Взаимодействие ДОО и семьи по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Введение
Актуальность темы исследования. В современной России социально- политические и социально-экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающие в ясельные и младшие группы ДОУ. Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольного учреждения. Это подтверждается принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается право каждого человека на образование, создание условий для развития и социальной адаптации.
Реализацией нового закона стала разработка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья ребенка. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
При неправильной организации работы по адаптации у детей могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе является актуальной.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО 7
1.1.Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления 7
1.2.Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 14
1.3.Формы и методы взаимодействия педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО 20
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО 33
2.1. Определение исходного уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОО 33
2.2. Методические рекомендации для педагогов по организации взаимодействия педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО 33
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Приложение 36
Список используемой литературы
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 464с. - ISBN 978-5-7996-2412-5. – Текст: непосредственный.
2. Ахмедова, Я.Я. Особенности речевой активности в период адаптации. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/8529- osobennosti-rechevoj-aktivnosti-v-period-adaptatsii.html (дата обращения 12.10.2021).
3. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с. - ISBN 5-88234-723-8. – Текст: непосредственный.
4. Белькович, В.Ю. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: ранний возраст / В.Ю. Белькович, Т.П. Завьялова. - Тюмень: Тюмен. обл. гос. ин-т развитияя регион. обр-я, 2012. - 85 с. - ISBN 978-5-4475-9081-9. – Текст: непосредственный.
5. Битянова, М.Р. Социальная психология: к самостоятельной работе / М.Р. Битянова. - Москва: Международная педагогическая академия, 1994. - 106 с. - ISBN 5-09-004053-2. – Текст: непосредственный.
6. Блинова, М.Л. Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада. URL: http://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2014/02/19/ustanovlenie-partnerskikh-otnosheniy-mezhdu-roditelyami-i-1 (дата обращения 23.12.2021).
7. Боброва, Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ / Т.А. Боброва. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013. - - ISBN 978-5-87555-519-0. – Текст: непосредственный.160 с.
8. Ваймер, Е.В. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС / Е.В. Ваймер // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1430-1432.
9. Васильева, Е.А. Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=180693 (дата обращения 06.10.2021).
10. Ватутина, Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: пособие для воспитателей детского сада / Н.Д. Ватутина. - Москва: Просвещение, 1983. - 80 с. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
11. Вершинина, Л.В. Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ / Л.В. Вершинина // Детский сад от А до Я. – 2009. - № 2. - С. 31-35.
12. Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации ФГОС. [Электронный ресурс] URL http://net- edu.ru/sites/default/files/file/Pril1_26_28_11_16.pdf (дата обращения 09.10.2021).
13. Власова, Н.Н. Нетрадиционные методы работы с родителями. URL: https://infourok.ru/netradicionnie-metodi-raboti-s-roditelyami-987701.html (дата обращения 21.02.2021).
14. Волкова, Е.А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Е.А. Волкова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2012. - № 5. - С. 62-67.
15. Ворончихина, М. Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija- pedagogicheskoi-poderzhki-reb-nka-i-semi-v-adaptacionyi-period.html (дата обращения 13.10.2021).
16. Выговская, Н.Б. Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации комплексной программы модернизации образования. URL: http://festival.1september.ru/articles/598677 (дата обращения 09.10.2021).
17. Выготский, Л.С. Антология гуманной педагогики / Л.С. Выготский. - Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 222 с.
18. Двинских, Е.А. Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/13689.html (дата обращения 15.10.2021).
19. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – Москва: Академия, 2002. - 120 с. - ISBN 978-5-4263-0075-0. – Текст: непосредственный.
20. Жукова, Е. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста. URL: http://doshkolnik.ru/adaptacia/7588-partnerstvo.html (дата обращения 20.10.2021).
21. Заикина, Е. Совместный досуг как одна форм работы с родителями. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/iz-opyta-raboty-sovmestnyi-dosug-kak-odna-form-raboty-s-roditeljami.html (дата обращения 11.10.2017).
22. Калинина, Р.Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р.Р. Кеалинина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 2-9.
23. Кирносова, Н.Н. Взаимодействие воспитателей ДОУ с родителями. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/05/28/ vzaimodeystvie-vospitateley-dou-s-roditelyami (дата обращения 18.10.2021).
24. Кисина, Е. А. Работа педагога в период адаптации детей к ДОУ. URL: http://festival.1september.ru/articles/628649/ (дата обращения 20.10.2017).
25. Клокотова, Т.А. Программа педагогического просвещения родителей. URL: https://infourok.ru/programma-pedagogicheskogo-prosvescheniya- roditeley-658680.html (дата обращения 05.10.2021).
26. Кляпка, О.В. Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО. URL: https://pedportal.net/attachments/001/049/166/ 1049166.pdf?1429139640 (дата обращения 22.10.2021).
27. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. -Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 112 с. - ISBN 5-93927-192-8. – Текст: непосредственный.
28. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей: книга для учителя Я.Л. Коломинсикй, Е.А. Панько. - Москва: Просвещение, 1988. - 190с. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
29. Куликова, Л.М. Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/25/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-na-temu- organizatsiya (дата обращения 15.10.2021).
30. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 1999. - 232 с. - ISBN 978-5-8291-1504-3. – Текст: непосредственный.
31. Кураев, Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с. - ISBN 978-5-907101-59-3. – Текст: непосредственный.
32. Мамедова, Э. А. Адаптация детей в дошкольном учреждении. По материалам сайта. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya- roditeley/2014/03/22/adaptatsiya-detey-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения 14.10.2021).
33. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /сост. Е.О. Смирнова, В.М. Холмгорова. - Москва: ВЛАДОС, 2009. - 160 с. - ISBN 978-5-4263-0075-0. – Текст: непосредственный.
34. Милославова, И. А. Адаптация как социально-психологическое явление / под ред. Б. Д. Парыгина // Социальная психология и философия. - 1973. - № 2. - С. 11-120.
35. Мнацаканян, И.А. Основные подходы к исследованию адаптации. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3386 (дата обращения 01.10.2017).
36. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - Москва: Академия, 2003. - 200 с. - ISBN 5-93927-192-8. – Текст: непосредственный.
37. Мячина, С.А. Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации. URL: http: // nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya- roditeley/2012/08/08/individualnye-osobennosti-povedeniya-detey-v-period (дата обращения 08.10.2021).
38. Немов, Р.С. Психология. Познавательные процессы: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - Москва: Юрайт, 2014. - 1007 c. - ISBN 978-5-7996-2412-5. – Текст: непосредственный.
39. Пашукова, Т.И. Психологические исследования: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учеб. Пособие Т.И. Пушкова. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 127 с. - ISBN 978-5-8291-1504-3. – Текст: непосредственный.
40. Педагогика раннего возраста / под ред. Г. Г. Григорьевой, И. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. М.: Академия, 2003. - 336 с. - ISBN 978-5-00104-350-8. – Текст: непосредственный.
41. Перадзе, О.В. Психолого-педагогические основы организации адаптации и организация адаптации детей к ДОУ/ О.В. Перадзе // Наука и Мир. 2015. - № 11 (27). - С. 82-84.
42. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. - Москва: ЛИНКА - ПРЕСС, 2002. - 392 с. - ISBN 978-5-907101-59-3. – Текст: непосредственный.
43. Петровский, А.В., Психология / А.В. Петровский. - Москва: Академия, 2002. - 512 с. - ISBN 978-5-4263-0075-0. – Текст: непосредственный.
44. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для воспитателей дошк. Учреждений / К.Л. Печора. - Москва: ВЛАДОС, 2002. - 171 с. - ISBN 978-5-8399-0311-1. – Текст: непосредственный.
45. Прокопенко, Н.Н. Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду / Н.Н. Прокопенко // Образование и наука в современных условиях. - 2016. - № 4 (9). - С. 89-91.
46. Психология общения: учебное пособие / сост. Т. В. Слотина, Г. Р. Чернова. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 147 с. - ISBN 978-5-7042-2272-9. – Текст: непосредственный.
47. Психология социальной работы: учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. М. А. Гулиной. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 384 с. - ISBN 5-89353-001-2. – Текст: непосредственный.
48. Пучкова, Л.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации. URL: http://doshkolnik.ru/adaptacia/4993-adaptaciya.html (дата обращения 05.02.2021).
49. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479 с. - ISBN 5-93927-192-8. – Текст: непосредственный.
50. Российская Федерация. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: [Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155: принят 17 октября 2013 г. по состоянию на 10.02.2021г.]. URL: http://base.garant.ru/70512244 (дата обращения: 11.10.2021).
51. Сачевич, С. Задачи дошкольного учреждения в работе с семьёй. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-doshkolnogo-uchrezhdenija-v-rabote-s-sem- i.html (дата обращения 11.10.2021).
52. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - Москва: Мед-гиз, 1982. - 255 с. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
53. Сидоркина, Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов / Т.Ю. Сидоркина. – Красноярск: Слово, 2013. - 92с. - ISBN 5-93927-192-8. – Текст: непосредственный.
54. Смирнов, А. А. Психология вузовской адаптации: учеб. Пособие / А.А. Смирнов. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 115 с. - ISBN 978-5-17-055693-9. – Текст: непосредственный.
55. Трофимова, О.В. И др. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий / О.В. Трофимова, Т.М. Волкова, Н.А. Галкина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. – Москва: Буки-Веди, 2012. -268 с. - ISBN 5-09-004053-2. – Текст: непосредственный.
56. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений; 4 - е изд., стереотип / Г.А. Урунтаева. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с. – ISBN отсутствует. – Текст: непосредственный.
57. Фомичева, Н. Нетрадиционные формы и методы работы с родителями. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-formy-i-metody- raboty-s-roditeljami.html (дата обращения 14.10.2021).
58. Хисматуллина, Р. Р. Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям ДОУ. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/06/psikhologo- pedagogicheskaya-deyatelnost-po-optimizatsii (дата обращения 16.10.2021).
59. Шапошник, Л.Ю. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению. / Л.Ю. Шапошник // Современные тенденции развития науки и техники. - 2016. - № 10- 12. - С. 140-141.
60. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - Москва: ACADEMIA, 2011. - 384 с. - ISBN 978-5-87555-519-0. – Текст: непосредственный.
Разработка комплекса будет способствовать расширению взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский сад до поступления ребёнка в группу – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОО по вопросам адаптации детей этого возраста.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта огромное влияние уделяется работе с родителями. Дошкольная образовательная организация в настоящее время находится в режиме развития и представляет собой систему, срочно реагирующую на изменение социального состава родителей и их образовательно-воспитательные потребности. Признание государством приоритета семейного воспитания, требует совсем других взаимоотношений между педагогами и родителями – взаимодействия, сотрудничества, доверия. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого образовательного пространства для развития ребенка.