Психологическое консультирование родителей младших школьников с признаками гиперактивности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В виду того, что у гиперактивных детей наблюдается более позднее психическое созревание, и несколько позже своих сверстников они вступают в пубертатный возраст, то все проблемы этого периода явно дают о себе знать. Это и отчуждение от социальной среды в результате значительно сниженного чувства самоценности и трудности взаимоотношений с родителями, ссоры с ними, попытки отмежевания от семьи, дух противоречия. Все это принимает такие формы, что общение с ребенком становится невыносимым. И ведет тем самым к угрозе личному существованию подростка: возникают депрессивные состояния, мысли о самоубийстве, проявляется склонность к девиантному поведению, криминальности и наркомании.
Но своевременная коррекционная работа в школе способствует в будущем наличию навыка налаживания гиперактивными детьми социальных связей, снижение коммуникационных барьеров между сверстниками и взрослыми. Кроме этого формируется настрой на дальнейший образовательный процесс, который будет проходить более положительно, нежели в бесконтрольной среде. На этом этапе стает актуальным выбор эффективных условий по ведению коррекционной работы с гиперактивными детьми, которые бы способствовали в одновременном режиме, возможность контролировать детьми свое поведение.
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы гиперактивности в современной психологии
1.1 Проблема гиперактивности в работах отечественных и зарубежных авторов
1.2 Специфика развития детей с феноменом гиперактивности
Глава 2 Направления консультирования родителей по вопросам гиперактивности детей
2.1 Взаимодействие родителей и психологов как основа гармоничного развития ребенка
2.2 Основные направления психологического консультирования по проблемам гиперактивного поведения детей
Глава 3 Эмпирическое исследование гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста
3.1 Организация и методы исследования родителей и детей МБОУ СОШ №8 г. Минеральные Воды признаками гиперактивности
3.2 Психологические рекомендации родителям по проблемам гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 120 с.
2. Конвенция о правах ребёнка [заключена в г. Нью-Йорке 20.11.1989: вступила в силу для СССР 15.09.1990)]. - URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 27.11.2021).
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ (редакция от 24 марта 2021 года): [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 30.01.2022).
4. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации: Федеральный закон № 124-ФЗ (редакция от с 31 июля 2020 года): [принят Государственной думой 3 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года]. - URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 07.12.2021).
5. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и практика / Г.С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. - 362 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483175 (дата обращения: 20.12.2021).
6. Андронникова, О. О. Основы психологического консультирования / О. О. Андронникова. – Москва : Вузовский учебник, 2020. - 414 с.
7. Ахметова, З.А. Психологические аспекты диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности / З.А. Ахметова // Вестник КРСУ. – 2018. – № 3. – С. 81-87.
8. Белошистая, А. В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. - 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 129 с. - URL: https://urait.ru/bcode/495557 (дата обращения: 07.04.2022).
9. Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие / Т. Г. Бобченко – Москва : Юрайт, 2020. - 132 с.
10. Болотова, А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум / А. К. Болотова – Москва : Юрайт, 2019. - 340 с.
11. Васильева, Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие / Е. Ю. Васильева – Москва : КноРус, 2020. - 154 с.
12. Ворошнина, Л. В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ : учебное пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 291 с. - URL: https://urait.ru/bcode/492989 (дата обращения: 06.04.2022).
13. Высоков, И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум / И. Е. Высоков – Москва : Юрайт, 2019. - 432 с.
14. Гонина, О. О. Психология. Учебное пособие / О. О. Гонина – Москва : КноРус, 2019. - 320 с.
15. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / П. С. Гуревич – Москва : Юрайт, 2019. - 430 с.
16. Гуревич, П. С. Психология : учебник для вузов / П. С. Гуревич. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 465 с. - URL: https://urait.ru/bcode/468609 (дата обращения: 06.04.2022).
17. Дереча, В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов / В. А. Дереча – Москва : Юрайт, 2019. - 160 с.
18. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин – Москва : Юрайт, 2019. - 386 с.
19. Емельянова, Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е. В. Емельянова. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. - 320 с.
20. Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях / О. Ю. Ермолаев-Томин – Москва : Юрайт, 2019. - 280 с.
21. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова – Москва : Юрайт, 2019. - 182 с.
22. Жедунова, Л. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Л. Г. Жедунова – Москва : Юрайт, 2020. - 266 с.
23. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебное пособие для вузов / Н. Н. Заваденко - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 274 с. - URL: https://urait.ru/bcode/493069 (дата обращения: 06.04.2022).
24. Зиновьева О.В. Синдром дефицита внимания с гиперкативностью у детей / О.В. Зиновьева // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2019. – № 14. – С. 8-21
25. Иванников, В. А. Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 480 с. - URL: https://urait.ru/bcode/490011 (дата обращения: 06.04.2022).
26. Ижванова, Е. М. Проблемы детско-родительских отношений / Е. М. Ижванова – Москва : Инфра-М, 2018. - 89 с.
27. Исенина, Е. И. Гуманизация обучения в школе : учебное пособие для вузов / Е. И. Исенина - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 290 с. - URL: https://urait.ru/bcode/495773 (дата обращения: 06.04.2022).
28. Исенина, Е. И. Педагогика: гуманизация обучения в школе : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Исенина - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 290 с. - URL: https://urait.ru/bcode/495794 (дата обращения: 06.04.2022).
29. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 151 с. - URL: https://urait.ru/bcode/493288 (дата обращения: 06.04.2022).
30. Константинов, В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Константинов – Москва : Юрайт, 2019. - 200 с.
31. Кораблина, Е. П. Психологическое консультирование / Е. П. Кораблина. – Москва : Юрайт, 2020. - 323 с.
32. Коржова, Е. П. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е. П. Коржов – Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 544 с.
33. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. / Т. В. Корнилова – Москва : Юрайт, 2019. - 174 с.
34. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. - 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 136 с. - URL: https://urait.ru/bcode/491519 (дата обращения: 07.04.2022).
35. Леонтьева, В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО / В. Л. Леонтьева – Москва : Юрайт, 2019. - 152 с.
36. Либин, А. В. Дифференциальная психология. Учебник / А. В. Либин – Москва : Юрайт, 2020. - 442 с.
37. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / В. И. Максакова - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 206 с. - URL: https://urait.ru/bcode/489974 (дата обращения: 07.04.2022).
38. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Максакова - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 206 с. - URL: https://urait.ru/bcode/493934 (дата обращения: 07.04.2022).
39. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. : учебник для вузов / Р. С. Немов - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 243 с. - URL: https://urait.ru/bcode/490562 (дата обращения:
40. Обухов, А. С. Психология. Учебник и практикум для СПО / А. С. Обухова – Москва : Юрайт, 2019. - 404 с.
41. Психология : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 404 с. - URL: https://urait.ru/bcode/488786 (дата обращения: 06.04.2022).
42. Романова, Е.С. Практическая психология / Е.С. Романова – Москва : КноРус, 2020. - 332 с. - URL: https://book.ru/book/933605 (дата обращения: 20.12.2021).
43. Самыгин, С. И. Психология. Учебное пособие / С. И. Самыгин, Д. В. Кротов, Л. Д. Столяренко – Москва : Феникс, 2020. - 280 с.
44. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 172 с. - URL: https://urait.ru/bcode/492605 (дата
45. Фесенко, Ю. А. Детская и подростковая психиатрия: «нестандартный», или «плохой хороший», ребенок : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов, Е. В. Фесенко. - 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 334 с. - URL: https://urait.ru/bcode/494343 (дата обращения: 06.04.2022).
46. Фесенко, Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 250 с. - URL: https://urait.ru/bcode/494344 (дата обращения: 06.04.2022).
47. Фесенко, Ю. А. Коррекция речевых расстройств детского возраста : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. - 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 203 с. - URL: https://urait.ru/bcode/474577 (дата обращения: 07.04.2022)
48. Фесенко, Ю. А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностика и коррекция нарушений : практическое пособие / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 250 с. - URL: https://urait.ru/bcode/474870 (дата обращения: 07.04.2022).
49. Циркин, В. И. Нейрофизиология: основы психофизиологии : учебник для вузов / В. И. Циркин, С. И. Трухина, А. Н. Трухин. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 577 с. - URL: https://urait.ru/bcode/496265 (дата обращения: 06.04.2022).
50. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Б. Шнейдер – Москва : Юрайт, 2019. - 328 с.
51. Шумский, В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Б. Шумский – Москва : Юрайт, 2019. - 156 с.
52. Landreth, Garry L., Bratton Sue C. Child-Parent Relationship Therapy (CPRT): An Evidence-Based 10-Session Filial Therapy Model / Garry L. Landreth, Sue C. Bratton. - Routledge, 2019. - 540 р.
53. Lynch, Jaquann. Child Psychology / Jaquann Lynch. - Scientific e-Resources, 2019. - 320 р.
У гиперктивных детей в экспериментальной группе наблюдается снижение двигательной активности, дети стали более спокойными, эмоционально контролируемыми. Следует отметить, что значительнее коррекционной работе поддаются девочки, с мальчиками необходимо продолжать работу в дальнейшем
Также, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы была разработана и организована деятельность по формированию коррекции поведения гиперактивных детей и спланирована работа с родителями в рамках психологического консультирования.
Выше проведенное исследование показало, что основными проблемами гиперактивных детей младшего школьного возраста являются: низкая мотивация к обучению в школе, низкая самооценка, конфликты в семьях и др.
В целом, коррекционная работа с родителями гиперактивного ребенка должна быть направлена на разъяснение и проведения различных тренингов с родителями гиперактивного ребенка по проблемам исключения семейных конфликтов, повышения уровня самооценки детей и повышения мотивации ребенка к трудовой деятельности.
Кроме этого, необходимо для родителей гиперактивных детей раздавать памятки по разрешению той или иной ситуации. В частности, для того, чтобы повысить школьную мотивацию ребенка младшего школьного возраста можно предложить памятку, которая включает в себя двадцать полезных рекомендаций, представлены на рисунке 20.