Взаимосвязь перфекционизма и субъективного психологического благополучия в период ранней взрослости
Введение
Изучение перфекционизма является достаточно новой проблемой для отечественной психологии. Однако интерес психологической науки к данному феномену неуклонно возрастает с каждым годом, что, в первую очередь, обусловлено неоднозначностью роли перфекционизма в жизни и субъективном благополучии человека. Здоровый перфекционизм можно рассматривать как психологический ресурс, который отражает стимул человека к непрерывному развитию и самосовершенству, признание своих возможностей, а также ограничений, патологический является нарушением саморегуляции, которое проявляется в чувстве разочарования и недовольства собой, ощущение неконтролируемости собственной жизни.
Изначально проблема перфекционизма в отечественной науке была поднята в проблемном поле психиатрии и клинической психологии (Н.Г. Горонян, М.В. Ларских, Т.Ю. Юдеева), где главным образом изучалось непропорциональное соотношение перфекционистских тенденций, приводящих к риску развития невротического перфекционизма. Позже эта
Содержание
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И СУБЪЕКТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 7
1.1 Представления о перфекционизме в психологии 7
1.2 Разнообразие представлений о субъективном психологическом благополучии в науке 14
1.3 Психологические характеристики ранней взрослости 20
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И СУБЪЕКТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 28
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 28
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 31
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список использованной литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Список использованной литературы
1 Адлер А. Понять природу человека/А.Адлер. – СПб.: Академический проект. – 1997. – 320 c.
2 Азнаурьянц, Н. Н. Влияние перфекционизма на уровень самооценки личности школьника / Н. Н. Азнаурьянц // Проектирование. Опыт. Результат. – 2018. – № 1(01). – С. 12-14.
3 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 2018. – 429 с.
4 Гаранян, Н. Г. Перфекционизм, зависть и конкурентные установки в студенческой среде / Н. Г. Гаранян, А. Ю. Клыкова, М. Г. Сорокова // Консультативная психология и психотерапия. – 2018. – Т. 26. – № 2(100). – С. 7-32. – DOI 10.17759/cpp.2018260202.
5 Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма/Н.Г. Гаранян// Вопросы психологии. - 2009. -. №6. - С. 52–60.
6 Даниленко, О. И. Экзистенциальная исполненность и социально-психологическая адаптированность как предикторы субъективного благополучия студентов / О. И. Даниленко, А. С. Носова // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 4(46). – С. 315-325. – DOI 10.32744/pse.2020.4.21.
7 Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с
8 Золотарева А.А. Перфекционизм в структуре саморегуляции личности/ А.А. Золотарева // Психология и психотехника. - 2012. Т. 42. - № 3. - С. 59–68.
9 Золотарева А.А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: автореф. дисс. канд.психол.наук: 19.00.01. / А.А. Золотарева. - МГУ. – М.2012. – С. 26.
10 Климова, П. А. Особенности перфекционизма в деятельности современных руководителей предприятий / П. А. Климова // Общество. – 2018. – № 2(10). – С. 6-8.
11 Кохут Х. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности/Х. Кохут. - М.: Когито-Центр. -2003. – 402 с.
12 Крайг Г. Психология развития [Электронный ресурс] / Г. Крайг, Д. Бокум. URL: https://www.klex.ru/1xh
13 Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворённостью жизнью/Л.В. Куликов. -СПб., 2016. -320 с.
14 Ларских, М.В. Формирование конструктивного перфекционизма студента: монография / М.В. Ларских. – Воронеж: ВГУ. - 2012. – С. 153.
15 Мясищев В.Н. Психология отношений/В.Н. Мясищев. М., 2016. -320 c.
16 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии/А.В. Петровский. -М., 2018. -350 c.
17 Психология детства / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003 -368 с.
18 Ральникова И.А. Жизненные перспективы молодежи в условиях социальных изменений: монография / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. – С. 219.
19 Саттарова Р.М. Перфекционизм как психологическая проблема студентов/Р.М. Саттарова// Вестник научных конференций. - 2017. - № 11. - С. 79-81.
20 Скворцова, А. А. Факторы изменения ценностных ориентаций населения в условиях социальной трансформации / А. А. Скворцова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2012. – № 2(3). – С. 192-195.
21 Соколович, Е. А. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у индивидов с разными уровнями и видами перфекционизма в период ранней взрослости / Е. А. Соколович // Право. Экономика. Психология. – 2020. – № 3(19). – С. 105-109.
22 Хорни К. Невротическая личность нашего времени/ К.Хорни. - М.: Прогресс. - 1993. – 219 с.
23 Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 2002. –420 с.
24 Хьюитт П. Межличностное проявление перфекционизма: перфекционизм и психологический стресс / П. Хьюитт и соавт. // Журнал личности и социальной психологии. – 2013. – В. 84. – № 6
25 Цыганкова П. В. Взаимосвязь перфекционизма с особенностями самосознания при аутодеструктивном поведении // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. 2013. № 2. С. 28 — 32.
26 Шемякина, О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов / О.О. Шемякина // Психология и право. – 2013. – № 4. –С. 99-109
27 Шипицина А. С., Методики измерения перфекционизма / А.С. Шипицина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. -С. 112-119
28 Шохин, В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. Монография / В.К. Шохин. – Изд-во РУДН, 2006. – 457 с
29 Юдеева Т. Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств : дис. ... канд. психол. наук. М., 2017. -185 с.
30 Юдеева Т.Ю. Перфекционизм в структуре разных личностных типов/Т.Ю. Юдеева// Известия Российского Гос.Пед.Университета Им. Герцена. – 2009. - №49.
31 Якимова, Т.В. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.В. Якимова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 345 с.
32 Ясная В. А., Зурабова А. М. Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала» // Матер. междунар. молодежного науч. форума «Ломоносов-2011: связь времен и поколений». М., 2014. -С. 102-109
33 Ясная В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы/ В. А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 157-166.
34 Burns D. The perfectionist’s script for self-defeat / D. Burns // Psychology Today. - 1980. - P. 34—51.
35 Frost R.O. The dimensions of perfectionism. Cognitive Therapy and Research / R.O. Frost, P. Marten, C. Lahart, R. Rosenblate. - 1990.- 14(5). - P. 449–468.
36 Hamachek D. E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism/ D.E. Hamachek // Psychology. - 1978. - N 15. - P. 27—33.
37 Hewitt P.L., The interpersonal expression of perfection: Perfectionistic selfpresentation and psychological distress / P.L. Hewitt, G.L. Flett, S.B. Sherry, M. Habke, M. Parkin M., R.W. Lam, B. McMurtry, E. Ediger, P. Fairlie,M.B. Stein // Journal of Personality and Social Psychology. - 2003. - 84(6). - P. 1303–1325.
38 Riff C.D., Keyes C., Lee M. The structure of psychological well-being revisited [Электронный ресурс]// midus.wisc.edu/findings/pdfs/830.pdf
39 Slaney R.B. A programmatic approach to measuring perfectionism: The Almost Perfect Scales. In: G. Flett, P. Hewitt, Perfectionism: Theory, Research, and Treatment/ R.B. Slaney, K.G. Rice, J.S. Ashby// Washington, DC: American Psychological Association. - 2002. –P. 63–88.
40 Slaney R.B. The revised Almost Perfect Scale. Measurement and Evaluation in Counseling and Development/ R.B. Slaney, K.G Rice, M. Mobley, J. Trippi, J.S. Ashby/ - 2001.- 34(3). - P. 130–145.
Категория «отношение» в психологии рассматривается как достаточно сложная и комплексная, характеризующаяся наличием целого ряда признаков, в ряду которых избирательность, направленность, готовность к действиям, а также установка на оценку. Данные характеристики отражают специфичность и сложность данного психологического феномена [16].
Большое значение также имеет рассмотрение отношений как в психологическом, так и в философском-социологическом смысле. «В философско-социологическом смысле отношения предполагают наличие определенных общественных отношений, которые по форме могут быть социальные, политические, экономические. В эти отношения человек оказывается включенным в процессе своей жизни, выступая в них и как активный субъекта, так и пассивный участник. Определяющее значение для развития личности и формирования его системы отношений выступают так назы