Индивидуально - личностные характеристики участников буллинга в подростковом возрасте

Цель исследования: изучение индивидуально - личностных особенностей участников буллинга в подростковом возрасте, для составления портрета «жертв» и «обидчиков»
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.09.2022
Объем файла
1555 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время разнообразные проблемы, присущие подростковому возрасту, находящиеся во внимании множества наук о развитии человека и общества, и в ряду разнообразных проблем получила свое внимание проблема так называемого буллинга — подросткового насилия, но не в рамках классического подхода к подростковым конфликтам, как это можно было бы ожидать, а как проблема долговременной травли «жертвы». Хотя сам подростковый возраст является по своей природе достаточно конфликтным, и участие подростков в конфликте является нормальным, проблема буллинга отличается тем, что в нем речь идет не о ситуативном противоречии между двумя сторонами, а в создании, сознательно подростками, долговременного статуса для выбранной «жертвы», стремлении не дать сменить этот статус. Хотя, ближайшим аналогом такого статуса мог бы быть статус изгоя, но явление буллинга является проблемой другого рода - она фиксирует у обидчиков «жертвы» чувство безнаказанности, снимает моральные границы по отношению к другому человеку и носит в целом социально-опасный характер, так как такое поведение регулируется не столько нормами и ценностями подростковой группы, сколько блокировкой обратной связи от «жертвы» и окружающих о аморальном ходе конфликта. Иначе говоря, феномен буллинга по своей природе, очень близок по своему воздействию на окружающих людей и на саму «жертву» к феномену «расчеловечивания», опробованному когда-то нацистами.
Так как, подростковый возраст является периодом пересмотра социальных стереотипов и выработки новых, является важным не допускать переход обычных подростковых конфликтов, в такую деструктивную форму затяжного воздействия на «жертву» как буллинг, равно как и не допускать возникновение «жертвы» в среде подростков, поскольку есть риск закрепления такой формы взаимодействия с более слабым у подростков, и переноса его в последующем на другой возрастной этап, не говоря уже о том, что сама жертва получает достаточно серьёзную психологическую, а часто и физическую травму.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БУЛЛИНГА В ПСИХОЛОГИИ 8

1.1. Понятие буллинга в науке 8

1.2. Характеристика типов буллингового поведения 14

1.3. Индивидуально-психологические особенности подростков- участников буллинга 20

Выводы по первой главе 31

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 33

2.1 Организация и методы эмпирического исследования 33

2.2 Результаты исследования, анализ и интерпретация данных 38

Выводы по второй части 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

Приложения. 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2010. - 303с.
2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А. Я. Анцупова, А.И. Шипилова - М.: ЮНИТИ. – 2009. – 201 с.
3. Аверьянов А. И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов МГТИ // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Мат-лы междунар. научн.- практ. конф. – Вып. 4. Том 15. - Одесса, 2011. – С. 22-26.
4. Агрессия детей и подростков / Под ред нм Платоновой. СПб. : Речь, 2004 - С. 21-22
5. Бандура А, Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 512 с.
6. Берковец л Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001 -  512 с.
7. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. уч. пособие. - М., 2000. – 336 с.
8. Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. М., «Олма-Пресс», 2001. - 40 с.
9. Бердышев И. С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М. І. Нечаева - СПб., 2005. - 3-56 с.
10. Бердышев и. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев , семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2005. - 15 марта - 3 с.
11. Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни детей, приводящие к психическому дистрессу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http
12. Бутенко В.Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования, психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» Вестник КГПУ им. Вп. Астафьева Красноярск, 2015. -  148c
13. Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников А.С. Белкин Свердловск: Изд-во СПИ, 2003. - 138 с
14. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
15. Волкова ЕНПроблемы насилия над детьми и пути их преодоления Под ред. Е. Н. Волковой - СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
16. Возрастная психология детство, отрочество, юность: Учебное пособие для студ. пед. вузов / сост. В. С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: «Академия», 2006. – 624 с.
17. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга Психология  - 60-164 с.
18. Гуггенбюль А.Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Акад проект, 2000. - 65 с.
19. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
20. Девиантное поведение детей и подростков проблемы и пути их решения / под ред. В. А. Никитина. – М.: Просвещение, 2006. – 147 с.
21. Екимова В.И., Залалдинова А. м. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4.- . 5—10 с.
22. Ермолова ТВ. Савицкая Н. В. Буллинг как групповой феномен исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) / Современная зарубежная психология. 2015. Tом 4 -  65-90 с.
23. Кон И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться?/ ТИС. Кон 2013 - 54 с.
24. Ломов Б. Ф. Теория эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал 2000. Т.- 8-20 с.
25. Лоренц К. Агрессия так называемое «зло». К. Лоренц M. Прогресс, 1994 - 272 с.
26. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) Детская и подростковая психотерапия СПб Питер, 2001.- 240-276 с.
27. Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведення психол. журнал, 2005. Т. 26. - 15 с.
28. Курбатова Т.Н. Психология агрессии/ Агрессия // Отв. ред. А. М. Ельяцевич. СПб, хамелеон , 2014 - 32 с.
29. Кривцова C.B.. «Буллинг VS неравнодушных» 2011г - 3 - 21 с.
30. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.
31. Коломинский, Я.Л. . Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)/ Я. Л. Коломинский, Мң ТетраСистемс, – 2007. – 432 с.
32. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна И. Э. Миллера. СПб., 2001.- 29 с.
33. Макарова Ю. Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры Психология Историко- критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. C. 181-192.
41. Нечаева М.О. Природа агрессии им. Нечаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008. 1 СП3-80
42. Петросящ В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде, Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 6 (108) 2011. С. 151-154.
43.Петросянц ВР. Психологическая характеристика старшеклассников, участников булинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. Дисс. канд. психол. наук. — СПб., 2011. — 190 с.
44. Попова Е. И Т. П. Челинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. –  6 (Июнь) С. 106-110. URL http 2014/14158.htm
45. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /ФРайс. СПб.: 2000. 420 с.
46. Реан А. А. Психология подростка // Реан. СПб.: Прайм Еврознак 2006. — 480с.
47. Реан А.П. Психология человека от рождения до смерти (хрестоматия) A. A. Реан 4-е изд., дополненное и переработанное, СПб.: Питер, 2004. – 456 с.
48. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности ХРемшмидт. - М., 1994. - 21 с.
49. Руланн Э. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга М. 2012 -264 с .
50. Собкин В.С. Смыслова ММ, Жертвы школьной травли. Влияние социальных факторов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http:// www.socioedu. ru userfiles file Sobkin,20Smoslova Zertvi.pdf (дата обращения 2011 ро16).
51. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников В. Г.Степанов. «Академия», 2008. Hзрае Об www. socioedu.ru 
52. Теоретико-методические основы деятельности педагога- психолога предотвращению буллинга в школах Тульского региона гендерно- возрастной аспект /под общ. ред. к. с. Шалагиновой-Тула: Изд-во «ГРИФ и К»,-2014.- 237 с.
53. Фельдштейн Д. И. Психология взросления ди Фельдштейн. – М.: Флинта, 2009.- 12 с.
54. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс, 2005. – 208 с.

 

Подростки данных типов отличаются друг от друга и по способу поиска информации об окружении. Тот, кто ориентирован на интернальный локус контроля (берущие ответственность на себя), больше интересуется сведениями о возможных проблемах, прислушиваются к мнению старших, чаще использует меры предосторожности, стараются по возможности уменьшить риск незапланированных обстоятельств.
С возрастом показатели уровня ответственности возрастают, а показатели экстернальности (безответственности) снижаются.
Есть основания полагать, что локус контроля оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека, играя важную роль в формировании межличностных отношений и в способе разрешения личностных кризисных ситуаций. Нельзя отбросить и такое обстоятельство, Как изменчивость локуса контроля. Немаловажный фактор и принадлежность подростков к различным субкультурным группам.
Таким образом, субъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.
Результаты исследования по тесту Э. Хайма для определения стиля борьбы со стрессом.
Выборка показала: 50% (39 чел.) - выбирают адаптивные и относительно адаптивные стратегии 43% (34 чел.) - выбирают неадаптивную стратегию в когнитивном блоке в блоках поведенченческом и эмоциональном, выбор адаптивной или относительно адаптивной стратегии. 7% (5 чел.) - выбирают неадаптивные копинг-стратегии поведения. Результаты выбора стратегий поведения подростков отражены на рисунке 13.