Коррекционно- педагогическая по формированию конструктивных умений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью посредством сюжетно- отобразительной игры
Введение
Актуальность исследования: В отечественной психологии детей с проблемами в развитии особое значение отводиться поиску резервов формирования мыслительной деятельности, способствующих коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.
Ограниченность возможностей развития логического мышления детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает целесообразность максимальной опоры на потенциал относительно сохранного образного мышления. Резервом для этого выступают специфически детские виды продуктивной деятельности.
Сегодня тема развития и воспитания детей с психофизическими особенностями становиться все более актуальной. Все больше исследований посвящается формированию специальной среды для организации образовательной и воспитательной деятельности, использованию специальных средств обучения детей. В связи с этим специалисты ведут поиск оптимальных путей и форм адаптации и интеграции таких детей [5, с. 75].
Актуальность работы обусловлена тем, что конструктивные умения для детей с интеллектуальной недостаточностью имеют огромное значение для развития ребенка. Так как ребенок, которому организовали конструктивную деятельность, получает общую тематику работы, основанную на каком-либо образе, в ходе работы усваивает общественный опыт, учиться формировать замысел в определенную материальную форму. То есть ребенок переносит идею в голове в материальную форму, тем самым эффективно развиваются интеллектуальные способности и умения.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования конструктивных умений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью посредством сюжетно-отобразительной игры 8
1.1 Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте 8
1.2. Особенности формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 15
1.3. Сюжетно- отобразительная игра как средство формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию конструктивных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством сюжетно-отобразительной игры 36
2.1. Диагностика уровня сформированности конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………… …36
2.2. Методические рекомендации по формированию конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью посредством сюжетно-отобразительной игры 50
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 67
Список использованных источников и литературы
1. Балич Ф.Ш. Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью / Ф.Ш. Балич. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50470/ (дата обращения: 15.05.2021).
2. Батукова Ю.О. Формирование у старших дошкольников с задержкой психического развития конструктивной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 5
3. Белова Д. Н. Использование ЛЕГО-конструирования в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 271–273. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570056.htm.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 215 с. ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст: непосредственный.
5. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. – М.: Просвещение, 2003. – 15 с. ISBN 978-5-91730-638-4. – Текст: непосредственный.
6. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном - Пресс, 2002. – 64 с. ISBN 5-89334-128-7. – Текст: непосредственный.
7. Валеева В.М. Конструирование в системе комплексного сопровождения детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития / В. Валеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 495-497
8. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст] / М.О. Винник. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 154 с. ISBN: 978-5-222-11623-4. – Текст: непосредственный.
9. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения интеллектуальной недостаточности у детей // Дефектология. – 2019. – № 6. –С. 8–17.
10. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2016. – 206 с.
11. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 3-е изд., испр, и доп. – М.: Кноракс, 2008. – 189 с. ISBN 978-5-388-00653-0. – Текст: непосредственный.
12. Выготский Л.С. Вопрос о детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Прометей, 2007. – 254 с. ISBN 5-87852-033-8. – Текст: непосредственный.
13. Вялых, О.А. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии: Дисс. канд. психол. наук. – Иркутск, 2019. - 172 с.
14. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2019. -94 с. ISBN 5-09-003455-9. – Текст: непосредственный.
15. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – Воронеж, 2009. – 192 с. ISBN 5-89112-048-8. – Текст: непосредственный.
16. Гризик Т., Глушкова Г. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 62–68.
17. Гугуман Т.В., Семерез А.С. Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 39-42.
18. Гудкова Т.В. Основы специальной педагогики и психологии [Текст]: учеб. пособие [Текст] / Т.В. Гудкова. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 188 с. ISBN 978-5-85921-643-7. – Текст: непосредственный.
19. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
20. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 c. ISBN 975-5-89814-602-3. – Текст: непосредственный.
21. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971. – 208 с.
22. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко [и др.]. – М.: АРКТИ, 2001. – 224 с. ISBN 5-89415-205-4. – Текст: непосредственный.
23. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст / Л.Н. Галигузова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 176 c. ISBN 978-5-4315-0233-0. – Текст: непосредственный.
24. Добровольский В.К. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в школах-интернатах. – Л.: Медгиз, 2019.
25. Дуброва В.П. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З.М. Дунаева. – М.: Советский спорт, 2006. – 143с. ISBN 5-9718-0118-X. – Текст: непосредственный.
26. Дятлова Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н В. Дятлова. – М.: Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 536-537
27. Евсеев С.П. Адаптивная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями: Учеб. пособие. / 2- е изд., стереотип. / Евсеев С.П., Шапкова Л.В. - М.: Советский спорт, 2018. - 240 с. ISBN 5-85009-607-8. - Текст: непосредственный.
28. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] / О.А. Журбина. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2007. – 157 с. ISBN 978-5-222-12062-0. – Текст: непосредственный.
29. Зайцева Е.И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е.И. Зайцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф., Санкт-Петербург, февраль 2012 г. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 264-266.
30. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2005. – 178 с.
31. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия [Текст] / О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с. ISBN 5-9268-0630-5. – Текст: непосредственный.
32. Зеньковский В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Наука, 2009. – 315 с. ISBN 5-88687-008-3. – Текст: непосредственный.
33. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – М.: Изд-во Полиграф. Центр «Маска», 2013. – 100 с. ISBN 978-5-91146-928-3. – Текст: непосредственный.
34. Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5–8 лет: метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. ISBN 978-5-99491-069-6. – Текст: непосредственный.
35. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Академия, 2018. – 304 с.
36. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск: Мир Науки, 2008. – 138 с. ISBN 5-09-000258-4. – Текст: непосредственный.
37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Педагогика, 2008. – 301 с. ISBN 5-204-00205-7. . – Текст: непосредственный.
38. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 43 с. ISBN 978-5-86775-395-5. – Текст: непосредственный.
39. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду / Л.В. Куцакова. – Москва: Академия, 2014. - 208 с. ISBN 978-5-86775-635-2. – Текст: непосредственный.
40. Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова. – М.: Педагогика, 2004. – 256 с.
41. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с. ISBN 5-691-00988-5. - Текст: непосредственный.
42. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Просвещение, 2016. – 265 с. ISBN 5-9715-0168-2. – Текст: непосредственный.
43. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Гном-пресс, 2014. – 185 с. ISBN 978-5-9715-0169-5. – Текст: непосредственный.
44. Люблинская А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Психология, 2006. – 206 с.
45. Макаренко А. С. Мажор / А. С. Макаренко. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 107 с. ISBN 978-5-88010-337-9. – Текст: непосредственный.
46. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст] / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2000. – 576 с. ISBN 5-222-00874-6. – Текст : непосредственный.
47. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с. ISBN 5-9268-0166-4. – Текст: непосредственный.
48. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с. ISBN 5-9268-0427-2. – Текст: непосредственный.
49. Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 28-34.
50. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: Просвещение, 2009. – 125 с. ISBN 5-7193-0080-5. – Текст: непосредственный.
51. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) / Рубрика «Осуществление перехода» // Статья на сайте ВОЗ./ [Электронный ресурс]/URl: https://www.who.int/ru/news-room/spotlight/international-classification-of-diseases/ Дата обращения – 12.12.2021 – Текст электронный
52. Методика развития Монтессори – это что такое? Плюсы и минусы. – URL: https://www.syl.ru/article/330900/metodika-razvitiya-montessori-eto-chto-takoe-plyusyi-i-minusyi.
53. Милнер П. Физиологическая психология [Текст] / П. Милнер. – М.: Мир, 2006. – 246 с.
54. Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2006. – 270 с.
55. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. – 3-е изд. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2007. – 576 с. ISBN 5-222-06020-9. – Текст: непосредственный.
56. Немов Р.С. Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2005. – 613 с. ISBN 5-09-007343-0. – Текст: непосредственный.
57. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс [Текст] / Т.Г. Неретина. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 376 с. ISBN 978-5-9765-0127-0. – Текст: непосредственный.
58. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Новая шк., 1995.- 123.[1] с. : ил., 22 см.; ISBN 5-7301-0109-0. – Текст: непосредственный..
59. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 464 с.
60. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 192 с. ISBN 5-7695-0845-5. – Текст: непосредственный.
61. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. - М.: Академия, 2015. - 240 с. ISBN 5-7695-0742-X. – Текст: непосредственный.
62. Певзнер Т.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.С. Певзнер. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 264 с.
63. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3–7 лет // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – С. 112–115. ISBN 0012-651X. – Текст: непосредственный.
64. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 142 с.
65. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] URL: http://cdk.admsurgut.ru/win/download/974/ Режим доступа: (дата обращения 25.04.2021).
66. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. – М.: Школа-пресс, 2006. – 336 с. ISBN 5-88687-008-3. – Текст: непосредственный.
67. Ребакина Н.В., Гафарова Н.В., Крылова, Е.В. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — 203 с.
68. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. ISBN 978-5-459-01141-8. – Текст: непосредственный.
69. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: учебное пособие [Текст] / С. Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с. ISBN 5-9268-0538-4. – Текст: непосредственный.
70. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004. – 240 с. ISBN 5-85939-426-8. – Текст: непосредственный.
71. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и спец. психология»– М.: Аспект,2015. - 448с
72. Ульенкова У. В. Развитие логического мышления детей /Л. Ф. Тихоморова. – С. Петербург: Питер, 2018. – 391 с. – ISBN 5-88723-011-9. – Текст: непосредственный.
73. Учебные программы Вальдорфских школ. – URL http://www.knigisosklada.ru/book/2304700/Uchebnye- programmy-valdorfskih-shkol/
74. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.В. Фадина. – М.: Николаев, 2008. – 296 с. – ISBN 5-94035-162-X. – Текст: непосредственный.
75. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования/[Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ Режим доступа: (дата обращения 12.05.2021).
76. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012- N 273-ФЗ (ред. от 09.02.2021);
77. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144 с. – ISBN 978-5-9949-0446-6. – Текст: непосредственный.
78. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. – URL: http://iknigi.net/avtor-fridrih-frebel/99728-budem-zhit-dlya- svoih-detey-sbornik-fridrih-frebel.html;
79. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. – М.: Сфера, 2018. – 156 с. – ISBN 978-5-9949-0001-7. – Текст: непосредственный.
80. Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду. – URL http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url.
81. Яковлева И.А. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми / И.А. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 82-85.
82. «Idiopathic» mental retardation and new chromosomal abnormalities [Текст] / El-Malhany Nadia, Lo-Castro Adriana, Galasso Cinzia, Curatolo Paolo // The Italian Journal of Pediatrics. – 2013. – №7. – С. 22-36.
83. McMahon, Linnet. Play for children learning difficulties and emotional problems [Текст] / Linnet McMahon // The Handbook of Play Therapy. Chapter 6. Play for children with illness, disabilities and learning difficulties. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 2014. – C. 45-79. 79.
84. McMahon, Linnet. Play therapy [Текст] / Linnet McMahon // The Handbook of Play Therapy. Chapter 6. Play for children with illness, disabilities and learning difficulties. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 2014. – C. 135- 176.
Необходимо стимулировать конструктивные умения, в ходе игры «У бабушки в саду», с помощью такого упражнения: дать детям задание нарисовать дерево. После его выполнения можно предложить придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки, груши, сливы и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагаются нарисовать, дети могут обозначить схематично: если предлагалось нарисовать фрукт - рисуется круг, если животное - фигура в виде восьмёрки, если человек - его схематичное изображение. При рисовании сказочного домика, после игры «Домик в лесу», дети сами придумывают не только украшения для него, но и окружающую обстановку (что вокруг), и кто живёт в домике. С помощью простых разверток изготавливают предметы обихода, мебель и т.п. для этого домика. Всякое дополнение детьми необходимо отмечать и подчёркивать разнообразие решений.
Опыт показывает, что это стимулирует выдумку, фантазию детей, умение понимать и принимать схематические изображения своих товарищей. Такие задания и упражнения, являются прекрасным приёмом при организации образовательной деятельности, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать творческую активность и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов. Такой подход в работе способствует развитию воображения у детей и формированию способности к наглядному моделированию в разных видах конструктивной деятельности.