Социальная реабилитация детей из семей, находящихся в социально-опасном положении
Введение
В настоящее время предметом изучения отечественных и зарубежных исследователей становится семья в социально-опасном положении. Нынеш-нее развитие экономической составляющей нашей страны, социальные про-цессы, которые происходят в нашем обществе, отразились на ухудшении финансового положения семьи, рост количества разводов и сокращение воспитательного потенциала родителей, снижение уровня рождаемости, что привело к резкому росту неблагополучных семей.
Довольно разнообразны причины, вызывающие семейное неблагополучие: кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
Этим причинам сопутствуют такие негативные социальные явления, как массовый алкоголизм, наркомания, жилищная проблема, увеличение количества криминальных групп, ухудшение экологии и, как следствие этого, ослабление здоровья населения. В семьях, находящихся в социлаьно-опасном положении нарушаются практически все ее основные функции: репродуктивная, экономическая, воспитательная, медицинская, психологическая.
Важно, чтобы все субъекты, в первую очередь – семьи, имели общую цель, действовали в интересах ребенка. Комплексная работа органов и учре-ждений системы профилактики предполагает: определение общей цели; раз-работку индивидуальной программы реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально-опасном положении; межведомственное взаимодействие субъектов системы.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты социальной реабилитации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении 6
1.1 Дети из семей, в социально - опасном положении 6
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с семьей находящихся в социально - опасном положении 21
1.3 Социальная реабилитация детей из неблагополучных семей 29
Глава 2 Опыт социальной реабилитации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении в СПБ ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей»» 36
2.1 Анализ деятельности СПБ ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей»» 36
2.2 Характеристика семей, находящихся в социально опасном положении 49
2.3 Программа социальной реабилитации детей из неблагополучных семей 53
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение 1 68
Список использованных источников
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Россий-ской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорно-сти и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция)
5. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 223 с.
6. Алмазов, Б.Н Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.А. Беляева, Н.Н.Бессонова. – М: Академия, 2002. – 192 с.
7. Алферова Т.С., Потехина О.А. Основы реабилитологии - Тольятти, 2017.
8. Барабохина, В.А. Педагогическая поддержка детей из неполных семей / В. Барабохина А. // Семейное воспитание: опыт работы учреждений социального обслуживания населения Санкт Петербурга: научнометодический сборник. – Санкт Петербург: Петроградский, 2014 – С. 94-103.
9. Бакулина, М.С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие / М.С. Бакулина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. – № 4. – С. 168-173.
10. Байбородова Л. В. Социальная педагогика. Профориентация и само-определение детей-сирот : учеб. пособие для академического бакалавриата / [и др.] ; отв. ред. Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с.
11. Басов Н. Ф. Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бакалавриата /; под ред. Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с.
12. Басов Н. Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие для акаде-мического бакалавриата / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 250 с.
13. Бегидов М. В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 98 с.
14. Беличева А.С. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников—Издательство Юрайт, 2019. — 336 с
15. Благотворительная организация в помощь детям-сиротам России: офиц. сайт. – URL: https://sos-dd.ru/about/. – Текст: электронный.
16. Боряк В.П. Социальный патронаж неблагополучных семей как техно-логия социальной работ / В.П. Боряк, З.Х. Дзуева // KANT. – 2015. - №1(14). – С. 58-63
17. Бочарова Н. И. Методика организации досуговых мероприятий. Орга-низация досуга детей в семье: учеб. пособие для СПО / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
18. Бурова С.Н. Современная семья: крах или другая жизнь? / С.Н.Бурова // Социология. – 2015 – №2. – С. 4-15.
19. Булотина А.С. Аксеологический Подход в системе современного общего образования / А.С. Булотина, Т.Ф.Орехова // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: сборник статей по материалам IV Всероссийской заочной научно-практической конференции / Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова; ред. Т.В. Кружилина. – Магнитогорск: Магнитогорск, 2019. – С. 26-30.
20. Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. /Понятийный аппарат социальной педагогики. Научная книга, 2016.
21. Галагузова М.А. Хрестоматия-учебник. Под ред. . Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в. ... Под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. - 544 с.
22. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с
23. Григорьева И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.
24. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками /Конспект лекций Ростов на Дону, 2013 - 321 с.
25. Кононова Т. Б. Теория и методика социальной работы: история соци-альной работы : учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.
26. Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи : учеб. пособие для СПО / Н. А. Коноплева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 254 с.
27. Нагорнова А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.
28. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.
29. Наместникова И. В. Этические основы социальной работы : учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
30. Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема А.С. Никончук / Социально-педагогическая работа- 2014- №4 - 54 с.
31. Менеджмент в социальной работе : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; отв. ред. Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 319 с.
32. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для СПО / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
33. Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бака-лавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с.
34. Приступа Е. Н. Технология социальной работы с семьей и детьми : учебник и практикум для СПО / [и др.] ; под ред. Е. Н. Приступы. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 465 с.
35. Певная М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики : монография / М. В. Певная ; под науч. ред. Г. Е. Зборовского. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та. — 433 с
36. Расчетина С. А. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред., З. И. Лаврентьева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 416 с.
37. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учеб. пособие для СПО / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 400 с.
38. Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с.
39. Роик В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с
40. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие, 2-ое изд.- М.: Дашков и К, 2005.
41. Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи : учеб. пособие для академического бакалавриата / П. С. Самыгин, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин ; под общ. ред. П. С. Самыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 284 с.
42. Сережко, Т. А. Психология социально-правовой деятельности : учеб-ник и практикум для СПО / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 282 с.
43. Сачкова, М. Е. Психология среднестатусного учащегося : монография / М. Е. Сачкова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с.
44. Смирнова Ярская Е.Р., Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / М., 2015- 100 с
45. Солодянкина, О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирова-ние в социальной работе : учебник и практикум для СПО / О. В. Солодянкина. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.
46. «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей» [Электронный ресурс] https://prometey-spb.org/
47. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — М. : Издатель-ство Юрайт, 2018. — 416 с.
48. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 488 с.
49. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; отв. ред. Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с.
50. Сущинска М. Д. Социальная экспертиза : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Сущинская, Т. В. Власова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 153 с.
51. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.
52. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 288 с.
53. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. Учебное пособие 2018 496 с.
54. Технология социальной работы с семьей и детьми : учебник и практи-кум для СПО / Е. Н. Приступа [и др.] ; под ред. Е. Н. Приступы. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 465 с. Торохтий, В. С.
55. Торохтий В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 488 с.
56. Холостова Е. И. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 288 с.
57. Холостова Е. И. Менеджмент в социальной работе : учебник для СПО / [и др.] ; отв. ред. Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 319 с.
58. Холостова Е.И., Климантова Г.И.. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред.. М., 2015. -752 с.
59. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2005.
60. Шульга А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с
61. Целуйко В.М Вы и ваши дети. Настольная книга для родителей о вос-питании счастливых детей 2009. – 456 с.
В целях обеспечения повышения качества и эффективности оказания социальных услуг несовершеннолетним осуществляется межведомственное взаимодействие. А именно: с ОДН РУВД 51 отдела полиции Московского района, муниципальными образованиями, СПб ГБУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» ПНДО № 4, СПб ГБУЗ МНД № 1 АНО для детей и подростков «Детская наркология», образовательными организациями Московского района, СПб ГБУ «ЦСПСиД Московского района» и иными. В сфере социокультурной деятельности у СПб ГБУ «СРЦН «Проме-тей» установились широкие связи с некоммерческими и иными организациями, а именно: ЦБС Московского района – Библиотека роста и карьеры, Чесменская церковь, СПб ГБУ «Спортивный центр «Физкультура и здоровье», Отдел ГИБДД УМВД России по Московскому району, Дом молодежи «Пулковец», детский город профессий «Кидбург», детский «Музей варежки», ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Благотворительный фонд «Содействие детям» и др. Штатное расписание СПб ГБУ «СРЦН Прометей» на 2021 год утверждено заместителем главы администрации Московского района СПб Н. В. Александровым в количестве 92,5 штатных единиц.