К.А. Советский олимпиец: социальный 
портрет. - М.: ФиС, 1979. – 144 с. 


12. Канаев С.Ю. Изучение ценностных ориентаций студентов-спортсменов // 
Актуальные вопросы теории и практики физического воспитания и спорта. 
– Пермь, 1979. - С. 23-24. 


13. Каргаполов Е.П., Решетнева Г.А. Ценностные ориентации специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 
1982. - No7. - С. 38-40. 


14. Леевик Г.Е. Ценностные ориентации спортсменов-парашютистов // Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. - М.: 1986. - С. 122-130. 


15. Ожегов Ю.П., Сысоев Ю.В. Влияние временных ориентаций на социальный облик олимпийца // Теория и практика физической культуры. - 1990. - No6. - С. 30-34. 


16. Шапенкова И.П. Особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся школы искусств: дис. ... канд. пс. наук: 19.00.13. - СПб, 2010. - 179 с. 


17. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007. - 511 с. 


18. Поварницын А.П. О ценностных ориентациях спортсменов // Материалы международной научной конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (11-14 июня 2006г.). - М.: Анита-пресс, 2006. - С. 234-236. 


19. Романова О.В. Исследование ценностных ориентации спортсменок студенческого возраста // Материалы международной научной конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (11-14 июня 2006г.). – М.: Анита-пресс, 2006. - С. 260-261. 


20. Масленникова В.А. Роль ценностных ориентаций в процессе социализации личности спортсмена // Материалы международной научной конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (11-14 июня 2007г.). - М.: Анита-пресс, 2007. - С.87. 


21. Рогов В.М. Особенности развития личности в школах восточных единоборств // Материалы международной научной конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (11-14 июня 2007г.) . - М.: Анита-пресс, 2007. - С. 111. 


22. Султанова Р.А., Уляева Р.Г. Смысложизненная ориентация женщин- боксёров // Материалы VII международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (6-11 июня 2011г.). – М.: Анита-пресс, 2011. - С. 109-110. 


23. Александрова И.В. Влияние физической культуры на формирование 
социальных ценностей молодёжи // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. - С. 3-4. 


24. Криличевский В.И. Нравственное воспитание молодёжи в сфере физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. – 578 с. 


25. MacLean, Joanne; Hamm, Shannon Values and sport participation: comparing participant groups, age, and gender. – Journal of sport behaivour. – 2008. - December. – Р. 352-367. 


26. Lee, M.J., Whitehead, J., & Balchin, N. The measurement of values in youth sport: Development of the Youth Sport Values Questionnaire // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2000. -No 22. - P. 307-326. 


27. Perényi S. Value Priorities in Connection to Sport Participation Physical Culture and Sport // Studies and Research. – 2010. - No 48 (48) . – Р. 84-98. 


28. Mielke, R. & Bahlke, S. Structure and preferences of fundamental values of young athletes. Do they differ from non-athletes and from young people with alternative leisure activities? // International Review for Sociology of Sport. – 1995. - 30(3+4). - P. 419-435. 


29. Голец А.В. Взаимосвязь ценностей и успешности в спортивной деятельности // Материалы VI международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (7-11 июня 2010 г.). – М.: Анита-пресс, 2010. - С. 56-58 


30. Винник В.А. Субкультурные ценности института спорта в современном обществе // Материалы Международного коллоквиума «Проблемы методологии социо-гуманитарного познания: диалектика и герменевтика», посвящённого 80-летию Д.И.Широканова. – Минск: ГБУФК, 2009. - С. 157- 160. 


31. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. -  C.97

32. Яницкий М. С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М. С. Яницкий, А. В. Серый, Ю. В. Пелех // Философия образования. – 2013. – № 1. – С. 175–186.

33. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева,— М>: Изд-во Моск. ун-та, 1994.— С.49

34. Развитие высших психических функций : из неопубликованных трудов /  Л.С. Выготский. – Москва : Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – С.197

35. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. – С. 144

36. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. М.: Прометей. МПГУ, 2003. С.115

37. Беличева С.А. Основы превентивной психологии . -- М.: Социальное здоровье России, 1994. – С. 47

38. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—С.194

39. Додонов Б. И. Эмоция как ценность . -- М.: Политиздат, 1978. – С.11

40. Карл Роджерс Клиентоцентрированная терапия /  Карл Роджерс. – Москва : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. – С.72

41. Д.А.Леонтьев Современная психология мотивации: [сборник]/ под ред. Д.А.Леонтьева. – Москва: Смысл, 2002. – С.4

42. А.Н. Леонтьев: Деятельность, сознание, личность Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. М.: Смысл, 2005. – С.37

43. Л.С.Выготский Развитие высших психических функций : из неопубликованных трудов /  Л.С. Выготский. – Москва : Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – С.197

44. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. – С.24

45. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации – Новосибирск: НГПИ, 1992. –С.80

46. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития, М., 1991; С. 41

47. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. №8. 1966. С.56-64

48. Кузнецов, С. А. Особенности мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / С. А. Кузнецов // Социальная психология и общество. – 2013. – № 4. – С. 106-113. – EDN RSQGJD.

49. Портных Ю.И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте: хрестоматия: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.

50. Шнирас Ш., Ушпурене А. Б. Соревновательно-социальные навыки у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта //Теория и практика физической культуры. – 2021. – №. 2. – С. 95-97.

Значительное влияние уделяется в отечественной и зарубежной литературе при изучении ценностно-смысловой сферы. Нет определенного и единого мнения, при определение ценностно-смысловой сферы. Ценностно-смысловая сфера – это сложная система, которое многое, что включает в себя: ценностные и смысловые компоненты, иерархические образования, определенные характеристики, изменения на протяжение человеческой жизни. Тем самым, ценностно-смысловая сфера проявляется как регулятор поведения человека, и тем самым влияет на эмоциональную сферу и мысли личности.  Определение «ценность» у разных автором, трактуется по разному, например как: «ценностная ориентация», «смысл», «убеждение», «значение», «потребность» и др. Учитывая то, что существует большое количество трактовок данного понятия, все равно выделяется стабильность данного образования и его одаренность на оказание влияния при выборе. Неизменчивые психические образования, которые оказывают влияние на жизнь личности – ценностный элемент ценностно-смысловой сферы, который можно предназначить как иерархическая структура ценностных ориентаций (ценностей). Смысл жизни, необходимо отметить, что преобразует сложную систему с разнообразием вариантов возможной иерархии. Смысл жизни выступает как некое, устойчивое психическое образование, которое оказывает огромное влияние на личность, и дает возможность на достижение счастья. У человека существует большое количество смыслов, но один является основным и главным. Смысл – актуальная ценность, смысл выводится из ценностей личности.