Реализация когнитивного подхода в процессе обучения лексике на средней ступени (на примере темы «досуг»)

Дипломная работа, в которой рассмотрена специфика обучения иностранному языку на средней ступени. В ходе работы проводится исследование реализации когнитивного подхода в обучении лексической стороне речи.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.09.2022
Объем файла
116 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Здесь лексический материал «закладывается» в долговременную память, что является достаточно сложным процессом в силу того, что он подразумевает собой наличие системы связей, характеризующих отобранное слово, устойчивое словосочетание или речевое клише.
Тут прежде всего идет речь о денотативных связях, т.е. «связях новой лексической единицы с объектом окружающей нас действительности». Мы также можем говорить о ситуационных связях, т.е. «связях лексической единицы или ситуативного клише, с той ситуацией, в которой они должны употребляться». В процессе практики некоторые лексические единицы развивают сигнификативные связи, т.е. «связи со своими лексическими понятиями, что предполагает свободное владение такой лексикой», а также, возможно, фоновые связи, необходимые для приобретения учениками словарного запаса высокого уровня. Мы можем также говорить и о знаковых связях, сущностью которых является связь лекси

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ.

1.1. Особенности обучения иностранному языку на средней ступени: требования ФГОС

1.2. Формирование лексического навыка на средней ступени: этапы и условия

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ.

2.1. Когнитивный подход в обучении иностранному языку.

Когнитивные стратегии в обучении лексике на средней ступени обучения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.

2. Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984 - Т. 4 - С. 247-256.

3. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка. — М.: Высшая школа, 1989. — 216 с.

4. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому языку. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

5. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012. – 202 с.

6. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1998. – 231 с.

7. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с. 

8. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 – 544 с.

9. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005 – 349 с.

10. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – М.: Филоматис, 2006. – 476 с.

11. Doidge, N. The Brain That Changes Itself: Stories of Personal Triumph from the Frontiers of Brain Science. – London: Penguin Life, 2007. – 427 p.

12. Ebbinghaus, H. Über das Gedächtnis. – Leipzig: Dunker, 1885.

13. Mace, C. A. The Psychology of Study. – London: Penguin Books, 1969. – 127 p.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) [Электронный ресурс] / утвержден Приказом РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 08.03.22).

2. Рабочая программа по иностранному (английскому) языку основного общего образования (5-9 классы) [Электронный ресурс] / утвержден Приказом МБОУ ЦО №40 №191/1-о от 26.08.2020. – URL: https://co40tula.ru/wp-content/uploads/2021/05/inostrannyj-yazyk-anglijskij-5-9.pdf (дата обращения: 02.04.22).

3. Шамов, А. Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация: Базовый курс немецкого языка [Электронный ресурс] : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук 13.00.02 / А. Н. Шамов. – Тамбов, 2005. – 52 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/kognitivnyi-podkhod-k-obucheniyu-leksike-modelirovanie-i-realizatsiya-bazovyi-kurs-nemetskog (дата обращения: 04.04.22).

4. Harmon J. M., Buckelew-Martin E., Wood K. D. The Cognitive Vocabulary Approach to Word Learning [Электронный ресурс] / The English Journal, 2010, vol. 100, no. 1, pp. 100–07. – URL: http://www.jstor.org/stable/20787701 (дата обращения: 03.04.22).

5. Laube, C., van den Bos W., Fandakova Y. The relationship between pubertal hormones and brain plasticity: Implications for cognitive training in adolescence [Электронный ресурс] / Dev Cogn Neurosci. 2020 Apr; v.42. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32072931/  (дата обращения: 02.04.22).

6. Metsämuuronen J., Räsänen P. Cognitive-Linguistic and Constructivist Mnemonic Triggers in Teaching Based on Jerome Bruner's Thinking [Электронный ресурс] / Front Psychol. 2018;9:2543. – URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6299018/ (дата обращения: 02.04.22).

7. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine; Health and Medicine Division; Division of Behavioral and Social Sciences and Education; Board on Children, Youth, and Families; Committee on the Neurobiological and Socio-behavioral Science of Adolescent Development and Its Applications. The Promise of Adolescence: Realizing Opportunity for All Youth [Электронный ресурс] / Backes EP, Bonnie RJ, editors. - Washington (DC): National Academies Press (US); 2019. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31449373/ (дата обращения: 02.04.22).

8. Yilmaz, K. The Cognitive Perspective on Learning: Its Theoretical Underpinnings and Implications for Classroom Practices [Электронный ресурс] / The Clearing House: August 2011, 84. 204-212. – URL: https://www.researchgate.net/publication/241741103_The_Cognitive_Perspective_on_Learning_Its_Theoretical_Underpinnings_and_Implications_for_Classroom_Practices (дата обращения: 02.04.22).

Рисунок 1.1. – Кривая забывания (закон забывания) бессмысленного материала по Г. ЭббингаузуСовременные исследования нейрофизиологии также показывают, что в случае если человек прекращает развивать новые ментальные навыки, то синаптические связи и нейроны, не подвергаясь активному использованию, начинают отмирать, то есть «пространство карты мозга, предназначенной для этих навыков, переходит к тем навыкам, которые мы продолжаем использовать» [Doidge, 2007].
На основании исследований Эббингауза и нейрофизиологии, мы можем сделать вывод о том, что чтобы обеспечить учащимися усвоение лексических единиц, необходимо постоянное их повторение. К сожалению, одного урока, вынесенного на изучение или же повторение лекси