Государственно-частное партнерство, как форма взаимодействия бизнеса и власти в регионе на примере Омской области

Цель выпускной квалификационной работы – разработка подходов к увеличению эффективности государственно-частного партнерства, как формы взаимодействия бизнеса и власти на примере Омской области
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
10.09.2022
Объем файла
3352 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3600 руб.
4500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Качество управления государственным и муниципальным имуществом, оказание социальных услуг является одним из главных вопросов при управлении бюджетным процессом. Одним из самых эффективных инструментов, применяемых в течение последних 15-20 лет, является государственно-частное партнерство. Он позволяет расширять ресурсную базу, вовлекать неиспользованные резервы в оборот. Данный инструмент отражает процессы усложнения экономической жизни в современных условиях и актуальные тенденции кооперации между государством и предпринимателями.
Инвестиционная привлекательность регионов достигается не только за счет комбинации факторов производства на определенной территории, но и за счет формирования условий, способствующих развитию бизнеса, в частности, инфраструктуры, к которой может подключиться любой предприниматель и начать свое дело.
Государственно-частное партнерство является одним из самых эффективных инструментов создания такого бизнес-климата. Оно способствует привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры региональной экономики и повышению ее конкурентоспособности.
В условиях имеющихся перекосов в организации бюджетной системы РФ (перераспределение доходов в пользу федерального бюджета при сохранении расходных обязательств на региональном уровне), привлечение инвестиций на территорию становится жизненно важным. Кроме того, остро стоит вопрос качества социальных проектов, эффективности их реализации. Требуется внедрение передовых управленческих технологий в общественный сектор, вовлечение в эту отрасль лучших руководителей и специалистов частных предприятий с их опытом и практиками. Необходимость поиска актуальных инструментов и механизмов использования ГЧП в экономике российских регионов для повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности определяет актуальность настоящего исследования.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 7

1.1. Государственно-частное партнерство: понятие, принципы и ключевые характеристики 7

1.2. Формы государственно-частного партнерства 14

1.3. Зарубежный опыт применения механизмов государственно-частного партнерства 21

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 28

2.1. Современное состояние социально-экономического развития Омской области 28

2.2. Нормативно-правовая основа и модели государственно-частных партнерств в регионах России 34

2.3. Проблемы развития механизмов государственно-частного партнерства в Омской области 43

3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 51

3.1. Современные модели государственно-частного партнерства, реализуемые в Омской области 51

3.2. Оценка эффективности использования моделей государственно-частного партнерства в Омской области 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (ред. от 08.12.2020 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/

2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 23.12.2003 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/

3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 02.07.2021 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/

4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» (ред. от 03.07.2016 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51001/

5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.12.2021 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/

6. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/

7. Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/

8. Федеральный закон от 8 октября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/

9. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397326/ 

10. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (утв. Минфином России). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396691/

11. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов. https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2021_2023/

12. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации» (ред. от 25.04.2006 г.). https://base.garant.ru/5228288/

13. Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. №1708-р. «О перечне и паспортах инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации» (ред. от 14.04.2014 г.). https://base.garant.ru/6327846/

14. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (ред. от 10.03.2009 г.). https://base.garant.ru/5756029/

15. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009

16. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021 г.) http://investomsk.ru/ru/article/gchp

17. Закон Омской области от 6.07.2005 г. № 652-ОЗ «Об управлении собственностью Омской области» (ред. от 23.06.2021 г.). http://investomsk.ru/ru/article/gchp

18. Постановление Правительства Омской области от 4.03.2020 г. № 77-п «Об утверждении Порядка организации взаимодействия органов исполнительной власти Омской области по вопросам, связанным с подготовкой проекта решения о заключении концессионного соглашения, заключением и исполнением концессионного соглашения». http://investomsk.ru/ru/article/gchp

19. Постановление Правительства Омской области от 23.12.2015 г. № 375-п «О реализации отдельных положений федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». http://investomsk.ru/ru/article/gchp

20. Постановление Правительства Омской области от 25.11.2015 г. № 328-п «Об утверждении Порядка принятия решений о заключении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, указанным в пунктах 1 и 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Омской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств». http://investomsk.ru/ru/article/gchp

21. Распоряжение Губернатора Омской области от 8.07.2019 г. № 49-р «О создании рабочих групп по вопросам подготовки, заключения и реализации концессионных соглашений на территории Омской области». http://investomsk.ru/ru/article/gchp

22. Распоряжение Администрации города Омска от 20.10.2016 г. № 491-р «О Регламенте взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска по реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». http://investomsk.ru/ru/article/gchp

23. Государственная программа Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области», утвержденная постановлением Правительства Омской области от 16.10. 2013 года № 266-п. http://investomsk.ru/ru/article/gchp

24. Постановление Правительства Омской области от 11.07.2018 г. № 200-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на возмещение части затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг при обеспечении инфраструктурой производственных объектов обрабатывающих производств Омской области». http://investomsk.ru/ru/article/gchp

25. Постановление Правительства Омской области от 19.08.2020 г. № 321-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с реализацией корпоративных программ повышения конкурентоспособности на территории Омской области». http://investomsk.ru/ru/article/gchp

26. Постановление Правительства Омской области от 30.12.2020 г. № 604-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам на возмещение фактически произведенных ими затрат по созданию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов». http://investomsk.ru/ru/article/gchp

27. Алпатов А.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А.А. Алпатов. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 291 c.

28. Берман С. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования / Светлана Берман. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 120 c.

29. Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство. Учебник и практикум / Г.А. Борщевский. - М.: Юрайт, 2020. - 346 c.

30. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2016. 

31. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2016. №7. 

32. Государственно-частное партнерство. Комментарии Федерального закона о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации. - М.: Гелиос АРВ, 2021. - 454 c.

33. ГЧП. Финансирование проектов и приобретения инфраструктуры в России. Euromoney Seminar. Москва. 3–4 марта 2018 г. 

34. Дискуссионное обсуждение концепции развития здравоохранения до 2020 года. Режим доступа: http://www.zdravo2020.ru/conception/6/43. 

35. Еганян A. Legal Risks for PPPs Parties: State and Investor. IV Красноярский экономический форум. 16–17 февраля 2017 г. 

36. Иванкина Е.В. Государственно-частное партнерство в жилищной сфере: моногр. / Е.В. Иванкина. - М.: Проспект, 2021. - 305 c.

37. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство. Учебник: моногр. / Игнатюк Наталия Александровна. - М.: Юстицинформ, 2020. - 73 c.

38. Йескомб Э. Государственно-частное партнерство. Основные принципы финансирования / Э. Йескомб. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 411 c.

39. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В. Кабашкин. - М.: Дело, 2019. - 314 c.

40. Кабашкин В.А., Левченко А.А., Сидоров В.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2018. 

41. Казанцев А.К. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / А.К. Казанцев. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 221 c.

42. Королев В.А. Повышение квалификации государственных служащих: потенциал развития государственно-частного партнерства // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. №2. 

43. Косарева Е.Н. Государственно-частное партнерство в жилищной сфере / Елена Наумовна Косарева. - М.: Проспект, 2018. - 166 c.

44. Кутари В. Международный опыт создания организационных структур по работе с проектами ГЧП и их функционирования. Департамент устойчивого развития. Регион Европы и Центральной Азии. Всемирный банк. 2018. 

45. Максимов В.В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов / В.В. Максимов. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 389 c.

46. Мартусевич Р.А. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве / Мартусевич Роман Александрович. - М.: Институт экономики города, 2017. - 313 c.

47. Медлянцева, С.Г. Проекты государственно-частного партнерства в России // Вопросы регулирования экономики. – 2019. – № 4. – С. 83-96.

48. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частных партнерств. ЕЭК ООН. 2018. 

49. Пушков А. Государственно-частное партнерство в транспортной сфере / Алексей Пушков. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 68 c.

50. Рожкова С. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики // Рынок ценных бумаг. 2018. № 1 (352). 

51. Соколов И.А. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций / И.А. Соколов. - Москва: Наука, 2018. - 224 c.

52. Ульянова О.Ю., Ященко С.О. Государственно-частное партнерство в социальной инфраструктуре / Ольга Юрьевна Ульянова, Сергей Олегович Ященко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 164 c.

53. Ханаева М. Государственно-частное партнерство в странах BRICS: моногр. / Марина Ханаева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 264 c.

54. Шапкина Е. Государственно - частное партнерство: теория и практика / Елена Шапкина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 248 c.

55. Государственно-частное партнерство в Омской области // Инвестиционный интернет-портал Омской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://investomsk.ru/ru/article/gchp (дата обращения 01.02.2022).

56. Росинфра. Омская область // Платформа поддержки инфраструктурных проектов. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosinfra.ru/public-partner/17723 (дата обращения 05.02.2022).

57. Building the Nation [Infrastructure]. Australian Institute of Company Directors. Oct. 2018. 

58. Closing the Infrastructure Gap: The Role of Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study. 2016. 

59. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure. Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. Wolters Kluwer, 2019 

60. Estache A., Romero M., Strong J. The Long and Winding Path to Private Financing and Regulation of Toll Roads. Washington, D.C.: The World Bank, 2020. 

61. Estache A., Strong J. The Rise, the Fall, and ... the Emerging Recovery of Project Finance in Transport. Washington, D.C.: The World Bank, 2020. 

62. Gerrard M.B. What Are Public-Private Partnerships, and How Do They Differ From Privatizations? // Finance & Development. 2021. Vol. 38. No. 3. 

63. Going Global: the World of Public Private Partnerships. CBI, 2017. 

64. Harris C., Hodges J., Schur M., Shukla P. Infrastructure Projects: A Review of Canceled Private Projects. The World Bank, 2018. 

65. Izaguirre A.K. Private Infrastructure: Emerging Market Sponsors Dominate Private Flows. The World Bank, 2019. 

66. Nicolic I.A., Maikisch H. Public-Private Partnership and Collaboration in the Health Sector: an Overview with Case Studies from Recent European Experience. HNP discussion paper. The World Bank, Oct. 2016. 

67. PFI Pipeline Grows. Project Finance International. 22 March. 2016. 

68. Public Private Partnerships. Risk Management. Queensland Government. 2020. 

69. Raman A.V., Bjorkman J.W. Public-Private Partnership in Health Care Services in India. 

70. Yepes T. Expenditure on Infrastructure in East Asia Region, 2016–2020. Paper Commissioned for the ADB-JBIC-World Bank East Asia Pacific Infrastructure Flagship Study, 2021. 

71. Trends in Public Spending on Transportation and Water Infrastructure 1956 to 2019. The Congress of the United States. Congressional Budget Office. Washington. 2020. 

72. User Guidebook on Implementing Public-Private Partnerships for Transportation Infrastructure Projects in the United States. Federal Highway Administration (FHWA). Washington. 2017. 

В концепции социально-экономического развития РФ на период до 2030 г., разработанной в 2020 г., отражен подход к инновационному высоко значимому развитию частного инвестирования в государственных проектах ориентированного на экономическое развитие. В мировой практике специалисты проявляют повышенный интерес к использованию механизмов ГЧП. Это обусловлено тем, что использование данной формы взаимодействия государства и частных инвесторов (бизнеса) позволяет государственному сектору в оптимальные сроки и с наименьшими затратами реализовать крупные инфраструктурные проекты в социально-экономической сфере через привлечение дополнительных источников финансирования. Такие типы проектов предлагают сторонам соглашения лучшую защиту от нарушений графиков и перерасходования средств и дают частному сектору возможность внедрять инновации в проектировании, строительстве, эксплуатации и техническом обслуживании объектов общественной инфраструктуры. Поэтому в сегменте коммерческих (в отличие от сегмента реализуемых государством общественных) интересов, между партнерами вполне уместен и даже необходим торг о возможном разделе возникающих рисков, о характере делегируемых правомочий и условиях их передачи и использования. 
Отсутствие развитой инфраструктуры непосредственно влияет на себестоимость конечного товара, а также на активность хозяйствующих субъектов определенных отраслей экономики, что в свою очередь влияет на их конкурентоспособность, на рынке в целом. Государственно-частное партнерство в России преимущественно ориентировано на развитие общественной инфраструктурных проектов, мотивом для развития послужили экономические и социально-политическое факторы.