Психологическое консультирование родителей младших школьников с признаками гиперактивности

Цель работы – является разработка практических рекомендаций по коррекционной работе родителей гиперактивных детей младшего школьного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.09.2022
Объем файла
16344 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В виду того, что у гиперактивных детей наблюдается более позднее психическое созревание, и несколько позже своих сверстников они вступают в пубертатный возраст, то все проблемы этого периода явно дают о себе знать. Это и отчуждение от социальной среды в результате значительно сниженного чувства самоценности и трудности взаимоотношений с родителями, ссоры с ними, попытки отмежевания от семьи, дух противоречия. Все это принимает такие формы, что общение с ребенком становится невыносимым. И ведет тем самым к угрозе личному существованию подростка: возникают депрессивные состояния, мысли о самоубийстве, проявляется склонность к девиантному поведению, криминальности и наркомании. 
Но своевременная коррекционная работа в школе способствует в будущем наличию навыка налаживания гиперактивными детьми социальных связей, снижение коммуникационных барьеров между сверстниками и взрослыми. Кроме этого формируется настрой на дальнейший образовательный процесс, который будет проходить более положительно, нежели в бесконтрольной среде. На этом этапе стает актуальным выбор эффективных условий по ведению коррекционной работы с гиперактивными детьми, которые бы способствовали в одновременном режиме, возможность контролировать детьми свое поведение. 

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретический анализ проблемы гиперактивности в современной психологии 

1.1 Проблема гиперактивности в работах отечественных и зарубежных авторов 

1.2 Специфика развития детей с феноменом гиперактивности

Глава 2 Направления консультирования родителей по вопросам гиперактивности детей 

2.1 Взаимодействие родителей и психологов как основа гармоничного развития ребенка 

2.2 Основные направления психологического консультирования по проблемам гиперактивного поведения детей

Глава 3 Эмпирическое исследование гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста 

3.1 Организация и методы исследования родителей и детей  МБОУ СОШ №8 г. Минеральные Воды  признаками гиперактивности

3.2 Психологические рекомендации родителям по проблемам гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста 

Заключение

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 120 с. 

2. Конвенция о правах ребёнка [заключена в г. Нью-Йорке 20.11.1989: вступила в силу для СССР 15.09.1990)]. - URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 27.11.2021).

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ (редакция от 24 марта 2021 года): [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 30.01.2022).

4. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации: Федеральный закон № 124-ФЗ (редакция от с 31 июля 2020 года): [принят Государственной думой 3 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года]. - URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 07.12.2021).

5. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и практика / Г.С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. - 362 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483175 (дата обращения: 20.12.2021). 

6. Андронникова, О. О. Основы психологического консультирования / О. О. Андронникова. – Москва : Вузовский учебник, 2020. - 414 с.

7. Ахметова, З.А. Психологические аспекты диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности / З.А. Ахметова // Вестник КРСУ. – 2018. – № 3. – С. 81-87.

8. Белошистая, А. В.  Теоретические основы организации обучения в начальных классах: развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. - 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 129 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/495557 (дата обращения: 07.04.2022).

9. Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие / Т. Г.  Бобченко – Москва : Юрайт, 2020. - 132 с.

10. Болотова, А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум / А. К. Болотова – Москва : Юрайт, 2019. - 340 с.

11. Васильева, Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие / Е. Ю. Васильева – Москва : КноРус, 2020. - 154 с.

12. Ворошнина, Л. В.  Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ : учебное пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 291 с. - URL: https://urait.ru/bcode/492989 (дата обращения: 06.04.2022).

13. Высоков, И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум / И. Е.  Высоков – Москва : Юрайт, 2019. - 432 с.

14. Гонина, О. О. Психология. Учебное пособие /  О. О. Гонина – Москва : КноРус, 2019. - 320 с.

15. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / П. С.  Гуревич  –  Москва : Юрайт, 2019. - 430 с.

16. Гуревич, П. С.  Психология : учебник для вузов / П. С. Гуревич. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 465 с. - URL: https://urait.ru/bcode/468609 (дата обращения: 06.04.2022).

17. Дереча, В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов / В. А.  Дереча – Москва : Юрайт, 2019. - 160 с.

18. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин – Москва : Юрайт, 2019. - 386 с.

19. Емельянова, Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е. В. Емельянова. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. - 320 с.

20. Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях / О. Ю.  Ермолаев-Томин – Москва : Юрайт, 2019. - 280 с.

21. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов /  А. А.  Еромасова – Москва : Юрайт, 2019. - 182 с.

22. Жедунова, Л. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Л. Г. Жедунова  – Москва : Юрайт, 2020. - 266 с.

23. Заваденко, Н. Н.  Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебное пособие для вузов / Н. Н. Заваденко - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 274 с. - URL: https://urait.ru/bcode/493069 (дата обращения: 06.04.2022).

24. Зиновьева О.В. Синдром дефицита внимания с гиперкативностью у детей / О.В. Зиновьева // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2019. – № 14. – С. 8-21

25. Иванников, В. А.  Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 480 с. - URL: https://urait.ru/bcode/490011 (дата обращения: 06.04.2022).

26. Ижванова, Е. М. Проблемы детско-родительских отношений / Е. М. Ижванова – Москва : Инфра-М, 2018. - 89 с.

27. Исенина, Е. И.  Гуманизация обучения в школе : учебное пособие для вузов / Е. И. Исенина - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 290 с. - URL: https://urait.ru/bcode/495773 (дата обращения: 06.04.2022).

28. Исенина, Е. И.  Педагогика: гуманизация обучения в школе : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Исенина - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 290 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/495794 (дата обращения: 06.04.2022).

29. Колосова, Т. А.  Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 151 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/493288 (дата обращения: 06.04.2022).

30. Константинов, В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Константинов – Москва : Юрайт, 2019. - 200 с.

31. Кораблина, Е. П. Психологическое консультирование / Е. П. Кораблина. – Москва : Юрайт, 2020. - 323 с.

32. Коржова, Е. П.  Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е. П. Коржов – Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 544 с.

33. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях.  / Т. В. Корнилова – Москва : Юрайт, 2019. - 174 с.

34. Корсакова, Н. К.  Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. - 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022.  - 136 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/491519 (дата обращения: 07.04.2022).

35. Леонтьева, В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО / В. Л.  Леонтьева – Москва : Юрайт, 2019. - 152 с.

36. Либин, А. В. Дифференциальная психология. Учебник / А. В. Либин  – Москва : Юрайт,  2020. - 442 с.

37. Максакова, В. И.  Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / В. И. Максакова - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 206 с. - URL: https://urait.ru/bcode/489974 (дата обращения: 07.04.2022).

38. Максакова, В. И.  Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Максакова - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 206 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/493934 (дата обращения: 07.04.2022).

39. Немов, Р. С.  Психология в 2 ч. : учебник для вузов / Р. С. Немов - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 243 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/490562 (дата обращения:

40. Обухов, А. С. Психология. Учебник и практикум для СПО / А. С. Обухова – Москва : Юрайт, 2019. - 404 с.

41. Психология : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 404 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/488786 (дата обращения: 06.04.2022).

42. Романова, Е.С. Практическая психология / Е.С. Романова – Москва : КноРус, 2020. - 332 с. - URL: https://book.ru/book/933605 (дата обращения: 20.12.2021).

43. Самыгин, С. И. Психология. Учебное пособие / С. И. Самыгин, Д. В. Кротов, Л. Д.  Столяренко – Москва : Феникс, 2020. - 280 с.

44. Талызина, Н. Ф.  Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 172 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/492605 (дата

45. Фесенко, Ю. А.  Детская и подростковая психиатрия: «нестандартный», или «плохой хороший», ребенок : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов, Е. В. Фесенко. - 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 334 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/494343 (дата обращения: 06.04.2022).

46. Фесенко, Ю. А.  Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 250 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/494344 (дата обращения: 06.04.2022).

47. Фесенко, Ю. А.  Коррекция речевых расстройств детского возраста : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. - 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 203 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/474577 (дата обращения: 07.04.2022)

48. Фесенко, Ю. А.  Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностика и коррекция нарушений : практическое пособие / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 250 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/474870 (дата обращения: 07.04.2022).

49. Циркин, В. И.  Нейрофизиология: основы психофизиологии : учебник для вузов / В. И. Циркин, С. И. Трухина, А. Н. Трухин. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 577 с.  - URL: https://urait.ru/bcode/496265 (дата обращения: 06.04.2022).

50. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Б. Шнейдер – Москва : Юрайт, 2019. - 328 с.

51. Шумский, В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Б. Шумский –  Москва : Юрайт, 2019. - 156 с.

52. Landreth, Garry L., Bratton Sue C.  Child-Parent Relationship Therapy (CPRT): An Evidence-Based 10-Session Filial Therapy Model / Garry L. Landreth, Sue C.  Bratton. - Routledge, 2019. - 540 р.

53. Lynch, Jaquann. Child Psychology / Jaquann Lynch. - Scientific e-Resources, 2019. - 320 р.

У гиперктивных детей в экспериментальной группе наблюдается снижение двигательной активности, дети стали более спокойными, эмоционально контролируемыми. Следует отметить, что значительнее коррекционной работе поддаются девочки, с мальчиками необходимо продолжать работу в дальнейшем
Также, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы была разработана и организована деятельность по формированию коррекции  поведения гиперактивных детей и спланирована работа с родителями в рамках психологического консультирования. 
Выше проведенное исследование показало, что основными проблемами гиперактивных детей младшего школьного возраста являются: низкая мотивация к обучению в школе, низкая самооценка, конфликты в семьях и др. 
В целом, коррекционная работа с родителями гиперактивного ребенка должна быть направлена на разъяснение и проведения различных тренингов с родителями гиперактивного ребенка по проблемам исключения семейных конфликтов, повышения уровня самооценки детей и повышения мотивации ребенка к трудовой деятельности. 
Кроме этого, необходимо для родителей гиперактивных детей раздавать памятки по разрешению той или иной ситуации. В частности, для того, чтобы повысить школьную мотивацию ребенка младшего школьного возраста можно предложить памятку, которая включает в себя двадцать полезных рекомендаций, представлены на рисунке 20.