Тренинговые формы развития гибкости поведения

Целью работы является проведение исследования понятия гибкости поведения, описание методы, предоставляющие возможность работы над развитием гибкости поведения, проведение их классификации с краткой характеристикой, выявление проблем при реализации тренинговых методов и предложение, каким образом популяризировать тренинговые способы развития гибкости поведения
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.09.2022
Объем файла
5346 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Одно из важнейших качеств личности – гибкость. 
Несмотря на четко сформулированные планы и пути их реализации, обстоятельства могут сложиться таким образом, что их приходится корректировать. В современной мировой обстановке происходят события, которые имеют глобальные последствия не только на конкретного человека, но и на целые сообщества и нации. Пандемия с ограничением перемещений не только за рубеж, но и за пределы квартиры, кризис в Украине, повлекший беспрецедентные ограничения не только для правительства Российской Федерации, но и для всего ее населения. И в таких условиях перед каждым человеком становится выбор, каким образом действовать – либо отказаться от реализации планов и целей, нивелировав усилия, приложенные для достижения этих планов и целей ранее, либо приспособиться к новым условиям, доработать план действий, исходя из новых вводных. 
Гибкость, умение приспосабливаться и принимать быстрые и адекватные ситуации решения, не изменяя первоначального намеченного плана, становятся не просто актуальными качествами личности, а жизненно важными качествами. Когда земля постоянно уходит из-под ног, нужно быть гибким и ловким, чтобы сохранять равновесие.
Проблема развития гибкости поведения, методов развития и выбора наиболее эффективного метода среди множества является актуальной для каждого человека и общества в целом.
В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, "недружественным" условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать тем инструментом, который поможет решить многие из актуальных проблем ежедневной жизнедеятельности людей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ      3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГИБКОСТИ  ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ      7
1.1 Определение гибкости поведения, ее проявления и значение в повседневной жизни   7
1.2 Психологические предпосылки гибкости поведения       22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ПОВЕДЕНИЯ       32
2.1 Методы, предоставляющие возможность работы над развитием гибкости поведения, классификация и краткая характеристика   32
2.2. Тренинг как наиболее эффективный способ применения комплекса методов развития гибкости поведения  42
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ   48
3.1 Проблемы реализации тренинговых методов развития гибкости поведения    48
3.2 Внедрение тренинговых форм развития гибкости поведения  в общеобразовательный процесс     53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     64

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова. – Изд-е второе, исправленное. – Москва: Советская энциклопедия, 1989. – С. 483. – 864 с

2. Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. Учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — С. 9—10.

3. Хлебосолов Е. И. Роль поведения в экологии и эволюции животных (рус.) // Русский орнитологический журнал. — 2005. — Т. 14, вып. 277. — С. 49—55.

4. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Поведение // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. — 1983.

5.   Леонтьев А.Н. Многоуровневая модель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствами: от защиты к изменению // Материалы III Международной научно-практической конференции. Кострома, 26-28 сентября 2013 г. — Т.1. — Кострома: КГУ им. Н.А, Некрасова, 2013.

6. Miller, G. F. (1998). How mate choice shaped human nature: A review of sexual selection and human evolution. In C. Crawford & D. L. Krebs (Eds.), Handbook of evolutionary psychology: Ideas, issues, and applications. Mah-wah, NJ: Eribaum

7. Джек Палмер, Линда Палмер. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / URL: http://evolution.powernet.ru/library/evolution_psychology.html (дата обращения 15.03.2022)

8. Трой Дюфрен, Эмили Сандоз «Полюби свое тело»//изд. Попурри, 2015 – с. 37

9. Леонтьев Д.А. Многоуровневая модель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствами: от защиты к изменению // Материалы III Международной научно-практической конференции. Кострома, 26-28 сентября 2013 г. — Т.1. — Кострома: КГУ им. Н.А, Некрасова, 2013.

10. What is Resilience and Why is it Important to Bounce Back? / URL: positivepsychologyprogram.com (3 January 2019). (Дата обращения 24 февраля 2022).

11. Забелина Е. В., Кузнецова Д. К. Понятие психологической резильентности: основные теории // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 1. — С. 10-13.

12. Masten A.S. Ordinary Magic. Resilience Processes in Development // American Psychologist. — 2011. — Vol. 56, No. 3. — pp. 227—238.

13. Suniya S. Luthar, Dante Cicchetti, and Bronwyn Becker. The Construct of Resilience: A Critical Evaluation and Guidelines for Future Work // Child Development. — 2000. — Vol. 71, No. 3. — p. 543—562.

14. Werner E. E. Vulnerable but invincible: a longitudinal study of resilient children and youth. — New York: McGraw-Hill, 1989.- ISBN 0937431036

15. McCubbin M., Balling K., Possin P., Frierdich Sh., Bryne B. Family Resiliency in Childhood Cancer // Family Relation. — 2002. — Vol.51, No. 2. — pp.103-111.

16. American Psychological Association. The Road to Resilience. — 2014. — URL: http://www.apa.org/helpcenter/road-resilience.aspx (дата обращения 24.02.2022)

17. Международная некоммерческая организация «Европейские города против наркотиков». Резильентность в контексте социальной политики и социальной работы. — URL: http://www.ecad.ru/rezilentnost-v-kontekste-socialnoj-politiki-i-socialnoj-raboty.html (дата обращения 25.02.2022)

18. Masten A.S. Ordinary Magic. Resilience Processes in Development // American Psychologist. — 2011. — Vol. 56, No. 3. — pp. 227—238. – P.230.

19. Bonanno G.A. Loss, Trauma, and Human Resilience. Have We Underestimated the Human Capacity to Thrive After Extremely Aversive Events? // American Psychologist. — 2004. — Vol. 59, No. 1. — pp. 20-28.

20. Maddi S. R. Relevance of hardiness Assessment and Training to the Military context/ Military Psychology, 2007/ - Pp. 61 – 70.

21. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006 — 63 с.

22. Аш С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000. – С. 210-225.

23. Henry J. Culture against man. – N.Y., 1963. – P. 72

24. Asch S.E. Social psychology. – N.Y., 1962. – P. 84.

25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – Москва: Политиздат, 1982. – 255 с.

26. M. Makowski, C. MacDonald. What Is Cognitive Flexibility and How Do I Help My Child With It? / URL: https://www.foothillsacademy.org/community-services/parent-education/parent-articles/cognitive-flexibility, 2020 (дата обращения 05.03.2022).

27. Что такое Когнитивная или Умственная гибкость? Коллектив авторов / URL: https://www.cognifit.com/ru/science/cognitive-skills/shifting (дата обращения 07.03.2022)

28.   Julie Rawe, How to help kids build flexible thinking skills / URL: https://www.understood.org/articles/en/build-flexible-thinking-child?_ul=1*9o3vo5*domain_userid*YW1wLU11dHlnWTdBa3AxNlJsTEJEeTZTRmc (дата обращения 07.03.2022).

29. José J. Cañas, Inmaculada Fajardo and Ladislao Salmerón. Cognitive Flexibility / URL: https://www.researchgate.net/publication/ 272022148_Cognitive_Flexibility (дата обращения 12.03.2022).

30. Когнитивная гибкость. Когнитивная способность. Нейропсихология исполнительных функций. URL: https://www.cognifit.com/ru/science/cognitive-skills/shifting (дата обращения: 16.06.2020).

31. Брушлинский А. В. (1966). «Культурно‑историческая» теория мышления // Исследования мышления в советской психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука. С. 123—174.

32. Хлебосолов Е. И. Роль поведения в экологии и эволюции животных (рус.) // Русский орнитологический журнал. — 2005. — Т. 14, вып. 277. — С. 49—55.

33. Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — С. 9—10.

34. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физической активности. – М.: Медицина, 1966. – 172 с.

35. Рубинштейн С. Л. К вопросу о стадиях наблюдения. / "Учёные записки" Ин-та им. Герцена, т. XVIII, Каф. психологии), ред. проф. Рубинштейна, - Л.: 1939.

36. Ньюком Т.М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов // Современная зарубежная социальная психология. – М.: МГУ, 1984. – 256 с.

37. Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Поведение // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. — 1983.

38. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61 (текст переиздан с искажениями в 1982 в «Собрании сочинений» Выготского, т. 1, стр. 132—148)

39. Левицкая, Т.Е. К проблеме гибкости творческого мышления учащихся / Т.Е. Левицкая, С.А. Богомаз, Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. – Томск, 2000. – С. 54-58.

40. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

41. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1963. – 360 с.

42. Fredrickson B. L.; Branigan, C. Positive emotions broaden the scope of attention and thought-action repertoires // Cognition & Emotion. — 2005. — Vol. 19, No. 3. — pp. 313—332.

43. Bonanno G.A. Loss, Trauma, and Human Resilience. Have We Underestimated the Human Capacity to Thrive After Extremely Aversive Events? // American Psychologist. — 2004. — Vol. 59, No. 1. — pp. 20-28.

44. Werner E. E. «Resilience in development» / Current Directions in Psychological Science 4 (3), 1995. – Р. 81-85.

45. American Psychological Association. The Road to Resilience. — 2014. — URL: http://www.apa.org/helpcenter/road-resilience.aspx (дата обращения 09.03.2022).

46. Robertson, D (2012). Build your Resilience. London: Hodder / URL: https://books.google.ru/books?id=QwIstsEgkBMC&redir_esc=y&hl=ru (дата обращения 09.03.2022).

47. Терстоун Л.Л. Психофизический анализ // Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г. Асмолова, М.Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.

48. Форстер М. Сделай это завтра и другие секреты тайм-менеджмента / Изд-во «Издательская студия Поле», 2019. – 200 с.

49. Мейгас М., Пихо Г., Сеэт М. Проблемы измерения психологического эффекта социально-психологического тренинга // Проблемы практической психологии / Под ред. X. Миккина. Таллин, 1984. С. 43—64.

50. Berger M., Harrison K. A new approach to interpersonal skills development//Developing social skills in managers/ed. By C. Cooper. 1976. P. 128-137.

51. Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми // Общение и развитие психики / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М., 1986. – С. 144—153.

52. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. – 168 с.

53. Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии, 1983 – № 2. – С. 85 - 89.

Методом, возникшим позже и доказавшим свою недерективность, является метод «интеллектуализированной интерпретации». В целом, этот подход является результатом более глубоко понимания человеческого поведения, совершенствования диагностики индивидуальных ситуаций. Однако применение этого метода приводит к ошибке, заключающейся в том, что тренеру, как и психоаналитику, достаточно показать причины, в следствие которых замедлилось или не происходит вообще развитие участника тренинга. То есть, если человек поймет, в чем причина его «недомогания», то от самого факта осознания истоков, наступит облегчение и беспокоящие «симптомы» исчезнут. Однако эффективность данного метода в точки зрения достижения целей индивида, пришедшего на тренинг, мала. Это приводит к мысли, что метод «интеллектуализированной интерпретации» может использоваться для части тренинга, посвященного выявлению причин возникновения тех или иных препятствий в жизни человека.
Многие современные методы основаны на методе «катарсиса» - подведении человека к ключевому воспоминанию травмирующего события, момента появления устойчивого убеждения.  Вся техника игровой терапии основана на фундаментальных принципах катарсиса. Метод катарсиса не был дискредитирован, он развивался, а применение его расширялось.