Камерные сонаты для различных инструментов с фортепиано П. Хиндемита: идея гармонии мира и музыкальная композиция

Цель диссертации — выявление связи философских идей Хиндемита с поэтикой и стилистикой его камерных сонат
Author image
Timur
Тип
Кандидатская диссертация
Дата загрузки
05.09.2022
Объем файла
16847 Кб
Количество страниц
0
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4000 руб.
5000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Камерная музыка для Пауля Хиндемита (1895–1963 гг.) была той сферой, в которой зарождались и формировались основные черты его композиторского стиля. Основные стилевые предпочтения Хиндемита были видны в самых ранних его сочинениях. В них проявились отголоски романтизма, экспрессионизма, лишь отчасти повлиявших на музыкальное мышление композитора. Главная стилевая тенденция в творчесте Хиндемита связана с эпохой барокко (с творчеством И. С. Баха). Барочные тенденции можно проследить на разных уровнях, начиная от формы и заканчивая взаимодействиями инструментов. Уже к 30-м годам ХХ века Хиндемит явился перед нами как ярий представитель неоклассицизма. 
В творческом наследии композитора особую роль играл жанр инструментальной сонаты. Интерес Хиндемита к камерным жанрам связан с его концертной деятельностью в составе собственного Амар-квартета, созданного композитором в 1921 г. , а также с игрой на различных инструментах, которыми он виртуозно владел (альт, скрипка, фортепиано и другие) . Используя практически всю партитуру симфонического оркестра в камерных сонатах, композитор стремился раскрыть специфику каждого инструмента, его художественные и технические возможности.
Хиндемит написал 22 камерные сонаты для различных инструментов с фортепиано (12 сонат для струнных инструментов ; 10 сонат для духовых инструментов) . Помимо сонат композитором написан целый ряд камерных сочинений . 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..  3

Глава 1. Композиция камерных сонат П. Хиндемита: особенность трактовки

1.1. Сонатные циклы классического типа…………………………….   21

1.2. Одночастные сонаты и свободные композиции…………………   48

1.3. Роль симметрии в композиции и тематизме сонат………………   76

Глава 2. Жанровые модели в камерных сонатах П. Хиндемита…………  92

2.1.      Основные жанры, используемые в сонатных циклах   …………… 92

2.2 .      Композиционно-драматургическая роль марша и скерцо ………. 107

2.3 .      Фуга, фугато в финалах сонат …………………………………….. 113

2.4 .      Пассакалия и ее роль в сонатных циклах…………………………. 120

Глава 3. Трактовка ансамбля в камерных сонатах П. Хиндемита……… 149

3.1. Сонаты для струнных инструментов с фортепиано……………..  153

3.2. Сонаты для духовых инструментов с фортепиано………………  164

3.3. Роль фортепиано в ансамбле……………………………………...   172

3.4. Принцип симметрии в партиях ансамбля………………………...  185

Заключение……………………………………………………………………..   192

Список литературы…………………………………………………………  195

Приложение

Список нотных примеров, используемых в основном тексте…………..   216

Список схем, используемых в основном тексте………………………….  229

Приложение 1………………..……………………………………………..   231

Приложение 2 …………………………...………………………………….  253

Приложение 3……………………………………………………………….  269

Список литературы

1. Абрамян, А. Л. Взаимодействие симметрии и асимметрии в музыке : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Абрамян Арам Львович. – Ереван, 1987. – 136 с.

2. Алексеев, А. Д. История фортепианного искуства / А. Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1982. – 286 с.

3. Арановский, М. Г. Симфонические искания: исследовательские очерки / М. Г. Арановский. – М. : Советский композитор, 1979. – 286 с.

4. Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М. Г. Арановский // Музыкальный современник: Сб. статей. Вып. 6. – М. : Советский композитор, 1987. – С. 5-44.

5. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М. : Мысль, 1976. – 830 с.

6. Асафьев, Б. В.  Пауль Хиндемит и его квартет / Б. В. Асафьев // Жизнь искусства. – 1929, – № 5. – C. 14-25.

7. Асафьев, Б. В. Элементы стиля Хиндемита / Б. В. Асафьев // Новая музыка. Вып. 2 (VI). – Л. : Тритон, 1927. – С. 7-23.

8. Асафьев, Б. В. Книга о Стравинском / Б. В.  Асафьев. – 2-е изд. – Л. : Музыка, 1977. – 279 с.

9. Бать, Н. Г. Полифония П. Хиндемита: на примере симфонических произведений: дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Бать Наталия Григорьевна. – М., 1978. – 216 с.

10. Бать, Н. Г.  Полифонические формы в симфоническом творчестве П. Хиндемита / Н. Г. Бать. Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. – М. : Музыка, 1972. – 357 с.

11. Бать, Н. Г. О полифонических свойствах мелодики в симфонических произведениях Хиндемита / Н. Г. Бать // Вопросы теории музыки : Сб. статей. Вып. 3 / ред.-сост. Т. Ф. Мюллер. – М. : Музыка, 1975. – С. 335-374.

12. Белоусова, В. А. Симметрия в музыке (теоретический и исторический аспекты): автореф. дис. … канд. иск. : 17.00.02 / Белоусова Виктория Анатольевна. – М., 1995. – 19 с.

13. Белый, Ю. А.  Иоганн Кеплер / Ю. А.  Белый. – М. : Наука, 1971. – 295 с.

14. Беляев, В. М.  Фортепианный концерт Хиндемита ор. 36 № 1 («Klaviermusik» № 2) / В. М. Беляев // Современная музыка. – 1927, – № 25, аннотация. – С. 69-70

15. Беляев, В. М.  Пауль Хиндемит. Очерк. / В. М. Беляев. – Л. : Тритон, 1927. – 29 с.

16. Беляев, В. М. Пауль Хиндемит / В. М. Беляев // Современная музыка. – 1924, [янв. – февр.]. – С. 3-8.

17. Бергер, Л. Контрапунктический принцип композиции в творчестве П. Хиндемита и его фортепианный цикл «Ludus tonalis» / Л. Бергер // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей.  – М. : Музыка, 1971. – С. 187-221.

18. Благодарская, Е. А. Септет Хиндемита: к проблеме жанрового симбиоза / Е. А. Благодарская // Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского. –  2013. – № 1. часть 1. – С. 364-370.

19. Бобровский, В. П. Статьи. исследования / В. П. Бобровский. –   М. : Советский композитор, 1990. – С. 234-255. 

20. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский. – М. : Музыка, 1977. – 332 c.

21. Бондурянский, А. З. Фортепианные трио Иоганнеса Брамса / А. З. Бондурянский. – М. : Музыка, 1986. – 78 с.

22. Боэций, А. Утешение философией и другие трактаты / А. Боэций. – М. : Наука, 1990. – 336 c.

23. Бражникова, Н. И. Некоторые особенности сонат для духовых инструментов Пауля Хиндемита (на примере сонат для флейты (1936), фагота (1938) и альт-саксофона или валторны (1943) с фортепиано) /Н. И. Бражникова // Музыка и Время.– 2016. – №12 – С. 12-21. 

24. Ван дер Верден, Б. Л. Пробуждающаяся наука: Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. Пифагорейское учение о гармонии / Б. Л. ван дер Верден. – М. : Физматгиз, 1959. – 459 с.

25. Вейль, Г. Симметрия / Г. Вейль. – М. : Наука, 1968. – 192 с.

26. Вобликова, А. Б. Особенности эпико-философского симфонизма Хиндемита (на примере симфонии «Гармония мира»): тезисы / А. Б. Вобликова // Традиции и новаторство в музыке. – Алма-Ата: Жалын, 1980. – С. 50-52.

27. Володкович, А. В. Эстетика парадокса в опере-скетче П. Хиндемита «Туда и обратно» («Hin und zurück») / А. В. Володкович // Белорусская академия музыки. – Минск, 2016. – С. 85-105.

28. Воробьёва, Е. Б. Оперный триптих Пауля Хиндемита как явление западноевропейской культуры 1910 - 1920-х гг. : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Воробьёва Елена Борисовна. – Нижний Новгород, 2002. – 284 с.

29. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки / Л. Е. Гаккель. – Л. : Советский композитор, 1976. – 286 с.

30. Гладких, А. В., Гладких, О. В.  Ансамбль как форма художественной деятельности / А. В. Гладких, О. В. Гладких // Белгородский государственный институт искусств и культуры. Вып.1(9). –  Белгород, 2016. – С. 5-12.

31. Готлиб, А. Д. Основы ансамблевой техники / А. Д. Готлиб. – М. : РАМ имени Гнесиных, Переизд., 2009. – 94 с. 

32. Гончаренко, C. C. Зеркальная симметрия в музыке / С. С. Гончаренко. – Новосибирск : НГК, 1993. – 234 с.

33. Гончаренко, С. С. Зеркальная симметрия в операх Р. Вагнера / С. С. Гончаренко // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт. Ремесло искусства: Сб. науч. тр. Вып. 9. – Кемерово, 2011. – С. 75-95.

34. Голубовская, Н. И. Искусство педализации / Н. И. Голубовская. –М. : Музыка, 1974. – 96 с.

35. Готт В. С., Перетурин А. Ф.  Симметрия и асимметрия как категории познания. — «Симметрия, инвариантность, структура. Философские очерки / В. С. Готт, А. Ф. Перетурин. – М., 1967. – С. 3-70.

36. Гуляницкая, Н. С. Введение в современную гармонию: Учеб. пособие для муз. Вузов / Н. С. Гуляницкая. – М. : Музыка, 1974. – 256 c. 

37. Гуляницкая, Н. С. Теоретические основы курса традиционной гармонии Хиндемита. — В кн. : Пауль Хиндемит / Н. С. Гуляницкая. – М., 1978. – С. 300-349.

38. Депенчук, Н. П. Симметрия и асимметрия в живой природе / Н. П. Депенчук. – Киев: Изд-во Акад. наук УССР, 1963. – 176 с.

39. Долгова, М. К проблеме театральности в инструментальных сонатах П. Хиндемита / М. Долгова // Консерватория им. Римского-Корсакова. Изд. Студия. – СПб., 2018. – С. 42-47.

40. Дубка, А. Соната для тромбона и фортепиано ор. 41 П. Хиндемита: монументально-концертная репрезентация жанра / А. Дубка // Апекты исторического музыкознания: Сб. ст. Вып. 11. – Харьков, 2018. – С. 14-32.

41. Друскин, М. С. Элементы стиля Хиндемита / М. С. Друскин // Новая музыка. – Л. : Тритон, 1927. – 58 с. 

42. Друскин, М. С. Пути развития современной зарубежной музыки / М. С. Друскин // Вопросы современной музыки. – Л. : Музыка, 1963. С. 174-178.

43. Друскин, М. С. Новая фортепианная музыка / М. С. Друскин. – Л. : Тритон, 1928. – 111 с.

44. Друскин, М. С. Фортепиано в творчестве Хиндемита / М. С. Друскин // Новая музыка. Вып. 2. – Л. : Тритон, 1927. – С. 25-37. 

45. Ерёменко, Г. А. Симфоническая музыка западноевропейских композиторов первой половины ХХ века / Г. А. Ерёменко. – Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 1989. – 54 с.

46. Есаков, В. В. Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации: автореф. ... канд. иск. : 17.00.02. / Есаков Вячеслав Вячеславович. – М., 2008. – 26 с.

47. Жмудь, Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме / Л. Я. Жмудь. – СПб. : Изд-во ВГК : Алетейя, 1994. – 376 с.

48. Задерацкий, В. В. Сонористическое претворение принципа остинатности в творчестве Оливье Мессиана / В. В. Задерацкий // Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. Вып. 6. – М. : Советский композитор, 1986. – С. 283-317.

49. Задерацкий, В. В. Полифония как принцип развития в сонатной форме Шостаковича и Хиндемита / В. В. Задерацкий // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. Вып. 1 / Ред. В. В. Протопопов. – М. : Музыка, 1967. – С. 231-278.

50. Иванов, В. Н., Королева, А. В.  Соната ор. 25 №4 для альта и фортепиано П. Хиндемита: проблема стиля в контексте творческой эволюции композитора периода 1920-х гг. / В. Н. Иванов., А. В. Королева // Искусствоведение. – №1, – Волгоград: ВК им. П. А. Серебрякова, 2016. – С. 67-71.

51. Кац, Б. А. О музыке Бориса Тищенко: опыт критического исследования / Б. А. Кац. – Л. : Советский композитор, 1986. – 168 с.

52. Кеплер, И. Гармония мира / И. Кеплер // Музыкальная эстетика Западной Европы ХVI- ХVII веков: Сб. переводов / Сост. текстов В. П. Шестакова. – М., 1971. – 688 с.

53. Киселев, П. Б.  Хоровое творчество Хиндемита: дис. ... канд. иск. : 17.00.02. / Киселев Петр Борисович. – Москва, 2008. – 159 с.

54. Клемперер, О. Мои воспоминания о Густаве Малере и другие автобиографические наброски (перевод Г. Эдельмана) / О. Клемперер. – М., 1967.  – 212 c.

55. Ковнацкая, Л. Г. Шостакович и Бриттен. некоторые параллели / Л. Г. Ковнацкая // Д. Д. Шостакович: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения. – СПб. : Композитор, 1996. – С. 306-323. 

56. Кон, Ю. Г., Холопов. Ю. Н. О теории Хиндемита / Ю. Г. Кон, Ю. Н. Холопов / Советская музыка. – 1963. – №10. – С. 40-50.

57. Конен, В. Д. Клаудио Монтеверди / В. Д. Конен. – М. : Советский композитор, 1971. – 323 с. 

58. Коннов, В. Исторические истоки симфонизма П. Хиндемита / В. Коннов // Теоретические проблемы классической и современной музыки.  Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 35. – М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1977. – С. 109-129.

59. Коннов, В. Симфония Хиндемита «Гармония мира»: её философские и эстетические предпосылки / В. Коннов // Критика и музыкознание: Сб. ст. / Ред. П. Вульфиус, Л. Раабен, А. Сохор; Сост. В. Фомин. – Л. : Музыка, 1975. –¬¬ C. 153-171. 

60. Конюс, Г. Э. Критика традиционной теории в области музыкальной формы / Г. Э. Конюс. – Москва : Гос. муз. изд-во, 1932. – 26 с.

61. Корнелюк, Т.  А. Хиндемит. Симфония «Гармония мира» / Т. А. Корнелюк // Культура Дальнего Востока России и стран АТР : Восток Запад : Материалы научных конференций 24-25 апреля 2002–2003 годов / Ред.-сост. О. Шушкова. Вып. 9, 10.  – Владивосток : ДГУ, 2004. – C 122-127.

62. Корчинская, Л. М. Ранние камерные сонаты П. Хиндемита. Трактовка цикла / Л. М. Корчинская // Музыковедение. – 2016. – №11. – С. 11-20. 

63. Корчинская, Л. М. Фортепиано в камерных сонатах П.  Хиндемита / Л. М. Корчинская // Исследование молодых музыковедов: Сб. статей по материалам Х Международной конференции студентов и аспирантов 11-12 апреля 2017 года. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2017. – С. 128-132.

64. Корчинская, Л. М. Камерные сонаты П.Хиндемита: жанровые взаимодействия / Л. М. Корчинская // Музыка и Время. – №3. – 2017. – С. 29-37. 

65. Корчинская, Л. М. Трактовка ансамбля в камерных сонатах П. Хиндемита / Л. М. Корчинская // Исследование молодых музыковедов: Сб. статей по материалам ХI Международной конференции студентов и аспирантов 10-11 апреля 2018 года. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2018. – С. 103-115.

66. Корчинская, Л. М. Соната для виолончели и фортепиано П. Хиндемита (1948): о связи с оперой и симфонией «Гармония мира» / Л. М. Корчинская // Музыка в современном мире: культура, искусство, образование. Материалы VIII Международной научной студенческой конференции 5-6 декабря 2018 года. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2019. – С. 87-92.

67. Корчинская, Л. М. Роль симметрии в камерных сонатах П. Хиндемита / Л. М. Корчинская // Музыковедение. – 2019. – №12. – С. 3-13.

68. Корчинская, Л. М. Камерные сонаты П. Хиндемита. Взгляд в целом / Л. М. Корчинская // Музыкознание: Искусство. Культура. Образование. Сб. статей по материалам I Международной научно-практической конференции 10 января 2020 года. – М. : А им. Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина, 2020. – С. 59-60.

69. Корчинская, Л. М. Пассакалия в творчестве П. Хиндемита на примере сонаты для виолончели и фортепиано (1948) / Л. М. Корчинская // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2020. – №4. – С. 96-107.

70. Корчинская, Л. М. Роль пассакалии в сочинених разных жанров П. Хиндемита. / Л. М. Корчинская // Музыкознание: Искусство. Культура. Образование. Сб. статей по материалам II Международной научно-практической конференции 22-24 апреля 2021 года. – М. : А им. Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина, 2021. – С. 105-114.

71. Крейнина, Ю. В. Выбор влияния, или тест Роршаха: Иоганн Себастьян Бах и композиторы ХХ века / Ю. В. Крейнина // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2014. – №4. – С. 46-54.

72. Курасова, Т. И. Соната для двух фортепиано П. Хиндемита: проблемы стиля. / Т. И. Курасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2 (46). – С. 241-244.

73. Лебедев, С.  Н. Никомах и Боэций. К проблеме рецепции античной науки в квадривии Боэция / С. Н. Лебедев // Старинная музыка. – 2011. – №2. – С. 2-12.

74. Левая, Т., Леонтьева, О. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество / Т. Левая, О. Леонтьева. – М. : Музыка, 1974. – 448 c.

75. Левая, Т. Полифония в крупных формах Хиндемита / Т. Левая // Полифония.  Сб. теор. статей. – М. : Музыка, 1975. – С. 141-172. 

76. Левая, Т. О стиле Хиндемита / Т. Левая // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы. – М., 1979. – С. 262-299.

77. Леонтьева, О. Пауль Хиндемит – критик времени / О. Леонтьева // Пауль Хиндемит. Статьи и. материалы. – М.: Советский композитор, 1979. – С. 5-58.

78. Леонтьева, О. «Гармония мира». Рецензия на первое исполнение симфонии в Москве / О. Леонтьева // Советская музыка. – 1964. – № 6. – С. 104-105.

79. Леонтьева, О. Карл Орф и Пауль Хиндемит / О. Леонтьева // Музыка и современность. Вып. 1. – М. : Музгиз, 1962. – С. 243-302.

80. Левая, Т. Н. Инструментальное творчество Хиндемита: Проблемы стиля: дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Левая Тамара Николаевна. – Горький, 1974.  – 219 с.

81. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года / Т. Н. Ливанова // Учебник в 2-х тт. Т. 1. – М. : Музыка, 1983. – 622 с.

82. Мазель, Л. А. О восьмой симфонии Шостаковича / Л. А. Мазель // Вопросы анализа музыки. – М. : Советский композитор, 1978. – С. 325-334. 

83. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. Пособие / Л. А. Мазель. – М. : Музыка, 1979. – 2-е изд. доп. и перераб. – 536 с. 

84. Майоров, Г.  Г. Судьба и дело Боэция / Г. Г. Майоров. – М. : Наука, 1990. – 416 с.

85. Марутаев, М. А. О Гармонии мироздания / М. А. Марутаев // Вестник международной академии наук (русская секция). – М., 2008. – С. 34-41. 

86. Медушевский, В. В. Фантазия в культуре и музыке / В. В. Медушевский // Музыка. Культура. Человек: Сб. ст. Вып. 2. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. – С. 44-56.

87. Миронов, Л. Н. Трио Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели / Л. Н. Миронов. – М. : Музыка, 1974. – 124 с.

88. Музыкально-теоретические системы : Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов / Ю. Н. Холопов, Л. В. Кириллина, Т. С. Кюрегян [и др.]. – М.: Композитор, 2006. – 632 с. 

89. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.

90. Мясин, Л. Ф. Моя жизнь в балете / Л. Ф. Мясин // Пер. с англ. М. Сингал; Предисл. Е. Я. Суриц. – М. : Артист. Режиссер. Театр, 1997. – 366с. 

91. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 248 с. 

92. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. – М. : Музыка, 1987. – 240 с.

93. Нестеренко, И. В., Житникова, О. Н.  Мелодико-исполнительский анализ сонаты in E П. Хиндемита для скрипки и фортепиано / И. В. Нестеренко, О. Н. Житникова // Вестник научных конференций. – Нальчик: Северо-Кавказский государственный институт искусств, 2018. – № 11-1 (39). – С. 85-92.

94. Платон Сочинения. В 3-х т. / Платон // Перевод с древнегреческого под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Т. 2. – М. : Мысль, 1993. – 528 с.

95. Польская, И. И.  Генезис и эволюция камерно-ансамблевых жанров / И. И. Польская // Белорусская академия музыки. – Минск, 2016. – С. 61-81.

96. Поспелова, Р. Л., Фомина, А. А. Некоторые особенности гармонического языка Пауля Хиндемита (на примере сонаты для трубы и фортепиано и сонаты для альта и фортепиано ор.25 №4). / Р. Л. Поспелова, А. А. Фомина // Вестник АХИ. – М. : Изд-во АХИ им. В. С. Попова, 2017. – №7. – С. 73-83. 

97. Поспелова, Р., Холопов, Ю.  Философия гармонии Боэция / Р. Поспелова, Ю. Холопов // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. –Ростов-на-Дону: РГК, 2005. – С. 38-66.

98. Протопопов, В. В. История полифонии / В. В. Протопопов // Западноевропейская музыка XIX-начала XX века. Вып. 4. – М. : Музыка, 1986. – 319 с.

99. Раабен, Л. Н. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века: Страны Европы и Америка / Л. Н. Раабен. – Л. : Советский композитор, 1986. –197 с. 

100. Реблинг, Э. Художественная исповедь двух композиторов / Э. Реблинг // Советская музыка. –  1958. – № 3. – C. 128-133.

101. Рожанский, И. Ранняя греческая философия: Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе / И. Рожанский. –  М. : Наука, 1979. – 485 с.

102. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие. Т. 1. / А. Г. Рубинштейн. – М. : Музыка, 1983. – 213 с.

103. Ручьевская, Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века / Е. А. Ручьевская // Современные вопросы музыкознания: Сб. статей. – М. : Музыка, 1976. – С. 146-206. 

104. Ручьевская, Е. А.  Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. – СПб. : Композитор, 1998. – 268 с.

105. Рыжкин, И. Пауль Хиндемит – черты стиля / И. Рыжкин // Советская музыка. – 1959. – №6. – С. 177-185. 

106. Рыжкин, И. Фаустус XX века и неправый путь модернизма / И. Рыжкин // Советская музыка. – 1959. – № 9. – С. 167-177.

107. Способин, И. Музыкальная форма / И. Способин. – М. : Музыка,  1984. – 400 с.

108. Сусидко, И. П. Симметрии и пропорции в музыке К. Дебюсси (24 Прелюдии для фортепиано) / И. П. Сусидко // Музыкальная конструкция и смысл. Сб. статей. Вып. 151. – М. : РАМ им. Гнесиных, 1999. – С. 107-121.

109. Сушков, А. С. Соната для альта и фортепиано ор.11 № 4 П. Хиндемита: эксперимент с вариационной формой / А. С. Сушков // Казанская Государственная консерватория. – Казань, 2017. – 11с.

110. Стогний, И. С.  Коннотативные свойства музыкального текста / И. С. Стогний. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2013. – 224 с.

111. Стравинский, И. Ф. Публицист и собеседник / И. Ф. Стравинский // Публ. сост. и коммент. В.  Варунца. – М. : Современный композитор, 1988. – 501 с.

112. Стравинский И.  Ф. Диалоги / И. Ф. Стравинский. – Л. : Музыка, 1971. – 414 с.

113. Таранов, П. С. Философия сорока пяти поколений Звезды мировой философии / П. С. Таранов. – М. : ООО Фирма Издательство АСТ, 1999. – 656 с.

114. Урманцев, Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии (Философские и естественнонаучные аспекты) / Ю. А. Урманцев – М. : Мысль, 1974. – 229 с.

115. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. / С. Е. Фейнберг. – М. : Музыка, 1969. – 598 с.

116. Фортепианная музыка зарубежных композиторов XX века. Вып. 1. / Сост. С. Мовчан. – М. : Музыка, 1989. –  63 с.

117. Хиндемит, П. И.С. Бах. Обязывающее наследие / П. Хиндемит // Советская музыка. – 1973. – № 11. – С. 101-109.

118. Холопова, В. Н. К проблеме музыкальных форм 60–70-х годов XX века / В. Н. Холопов // Современное искусство музыкальной композиции: Сб. науч. тр. Вып. 79. – М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1985. – С. 17-38. 

119. Холопова, В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века / В. Н. Холопова. – М. : Музыка, 1971. – 304 с.

120. Холопов, Ю. Н. Изменяющееся и неизменное и эволюции музыкального мышления / Ю. Н. Холопов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. Сб. статей. – М. : Советский композитор. – 1982. – С. 52-104.

121. Холопов, Ю.Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана Текст. / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность, вып. 7. – М., 1971. – С. 248-293.

122. Холопов, Ю. Н. Введение в музыкальную форму / Ю. Н. Холопов.  – ¬¬¬М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. – 432 с.

123. Холопов, Ю. Н. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность. Вып. I. – М. : Музгиз, 1962. – С. 303-338.

124. Холопов, Ю.Н.  О трех зарубежных системах гармонии / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность. Вып. 4. – М. : Музыка, 1966. – 117 с.

125. Холопов,  Ю. Н. Очерки современной гармонии : Исследование / Ю. Н. Холопов. – М.: Музыка, 1974. – 287 с.

126. Хусаинов, Р. Т. Необарочные тенденции в камерном творчестве Пауля Хиндемита 1920–1930-х годов / Р. Т. Хусаинов // Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова. – Уфа, 2018. – 11 с.

127. Царегородцева, Л. М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано : дис. … канд. иск. : 17.00.02 / Царегородцева Любава Михайловна. – Тамбов, 2005. – 224 с.

128. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В. А. Цуккерман.  – М. : Музыка, 1964. – 159 с.

129. Чанышев,  А. Н. Аристотель / А. Н. Чанышев.  – М. : Мысль, 1987. – 221 с.

130. Шестаков, В. П. Гармония как эстетическая категория : Учение о гармонии в истории эстетической мысли / В. П. Шестаков. – М. : Наука, 1973. – 256 с. 

131. Ширинский,  В. Сонаты Хиндемита ор. 11 / В. Ширинский. – М. : Современная музыка, 1924. – С. 17-32.

132. Шмакова, О. В. Симфонические финалы в зарубежной музыке первой половины ХХ века / О. В. Шмакова // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Материалы Серебряковских научных чтений. Кн. 1. – Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. – С. 193-219.

133. Шмакова, О. В. Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита: 1930-1950-е гг. : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Шмакова Ольга Владимировна. – Новосибирск, 2008. – 218 с.

134. Шмакова, О. В. Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930-1950-е годы) / О. В. Шмакова // ВМИИ им. П. А. Серебрякова. – Волгоград : Изд-во Печатные решения, 2010. – 212 с.

135. Шмакова, О. В. Образная сфера Вечности в симфонических финалах зарубежных композторов середины ХХ века (на примере творчества Бартока, Онеггера и Хиндемита) / О. В. Шмакова // Южно-российский альманах. – Ростов н/Д. : РГК им. С.В. Рахманинова, 2009. – С. 97-106.  

136. Шнитке, А. Г. Изучая ремарки Хиндемита / А. Г. Шнитке // Советская музыка. – № 5. – 1971. – С. 102-108. 

137. Шнитке, А. Г. Пауль Хиндемит и его фортепианная музыка : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02. / Шнитке Альфред Гарриевич. –  Л. : Гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1971. – 25 c.

138. Этингер, М. А. О гармонии в бассо-остинатных формах / М. А. Этингер // Вопросы теории музыки / ред. Ю. Н. Тюлинa. Вып. 2. – М. : Музыка, 1970. – С. 101-153. 

139. Этингер, М. А. Гармония и полифония (Заметки о полифонических циклах Баха, Хиндемита, Шостаковича) / М. А. Этингер // Советская музыка. – 1962. – №12. – С. 29-34.

140. Этингер, М. А. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и Шостаковича / М. А. Этингер // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. – М. : Музыка, 1967. – С. 441-447.

141. Austin, W. W.  Hindemith, Music in the 20th Century / W. W. Austin. –  New York, 1966. – 748 р.

142. Bork, C. Epochenvandel im Werk? Paul Hindemith Sonate für Violoncello und Klavier op. 11 № 3 in den Fassungen von 1919 und 1921 / C. Bork // Mitteilungen der Arbeitsgemeinschaft für mittelrheinische Musikgeschichte. – 2002. – P. 217-228.

143. Borris, S. Vergleichende Stil analyes : Alban Berg–Paul Hindemith. In Versuche musikalischer Analysen, ed. Rudolf Stephan / S. Borris. – Berlin : Merseburger, 1967. – P. 35-41.

144. Becker, F., Schubert, G. Paul Hindemith : “Das private Logbuch” : Briefe an seine Frau Gertrud / F. Becker, G. Schubert. – Mainz, 1995.

145. Briner, A. Paul Hindemith. Zürich : Atlantis-Verlag / A. Briner. – Mainz : Schott, 1971. – 162 р. 

146. Briner, A., Rexroth D. and Schubert G. Paul Hindemith : Leben und Werk in Bild und Text / A. Briner, D. Rexroth., G. Schubert. – Mainz, 1988. – 273 p.

147. Briner, A. Eine Bekenntnisoper Paul Hindemiths. Zu seiner Oper “Die Harmonie der Welt” / A. Briner // Schweizerische Msztg I. – 1959, – № 1. – P. 50-56.

148. Bruhn, S. The Temptation of Paul Hindemith / S. Bruhn. – New York, 1998. – 436 p.

149. Bruhn, S. Hindemiths große Instrumentalwerke / S. Bruhn. – Waldkirch : Edition Gorz, 2012. – 356 р. 

150. Bruhn, S. Explorations of Universal Order and Beauty in Paul Hindemith’s Symphony “Die Harmonie der Welt” / S. Bruhn // The Nordic Journal of Aesthetics. – 2010. – 21(39). – Р. 80-99.

151. Cook, M. An Analytical Study of Paul Hindemith's Symphony, “Die Harmonie der Welt” : diss. PhD. / M. Cook. –  Washington, 2003. – 380 p.

152. Ehrstine, G. Theater, Culture and Community in Reformation Bern, 1523-1555 / G. Ehrstine. – Leiden : Brill, 2002. – 346 p.

153. Geldenhuys, D. Paul Hindemith’s Late Sonatas : A Documentation from the Letters / D. Geldenhuys // Hindemith-Jahrbuch. – 1990. – №19. – P. 20-38. 

154. Geldenhuys, J. The Late Sonata Works by Paul Hindemith (1985-163) : Chronological Perspective on the 26 Sonatas Written between 1935 and 1955 / J. Geldenhuys. – Ars nova 20, 1988. – P. 12-24. 

155. Heimer, Ann-K. Eine unbekannte Quelle für Hindemiths Englisch horn-Sonate / Ann-K. Heimer // Hindemith-Jahrbuch. – 1995. – №24. – 42-65 p.

156. Hemken, J.  The mystery of the Althorn (alto horn) Sonata (1943) by Paul Hindemith : diss. PhD. / J. Hemken. – University of North Texas, 2015. – 43 p.

157. Hindemith, P. Aufsätze. Vorträge. Reden. Herausgegeben von Giselher Schubert / P. Hindemith. – Zürich und Mainz : Atlantis Musikbuch Verlag, 1994. – 353 р. 

158. Hindemith, P. Komponist in seiner Welt. Weiten und Grenzen / P. Hindemith. – Zürich und Mainz : Atlantis Musikbuch Verlag, 1994. – 266 р. 

159. Hindemith P. Unterweisung in Tonsatz / P. Hindemith. – Mainz, 1940. – № 1. – 273 р.

160. Hindemith, P. A concentrated course in traditional harmony; with emphasis on exercises and a minimum of rules / P. Hindemith. – New York : Associated Music Publishers, 1944. – Bоок.1. – 140 р.

161. Hindemith, P. Elementary training for musicians. / P. Hindemith. – New York : Associated Music Publishers, 1946. – 254 р.

162. Hindemith, P. A composer’s world. / P. Hindemith // Schott Music International. – Mainz, 1952; renewed 2000. – 221 p. 

163. Hindemith, P. The Craft of Musical Composition / P. Hindemith // Theoretical Part. Translated by Arthur Mendel. — New York: Associated Music, 1945. – Vol. 1 – 225 p. 

164. Hindemith, P. The Craft of Musical Composition / P. Hindemith / Exercises in two Part Writing. Translated by Otto Ortmann. – New York : Associated Music, 1941. – Vol. 2. – 180 p. 

165. Hindemith-Forum / Bulletin of the Hindemith Foundation // Hindemith’s Institut Frankfurt. – 2012. – URL : https://www.hindemith.info/fileadmin/hindemith-forum/hf_26_2012.pdf (accessed : 08.09. 2021).

166. Hindemith, P. Sämtliche Werke / P. Hindemith.– Майнц : Schott, 1975-2019. – Bd. (1-10).

167. Hindemith, P. “Bach-Heritage and obligation” / P. Hindemith. – New Haven, 1952. – 44 p.

168. Hinton, St. “Hindemith, Bach, and the Melancholy of Obligation.” In : Bach Perspectives, volume three : Creative responses to Bach from Mozart to Hindemith. Ed. by Michael Marissen / St. Hinton. – Lincoln and London : University of Nebraska Press, 1998. – 184 p. 

169. Hunter, D. J., Hippel, H. T. How rare is symmetry in musical 12-tone rows? / D. J. Hunter, H. T. Hippel // The American Mathematical Monthly. – 2003. – Vol. 110, № 2. – P. 124-132.

170. Kemp, I. Hindemith / I. Kemp. – London, 1970. – 59 р.

171. Kidd, J. C. Aspects of Mensuration in Hindemith’s Clarinet Sonata / J. C. Kidd. – Music Review 38, 1977. – №3. – Р. 211-222.

172. Klein, Garrett L., Four Contemporary Trumpet Sonatas : A Recording Project and Performer's Guide / Garrett L. Klein. – Arizona State University, 2019. – 137 p.

173. Kollot, S. Conversation with Hindemith / S. Kollot – The Strad 106, 1995. – № 1267. – Р. 1126-1129.

174. Kube, M. Hindemith in Kopenhagen. Zum Kontext einer neu aufgefundenen Quelle zu einer Komposition für Violine solo (1922) / M. Kube // Hindemith-Jahrbuch. – 2001. – № 30. – Р. 256-265.

175. Landsdown, L. P. Hindemith’s sonatas for viola and piano : diss. PhD. / L. Landsdown. – The University of Stellen bosch, 2004. – 180 p.

176. Lester, J. Bach’s Works for Solo Violin : Style, Structure, Performance / J. Lester. – New York : Oxford University Press, 1999. – 197 p.

177. Luttmann, S. Paul Hindemith : a Research and Information Guide, 2-nd edn. / S. Luttmann. – New York : Routledge, 2009. – 556 p.

178. Mahon, E. S. Political Influences on Solo Trumpet Literature in 1930s Europe: An Examination of Works by Karl Pilss and Paul Hindemith. : diss. PhD. / E. S. Mahon. – University of Kansas. – 2017. – 38 p. 

179. Main, K. Three sonatas for violin and piano by Paul Hindemith : stylistic and interpretative study / K. Main. – University of Oregon, 1977. – 270 p. 

180. Mersmann, H. Die modern Musik seit der Romantik. / H. Mersmann. – Potsdam: Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion, 1931. – 225 p.

181. Metz, G. Melodische Polyphonie in der Zwölf ton ordnung : Studien zum Kontrapunkt Paul Hindemiths / G. Metz. – Baden-Baden, 1976. – 524 p.

182. Metz, G. Paul Hindemith’s Acht Stücke für Flöte allen / G. Metz. –Tibia 10, 1985. – № 2. – Р. 335-346.

183. Morton, P. D. The influence of Paul Hindemit’s “The Craft of Musical Composition” on his “Sonata for Trumpet in B-Flat and Piano” : diss. PhD. / P. D.  Morton. – The University of Alabama, 1995. – 126 p.

184. Neumeyer, D. Hindemith’s hommages à Bach in Two Early Viola Sonatas / D. Neumeyer // Hindemith–Jahrbuch. – 1987. – № 16. – Р.153-174.

185. Neumeyer, D. Tonal Form and Proportional Design in Hindemith’s Music / D. Neumeyer. – Music Theory Spectrum, IX, 1987. – P. 93-116.

186. Neumeyer, D. The Music of Paul Hindemith / D. Neumeyer. – New Haven and London : CT, 1986. – 154 р.

187. Ohlsson, J. M. Paul Hindemith’s music for flute: analyses of solo works and stylistic and formal considerations of chamber works. : diss. PhD. / J. Ohlsson. – The Ohio State University, 1975. – 98 p.

188. Olson, P. E. Hindemith’s Lost Chord / P. Olson. – International Society of Bassists 20, 1995. – № 1, – P. 14-15.

189. Riemann, H. Basso ostinato und Basso quasi-ostinato / H. Riemann // Lilien coron-Festschrift. – Lpz, 1910.

190. Riemann, H. Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre / H. Riemann. – Hamburg : J. F. Richter, 1887. – 208 р.

191. Rössler, G. Paul Hindemith : Messe / G. Rössler. – Munich, 1985. –  67 p.

192. Propper, L. Der Basso ostinato als technisches und vorbildendes prinzip / L. Propper. – Berlin, 1926.

193. Streller, F. Paul Hindemith für Sie portraitiert / F. Streller. – Lpz, 1985. – 79 р.

194. Skelton, G. Paul Hindemith: the Man behind the Music / G. Skelton. – London, 1975. – 319 p.

195. Skelton, G. Selected Letters of Paul Hindemith / G. Skelton. – New Haven : CT, 1995. – 270 р.

196. Solomon, L. J. Symmetry as a Compositional Determinant / L. J. Solomon. – New York, 1973. – 166 p.

197. Solano, E. A. Hindemith’s Sonata for Viola, op. 11, № 4 а compositional and historical perspective : diss. PhD. / E. A.  Solano. – California State University, 2012, – 37 p. 

198. Schubert, G. Werkfassung und Werkidee: kompositorische problems im Oeuvre Hindemiths / G. Schubert. – Mf, XLV, 1992. – P. 21-36.

199. Schubert, G. Paul Hindemith. Herausgegeben von Wolfgang Müller / G. Schubert. – Hamburg : Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1981. – 157 р. 

200. Schubert, G. “Vision” und “Materialisation” : zum Kompositions prozess bei Hindemith, Vom Einfall zum Kunstwerk / G. Schubert. – Laaber, 1993. – Р. 219-242.

201. Stein, F. Max Reger: Sein Leben in Bildern: Biographie / F. Stein. –Lpz : VEB, Bibliographisches Institut, 1956. – 265 р.

202. Stockhausen, K. Aktuelles V / K. Stockhausen // Die Reihe, I. – Wien, 1955. – P. 152-190.

203. Stockhausen, K. Musik und Sprache / K. Stockhausen // Die Reihe, VI. – Wien, 1960. – Р. 36-58.

204. Stockhem, M. Eugéne Ysaÿe et la musique de chambre / M. Stockhem. – Liege, 1990. – 272 р.

205. Strobel, H. Paul Hindemith / H. Strobel. – Mainz : Schott, 1928. 

206. Strobel, H. P. Hindemith. / H. Strobel. – Mainz, 1948. – 144 p. 

207. Strobel, H. Paul Hindemith: Testimony in Pictures / Zeugnis in Bildern / H. Strobel. – Mainz, 1955. – P. 650-680.

208. Thurston, V. F. Hindemith’s Third piano sonata: a new assessment / V. F Thurston. – The Ohio State University, 1984. – 51 p.

209. Thomson, W. Hindemith’s Contribution to Music Theory / W. Thomson. – W. JMT, IX, 1965. – 174 р.

210. Toering, R. A Comparison of Donald White’s Sonata for Trumpet and piano with the Trumpet Sonatas of Paul Hindemith and Kent Kennan / R. A. Toering. – NACWPI Journal 37, 1989. – № 3. –Р. 4-21.

211. Traub, A. Zur Sonate für Basstuba und Klavier / A. Traub // Musik-Konzepte, 2004. – Р. 137-150.  

212. Traub, A. Zur Sonate für violoncello und klavier (1948) / A. Traub // Hindemith – Jahrbuch, 1990. – № 19. – P. 39-54.

213. Trombetta, D. L. Early Music Influences in Paul Hindemith's Compositions for the Viola : diss. PhD. / D. L. Tromdetta. – James Madison University, 2014. – 83 p.

214. Walther, L. Die konstruktive und thematische Ostinatotechnik in der Cha-conne und Arienformen des 17 und 18 Jahrhunderts / L.Walther.  – Wurzburg - Au-muhle, 1939.

215. Walter, R. A. Paul Hindemith’s “Sonata” for trombone: A performance analysis : diss. PhD. / R. A Walter. – Louisiana State University and Agricultural аnd Mechanical College, 1996. – 58 p.

216. Whittall, A. Musical Composition in the Twentieth Century. Musical Composition in the Twentieth Century / A. Whittall. – New York: Oxford university press, 1999. – 432 p.

217. Wildman, С. R.  A comparative analysis of P. Hindemith’s sonana for bassoon (1938) and sonata for tuba (1955) : diss. PhD. / С. R.  Wildman. – The University of Georgia, 2014, – 51 p.

218. Wörner, K. Neue Musik in der Entscheidung / K. Wörner. – Mainz : Schott, 1954. – 317. p. 

Финал симфонии и оперы начинается фугой, напоминающий хорал. По словам О. Шмаковой: «Хрестоматийным воплощением художественной концепции симфонии при опоре на полифоническую традицию является финал «Гармонии мира» Хиндемита. И полифонический тематизм, и полифоническая техника направлены на достижение смысловой кульминации цикла – осознание гармонии как единства многообразия, что и находит выражение в многоуровневых тематических связях» [135, 101]. 
Обратим внимание на высказывание З. Брюн об использование композитором полифонических жанров (фуга, пассакалия) в финале симфонии: «Для этого предельного проявления высшей гармонии Хиндемит сочиняет две пары полифонических фрагментов в жанре фуги и пассакалии <…> в фуге тема проходит через все или большинство участвующих голосов, через различные ключи и часто принимает различные формы; в пассакалии тема остается в той же самой тональности и форме всюду <…> обе музыкальные формы представляют собой сложные структуры, в которых все участники следуют своим индивидуальным путем, всегда оставаясь в согласии со всеми остальными» [150, 89-90].