Камерные сонаты для различных инструментов с фортепиано П. Хиндемита: идея гармонии мира и музыкальная композиция
Введение
Камерная музыка для Пауля Хиндемита (1895–1963 гг.) была той сферой, в которой зарождались и формировались основные черты его композиторского стиля. Основные стилевые предпочтения Хиндемита были видны в самых ранних его сочинениях. В них проявились отголоски романтизма, экспрессионизма, лишь отчасти повлиявших на музыкальное мышление композитора. Главная стилевая тенденция в творчесте Хиндемита связана с эпохой барокко (с творчеством И. С. Баха). Барочные тенденции можно проследить на разных уровнях, начиная от формы и заканчивая взаимодействиями инструментов. Уже к 30-м годам ХХ века Хиндемит явился перед нами как ярий представитель неоклассицизма.
В творческом наследии композитора особую роль играл жанр инструментальной сонаты. Интерес Хиндемита к камерным жанрам связан с его концертной деятельностью в составе собственного Амар-квартета, созданного композитором в 1921 г. , а также с игрой на различных инструментах, которыми он виртуозно владел (альт, скрипка, фортепиано и другие) . Используя практически всю партитуру симфонического оркестра в камерных сонатах, композитор стремился раскрыть специфику каждого инструмента, его художественные и технические возможности.
Хиндемит написал 22 камерные сонаты для различных инструментов с фортепиано (12 сонат для струнных инструментов ; 10 сонат для духовых инструментов) . Помимо сонат композитором написан целый ряд камерных сочинений .
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Композиция камерных сонат П. Хиндемита: особенность трактовки
1.1. Сонатные циклы классического типа……………………………. 21
1.2. Одночастные сонаты и свободные композиции………………… 48
1.3. Роль симметрии в композиции и тематизме сонат……………… 76
Глава 2. Жанровые модели в камерных сонатах П. Хиндемита………… 92
2.1. Основные жанры, используемые в сонатных циклах …………… 92
2.2 . Композиционно-драматургическая роль марша и скерцо ………. 107
2.3 . Фуга, фугато в финалах сонат …………………………………….. 113
2.4 . Пассакалия и ее роль в сонатных циклах…………………………. 120
Глава 3. Трактовка ансамбля в камерных сонатах П. Хиндемита……… 149
3.1. Сонаты для струнных инструментов с фортепиано…………….. 153
3.2. Сонаты для духовых инструментов с фортепиано……………… 164
3.3. Роль фортепиано в ансамбле……………………………………... 172
3.4. Принцип симметрии в партиях ансамбля………………………... 185
Заключение…………………………………………………………………….. 192
Список литературы………………………………………………………… 195
Приложение
Список нотных примеров, используемых в основном тексте………….. 216
Список схем, используемых в основном тексте…………………………. 229
Приложение 1………………..…………………………………………….. 231
Приложение 2 …………………………...…………………………………. 253
Приложение 3………………………………………………………………. 269
Список литературы
1. Абрамян, А. Л. Взаимодействие симметрии и асимметрии в музыке : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Абрамян Арам Львович. – Ереван, 1987. – 136 с.
2. Алексеев, А. Д. История фортепианного искуства / А. Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1982. – 286 с.
3. Арановский, М. Г. Симфонические искания: исследовательские очерки / М. Г. Арановский. – М. : Советский композитор, 1979. – 286 с.
4. Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М. Г. Арановский // Музыкальный современник: Сб. статей. Вып. 6. – М. : Советский композитор, 1987. – С. 5-44.
5. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М. : Мысль, 1976. – 830 с.
6. Асафьев, Б. В. Пауль Хиндемит и его квартет / Б. В. Асафьев // Жизнь искусства. – 1929, – № 5. – C. 14-25.
7. Асафьев, Б. В. Элементы стиля Хиндемита / Б. В. Асафьев // Новая музыка. Вып. 2 (VI). – Л. : Тритон, 1927. – С. 7-23.
8. Асафьев, Б. В. Книга о Стравинском / Б. В. Асафьев. – 2-е изд. – Л. : Музыка, 1977. – 279 с.
9. Бать, Н. Г. Полифония П. Хиндемита: на примере симфонических произведений: дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Бать Наталия Григорьевна. – М., 1978. – 216 с.
10. Бать, Н. Г. Полифонические формы в симфоническом творчестве П. Хиндемита / Н. Г. Бать. Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. – М. : Музыка, 1972. – 357 с.
11. Бать, Н. Г. О полифонических свойствах мелодики в симфонических произведениях Хиндемита / Н. Г. Бать // Вопросы теории музыки : Сб. статей. Вып. 3 / ред.-сост. Т. Ф. Мюллер. – М. : Музыка, 1975. – С. 335-374.
12. Белоусова, В. А. Симметрия в музыке (теоретический и исторический аспекты): автореф. дис. … канд. иск. : 17.00.02 / Белоусова Виктория Анатольевна. – М., 1995. – 19 с.
13. Белый, Ю. А. Иоганн Кеплер / Ю. А. Белый. – М. : Наука, 1971. – 295 с.
14. Беляев, В. М. Фортепианный концерт Хиндемита ор. 36 № 1 («Klaviermusik» № 2) / В. М. Беляев // Современная музыка. – 1927, – № 25, аннотация. – С. 69-70
15. Беляев, В. М. Пауль Хиндемит. Очерк. / В. М. Беляев. – Л. : Тритон, 1927. – 29 с.
16. Беляев, В. М. Пауль Хиндемит / В. М. Беляев // Современная музыка. – 1924, [янв. – февр.]. – С. 3-8.
17. Бергер, Л. Контрапунктический принцип композиции в творчестве П. Хиндемита и его фортепианный цикл «Ludus tonalis» / Л. Бергер // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей. – М. : Музыка, 1971. – С. 187-221.
18. Благодарская, Е. А. Септет Хиндемита: к проблеме жанрового симбиоза / Е. А. Благодарская // Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского. – 2013. – № 1. часть 1. – С. 364-370.
19. Бобровский, В. П. Статьи. исследования / В. П. Бобровский. – М. : Советский композитор, 1990. – С. 234-255.
20. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский. – М. : Музыка, 1977. – 332 c.
21. Бондурянский, А. З. Фортепианные трио Иоганнеса Брамса / А. З. Бондурянский. – М. : Музыка, 1986. – 78 с.
22. Боэций, А. Утешение философией и другие трактаты / А. Боэций. – М. : Наука, 1990. – 336 c.
23. Бражникова, Н. И. Некоторые особенности сонат для духовых инструментов Пауля Хиндемита (на примере сонат для флейты (1936), фагота (1938) и альт-саксофона или валторны (1943) с фортепиано) /Н. И. Бражникова // Музыка и Время.– 2016. – №12 – С. 12-21.
24. Ван дер Верден, Б. Л. Пробуждающаяся наука: Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. Пифагорейское учение о гармонии / Б. Л. ван дер Верден. – М. : Физматгиз, 1959. – 459 с.
25. Вейль, Г. Симметрия / Г. Вейль. – М. : Наука, 1968. – 192 с.
26. Вобликова, А. Б. Особенности эпико-философского симфонизма Хиндемита (на примере симфонии «Гармония мира»): тезисы / А. Б. Вобликова // Традиции и новаторство в музыке. – Алма-Ата: Жалын, 1980. – С. 50-52.
27. Володкович, А. В. Эстетика парадокса в опере-скетче П. Хиндемита «Туда и обратно» («Hin und zurück») / А. В. Володкович // Белорусская академия музыки. – Минск, 2016. – С. 85-105.
28. Воробьёва, Е. Б. Оперный триптих Пауля Хиндемита как явление западноевропейской культуры 1910 - 1920-х гг. : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Воробьёва Елена Борисовна. – Нижний Новгород, 2002. – 284 с.
29. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки / Л. Е. Гаккель. – Л. : Советский композитор, 1976. – 286 с.
30. Гладких, А. В., Гладких, О. В. Ансамбль как форма художественной деятельности / А. В. Гладких, О. В. Гладких // Белгородский государственный институт искусств и культуры. Вып.1(9). – Белгород, 2016. – С. 5-12.
31. Готлиб, А. Д. Основы ансамблевой техники / А. Д. Готлиб. – М. : РАМ имени Гнесиных, Переизд., 2009. – 94 с.
32. Гончаренко, C. C. Зеркальная симметрия в музыке / С. С. Гончаренко. – Новосибирск : НГК, 1993. – 234 с.
33. Гончаренко, С. С. Зеркальная симметрия в операх Р. Вагнера / С. С. Гончаренко // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт. Ремесло искусства: Сб. науч. тр. Вып. 9. – Кемерово, 2011. – С. 75-95.
34. Голубовская, Н. И. Искусство педализации / Н. И. Голубовская. –М. : Музыка, 1974. – 96 с.
35. Готт В. С., Перетурин А. Ф. Симметрия и асимметрия как категории познания. — «Симметрия, инвариантность, структура. Философские очерки / В. С. Готт, А. Ф. Перетурин. – М., 1967. – С. 3-70.
36. Гуляницкая, Н. С. Введение в современную гармонию: Учеб. пособие для муз. Вузов / Н. С. Гуляницкая. – М. : Музыка, 1974. – 256 c.
37. Гуляницкая, Н. С. Теоретические основы курса традиционной гармонии Хиндемита. — В кн. : Пауль Хиндемит / Н. С. Гуляницкая. – М., 1978. – С. 300-349.
38. Депенчук, Н. П. Симметрия и асимметрия в живой природе / Н. П. Депенчук. – Киев: Изд-во Акад. наук УССР, 1963. – 176 с.
39. Долгова, М. К проблеме театральности в инструментальных сонатах П. Хиндемита / М. Долгова // Консерватория им. Римского-Корсакова. Изд. Студия. – СПб., 2018. – С. 42-47.
40. Дубка, А. Соната для тромбона и фортепиано ор. 41 П. Хиндемита: монументально-концертная репрезентация жанра / А. Дубка // Апекты исторического музыкознания: Сб. ст. Вып. 11. – Харьков, 2018. – С. 14-32.
41. Друскин, М. С. Элементы стиля Хиндемита / М. С. Друскин // Новая музыка. – Л. : Тритон, 1927. – 58 с.
42. Друскин, М. С. Пути развития современной зарубежной музыки / М. С. Друскин // Вопросы современной музыки. – Л. : Музыка, 1963. С. 174-178.
43. Друскин, М. С. Новая фортепианная музыка / М. С. Друскин. – Л. : Тритон, 1928. – 111 с.
44. Друскин, М. С. Фортепиано в творчестве Хиндемита / М. С. Друскин // Новая музыка. Вып. 2. – Л. : Тритон, 1927. – С. 25-37.
45. Ерёменко, Г. А. Симфоническая музыка западноевропейских композиторов первой половины ХХ века / Г. А. Ерёменко. – Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 1989. – 54 с.
46. Есаков, В. В. Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации: автореф. ... канд. иск. : 17.00.02. / Есаков Вячеслав Вячеславович. – М., 2008. – 26 с.
47. Жмудь, Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме / Л. Я. Жмудь. – СПб. : Изд-во ВГК : Алетейя, 1994. – 376 с.
48. Задерацкий, В. В. Сонористическое претворение принципа остинатности в творчестве Оливье Мессиана / В. В. Задерацкий // Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. Вып. 6. – М. : Советский композитор, 1986. – С. 283-317.
49. Задерацкий, В. В. Полифония как принцип развития в сонатной форме Шостаковича и Хиндемита / В. В. Задерацкий // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. Вып. 1 / Ред. В. В. Протопопов. – М. : Музыка, 1967. – С. 231-278.
50. Иванов, В. Н., Королева, А. В. Соната ор. 25 №4 для альта и фортепиано П. Хиндемита: проблема стиля в контексте творческой эволюции композитора периода 1920-х гг. / В. Н. Иванов., А. В. Королева // Искусствоведение. – №1, – Волгоград: ВК им. П. А. Серебрякова, 2016. – С. 67-71.
51. Кац, Б. А. О музыке Бориса Тищенко: опыт критического исследования / Б. А. Кац. – Л. : Советский композитор, 1986. – 168 с.
52. Кеплер, И. Гармония мира / И. Кеплер // Музыкальная эстетика Западной Европы ХVI- ХVII веков: Сб. переводов / Сост. текстов В. П. Шестакова. – М., 1971. – 688 с.
53. Киселев, П. Б. Хоровое творчество Хиндемита: дис. ... канд. иск. : 17.00.02. / Киселев Петр Борисович. – Москва, 2008. – 159 с.
54. Клемперер, О. Мои воспоминания о Густаве Малере и другие автобиографические наброски (перевод Г. Эдельмана) / О. Клемперер. – М., 1967. – 212 c.
55. Ковнацкая, Л. Г. Шостакович и Бриттен. некоторые параллели / Л. Г. Ковнацкая // Д. Д. Шостакович: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения. – СПб. : Композитор, 1996. – С. 306-323.
56. Кон, Ю. Г., Холопов. Ю. Н. О теории Хиндемита / Ю. Г. Кон, Ю. Н. Холопов / Советская музыка. – 1963. – №10. – С. 40-50.
57. Конен, В. Д. Клаудио Монтеверди / В. Д. Конен. – М. : Советский композитор, 1971. – 323 с.
58. Коннов, В. Исторические истоки симфонизма П. Хиндемита / В. Коннов // Теоретические проблемы классической и современной музыки. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 35. – М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1977. – С. 109-129.
59. Коннов, В. Симфония Хиндемита «Гармония мира»: её философские и эстетические предпосылки / В. Коннов // Критика и музыкознание: Сб. ст. / Ред. П. Вульфиус, Л. Раабен, А. Сохор; Сост. В. Фомин. – Л. : Музыка, 1975. –¬¬ C. 153-171.
60. Конюс, Г. Э. Критика традиционной теории в области музыкальной формы / Г. Э. Конюс. – Москва : Гос. муз. изд-во, 1932. – 26 с.
61. Корнелюк, Т. А. Хиндемит. Симфония «Гармония мира» / Т. А. Корнелюк // Культура Дальнего Востока России и стран АТР : Восток Запад : Материалы научных конференций 24-25 апреля 2002–2003 годов / Ред.-сост. О. Шушкова. Вып. 9, 10. – Владивосток : ДГУ, 2004. – C 122-127.
62. Корчинская, Л. М. Ранние камерные сонаты П. Хиндемита. Трактовка цикла / Л. М. Корчинская // Музыковедение. – 2016. – №11. – С. 11-20.
63. Корчинская, Л. М. Фортепиано в камерных сонатах П. Хиндемита / Л. М. Корчинская // Исследование молодых музыковедов: Сб. статей по материалам Х Международной конференции студентов и аспирантов 11-12 апреля 2017 года. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2017. – С. 128-132.
64. Корчинская, Л. М. Камерные сонаты П.Хиндемита: жанровые взаимодействия / Л. М. Корчинская // Музыка и Время. – №3. – 2017. – С. 29-37.
65. Корчинская, Л. М. Трактовка ансамбля в камерных сонатах П. Хиндемита / Л. М. Корчинская // Исследование молодых музыковедов: Сб. статей по материалам ХI Международной конференции студентов и аспирантов 10-11 апреля 2018 года. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2018. – С. 103-115.
66. Корчинская, Л. М. Соната для виолончели и фортепиано П. Хиндемита (1948): о связи с оперой и симфонией «Гармония мира» / Л. М. Корчинская // Музыка в современном мире: культура, искусство, образование. Материалы VIII Международной научной студенческой конференции 5-6 декабря 2018 года. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2019. – С. 87-92.
67. Корчинская, Л. М. Роль симметрии в камерных сонатах П. Хиндемита / Л. М. Корчинская // Музыковедение. – 2019. – №12. – С. 3-13.
68. Корчинская, Л. М. Камерные сонаты П. Хиндемита. Взгляд в целом / Л. М. Корчинская // Музыкознание: Искусство. Культура. Образование. Сб. статей по материалам I Международной научно-практической конференции 10 января 2020 года. – М. : А им. Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина, 2020. – С. 59-60.
69. Корчинская, Л. М. Пассакалия в творчестве П. Хиндемита на примере сонаты для виолончели и фортепиано (1948) / Л. М. Корчинская // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2020. – №4. – С. 96-107.
70. Корчинская, Л. М. Роль пассакалии в сочинених разных жанров П. Хиндемита. / Л. М. Корчинская // Музыкознание: Искусство. Культура. Образование. Сб. статей по материалам II Международной научно-практической конференции 22-24 апреля 2021 года. – М. : А им. Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина, 2021. – С. 105-114.
71. Крейнина, Ю. В. Выбор влияния, или тест Роршаха: Иоганн Себастьян Бах и композиторы ХХ века / Ю. В. Крейнина // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2014. – №4. – С. 46-54.
72. Курасова, Т. И. Соната для двух фортепиано П. Хиндемита: проблемы стиля. / Т. И. Курасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2 (46). – С. 241-244.
73. Лебедев, С. Н. Никомах и Боэций. К проблеме рецепции античной науки в квадривии Боэция / С. Н. Лебедев // Старинная музыка. – 2011. – №2. – С. 2-12.
74. Левая, Т., Леонтьева, О. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество / Т. Левая, О. Леонтьева. – М. : Музыка, 1974. – 448 c.
75. Левая, Т. Полифония в крупных формах Хиндемита / Т. Левая // Полифония. Сб. теор. статей. – М. : Музыка, 1975. – С. 141-172.
76. Левая, Т. О стиле Хиндемита / Т. Левая // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы. – М., 1979. – С. 262-299.
77. Леонтьева, О. Пауль Хиндемит – критик времени / О. Леонтьева // Пауль Хиндемит. Статьи и. материалы. – М.: Советский композитор, 1979. – С. 5-58.
78. Леонтьева, О. «Гармония мира». Рецензия на первое исполнение симфонии в Москве / О. Леонтьева // Советская музыка. – 1964. – № 6. – С. 104-105.
79. Леонтьева, О. Карл Орф и Пауль Хиндемит / О. Леонтьева // Музыка и современность. Вып. 1. – М. : Музгиз, 1962. – С. 243-302.
80. Левая, Т. Н. Инструментальное творчество Хиндемита: Проблемы стиля: дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Левая Тамара Николаевна. – Горький, 1974. – 219 с.
81. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года / Т. Н. Ливанова // Учебник в 2-х тт. Т. 1. – М. : Музыка, 1983. – 622 с.
82. Мазель, Л. А. О восьмой симфонии Шостаковича / Л. А. Мазель // Вопросы анализа музыки. – М. : Советский композитор, 1978. – С. 325-334.
83. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. Пособие / Л. А. Мазель. – М. : Музыка, 1979. – 2-е изд. доп. и перераб. – 536 с.
84. Майоров, Г. Г. Судьба и дело Боэция / Г. Г. Майоров. – М. : Наука, 1990. – 416 с.
85. Марутаев, М. А. О Гармонии мироздания / М. А. Марутаев // Вестник международной академии наук (русская секция). – М., 2008. – С. 34-41.
86. Медушевский, В. В. Фантазия в культуре и музыке / В. В. Медушевский // Музыка. Культура. Человек: Сб. ст. Вып. 2. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. – С. 44-56.
87. Миронов, Л. Н. Трио Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели / Л. Н. Миронов. – М. : Музыка, 1974. – 124 с.
88. Музыкально-теоретические системы : Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов / Ю. Н. Холопов, Л. В. Кириллина, Т. С. Кюрегян [и др.]. – М.: Композитор, 2006. – 632 с.
89. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
90. Мясин, Л. Ф. Моя жизнь в балете / Л. Ф. Мясин // Пер. с англ. М. Сингал; Предисл. Е. Я. Суриц. – М. : Артист. Режиссер. Театр, 1997. – 366с.
91. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 248 с.
92. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. – М. : Музыка, 1987. – 240 с.
93. Нестеренко, И. В., Житникова, О. Н. Мелодико-исполнительский анализ сонаты in E П. Хиндемита для скрипки и фортепиано / И. В. Нестеренко, О. Н. Житникова // Вестник научных конференций. – Нальчик: Северо-Кавказский государственный институт искусств, 2018. – № 11-1 (39). – С. 85-92.
94. Платон Сочинения. В 3-х т. / Платон // Перевод с древнегреческого под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Т. 2. – М. : Мысль, 1993. – 528 с.
95. Польская, И. И. Генезис и эволюция камерно-ансамблевых жанров / И. И. Польская // Белорусская академия музыки. – Минск, 2016. – С. 61-81.
96. Поспелова, Р. Л., Фомина, А. А. Некоторые особенности гармонического языка Пауля Хиндемита (на примере сонаты для трубы и фортепиано и сонаты для альта и фортепиано ор.25 №4). / Р. Л. Поспелова, А. А. Фомина // Вестник АХИ. – М. : Изд-во АХИ им. В. С. Попова, 2017. – №7. – С. 73-83.
97. Поспелова, Р., Холопов, Ю. Философия гармонии Боэция / Р. Поспелова, Ю. Холопов // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. –Ростов-на-Дону: РГК, 2005. – С. 38-66.
98. Протопопов, В. В. История полифонии / В. В. Протопопов // Западноевропейская музыка XIX-начала XX века. Вып. 4. – М. : Музыка, 1986. – 319 с.
99. Раабен, Л. Н. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века: Страны Европы и Америка / Л. Н. Раабен. – Л. : Советский композитор, 1986. –197 с.
100. Реблинг, Э. Художественная исповедь двух композиторов / Э. Реблинг // Советская музыка. – 1958. – № 3. – C. 128-133.
101. Рожанский, И. Ранняя греческая философия: Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе / И. Рожанский. – М. : Наука, 1979. – 485 с.
102. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие. Т. 1. / А. Г. Рубинштейн. – М. : Музыка, 1983. – 213 с.
103. Ручьевская, Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века / Е. А. Ручьевская // Современные вопросы музыкознания: Сб. статей. – М. : Музыка, 1976. – С. 146-206.
104. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. – СПб. : Композитор, 1998. – 268 с.
105. Рыжкин, И. Пауль Хиндемит – черты стиля / И. Рыжкин // Советская музыка. – 1959. – №6. – С. 177-185.
106. Рыжкин, И. Фаустус XX века и неправый путь модернизма / И. Рыжкин // Советская музыка. – 1959. – № 9. – С. 167-177.
107. Способин, И. Музыкальная форма / И. Способин. – М. : Музыка, 1984. – 400 с.
108. Сусидко, И. П. Симметрии и пропорции в музыке К. Дебюсси (24 Прелюдии для фортепиано) / И. П. Сусидко // Музыкальная конструкция и смысл. Сб. статей. Вып. 151. – М. : РАМ им. Гнесиных, 1999. – С. 107-121.
109. Сушков, А. С. Соната для альта и фортепиано ор.11 № 4 П. Хиндемита: эксперимент с вариационной формой / А. С. Сушков // Казанская Государственная консерватория. – Казань, 2017. – 11с.
110. Стогний, И. С. Коннотативные свойства музыкального текста / И. С. Стогний. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2013. – 224 с.
111. Стравинский, И. Ф. Публицист и собеседник / И. Ф. Стравинский // Публ. сост. и коммент. В. Варунца. – М. : Современный композитор, 1988. – 501 с.
112. Стравинский И. Ф. Диалоги / И. Ф. Стравинский. – Л. : Музыка, 1971. – 414 с.
113. Таранов, П. С. Философия сорока пяти поколений Звезды мировой философии / П. С. Таранов. – М. : ООО Фирма Издательство АСТ, 1999. – 656 с.
114. Урманцев, Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии (Философские и естественнонаучные аспекты) / Ю. А. Урманцев – М. : Мысль, 1974. – 229 с.
115. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. / С. Е. Фейнберг. – М. : Музыка, 1969. – 598 с.
116. Фортепианная музыка зарубежных композиторов XX века. Вып. 1. / Сост. С. Мовчан. – М. : Музыка, 1989. – 63 с.
117. Хиндемит, П. И.С. Бах. Обязывающее наследие / П. Хиндемит // Советская музыка. – 1973. – № 11. – С. 101-109.
118. Холопова, В. Н. К проблеме музыкальных форм 60–70-х годов XX века / В. Н. Холопов // Современное искусство музыкальной композиции: Сб. науч. тр. Вып. 79. – М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1985. – С. 17-38.
119. Холопова, В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века / В. Н. Холопова. – М. : Музыка, 1971. – 304 с.
120. Холопов, Ю. Н. Изменяющееся и неизменное и эволюции музыкального мышления / Ю. Н. Холопов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. Сб. статей. – М. : Советский композитор. – 1982. – С. 52-104.
121. Холопов, Ю.Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана Текст. / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность, вып. 7. – М., 1971. – С. 248-293.
122. Холопов, Ю. Н. Введение в музыкальную форму / Ю. Н. Холопов. – ¬¬¬М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. – 432 с.
123. Холопов, Ю. Н. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность. Вып. I. – М. : Музгиз, 1962. – С. 303-338.
124. Холопов, Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность. Вып. 4. – М. : Музыка, 1966. – 117 с.
125. Холопов, Ю. Н. Очерки современной гармонии : Исследование / Ю. Н. Холопов. – М.: Музыка, 1974. – 287 с.
126. Хусаинов, Р. Т. Необарочные тенденции в камерном творчестве Пауля Хиндемита 1920–1930-х годов / Р. Т. Хусаинов // Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова. – Уфа, 2018. – 11 с.
127. Царегородцева, Л. М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано : дис. … канд. иск. : 17.00.02 / Царегородцева Любава Михайловна. – Тамбов, 2005. – 224 с.
128. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В. А. Цуккерман. – М. : Музыка, 1964. – 159 с.
129. Чанышев, А. Н. Аристотель / А. Н. Чанышев. – М. : Мысль, 1987. – 221 с.
130. Шестаков, В. П. Гармония как эстетическая категория : Учение о гармонии в истории эстетической мысли / В. П. Шестаков. – М. : Наука, 1973. – 256 с.
131. Ширинский, В. Сонаты Хиндемита ор. 11 / В. Ширинский. – М. : Современная музыка, 1924. – С. 17-32.
132. Шмакова, О. В. Симфонические финалы в зарубежной музыке первой половины ХХ века / О. В. Шмакова // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Материалы Серебряковских научных чтений. Кн. 1. – Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. – С. 193-219.
133. Шмакова, О. В. Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита: 1930-1950-е гг. : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Шмакова Ольга Владимировна. – Новосибирск, 2008. – 218 с.
134. Шмакова, О. В. Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930-1950-е годы) / О. В. Шмакова // ВМИИ им. П. А. Серебрякова. – Волгоград : Изд-во Печатные решения, 2010. – 212 с.
135. Шмакова, О. В. Образная сфера Вечности в симфонических финалах зарубежных композторов середины ХХ века (на примере творчества Бартока, Онеггера и Хиндемита) / О. В. Шмакова // Южно-российский альманах. – Ростов н/Д. : РГК им. С.В. Рахманинова, 2009. – С. 97-106.
136. Шнитке, А. Г. Изучая ремарки Хиндемита / А. Г. Шнитке // Советская музыка. – № 5. – 1971. – С. 102-108.
137. Шнитке, А. Г. Пауль Хиндемит и его фортепианная музыка : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02. / Шнитке Альфред Гарриевич. – Л. : Гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1971. – 25 c.
138. Этингер, М. А. О гармонии в бассо-остинатных формах / М. А. Этингер // Вопросы теории музыки / ред. Ю. Н. Тюлинa. Вып. 2. – М. : Музыка, 1970. – С. 101-153.
139. Этингер, М. А. Гармония и полифония (Заметки о полифонических циклах Баха, Хиндемита, Шостаковича) / М. А. Этингер // Советская музыка. – 1962. – №12. – С. 29-34.
140. Этингер, М. А. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и Шостаковича / М. А. Этингер // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. – М. : Музыка, 1967. – С. 441-447.
141. Austin, W. W. Hindemith, Music in the 20th Century / W. W. Austin. – New York, 1966. – 748 р.
142. Bork, C. Epochenvandel im Werk? Paul Hindemith Sonate für Violoncello und Klavier op. 11 № 3 in den Fassungen von 1919 und 1921 / C. Bork // Mitteilungen der Arbeitsgemeinschaft für mittelrheinische Musikgeschichte. – 2002. – P. 217-228.
143. Borris, S. Vergleichende Stil analyes : Alban Berg–Paul Hindemith. In Versuche musikalischer Analysen, ed. Rudolf Stephan / S. Borris. – Berlin : Merseburger, 1967. – P. 35-41.
144. Becker, F., Schubert, G. Paul Hindemith : “Das private Logbuch” : Briefe an seine Frau Gertrud / F. Becker, G. Schubert. – Mainz, 1995.
145. Briner, A. Paul Hindemith. Zürich : Atlantis-Verlag / A. Briner. – Mainz : Schott, 1971. – 162 р.
146. Briner, A., Rexroth D. and Schubert G. Paul Hindemith : Leben und Werk in Bild und Text / A. Briner, D. Rexroth., G. Schubert. – Mainz, 1988. – 273 p.
147. Briner, A. Eine Bekenntnisoper Paul Hindemiths. Zu seiner Oper “Die Harmonie der Welt” / A. Briner // Schweizerische Msztg I. – 1959, – № 1. – P. 50-56.
148. Bruhn, S. The Temptation of Paul Hindemith / S. Bruhn. – New York, 1998. – 436 p.
149. Bruhn, S. Hindemiths große Instrumentalwerke / S. Bruhn. – Waldkirch : Edition Gorz, 2012. – 356 р.
150. Bruhn, S. Explorations of Universal Order and Beauty in Paul Hindemith’s Symphony “Die Harmonie der Welt” / S. Bruhn // The Nordic Journal of Aesthetics. – 2010. – 21(39). – Р. 80-99.
151. Cook, M. An Analytical Study of Paul Hindemith's Symphony, “Die Harmonie der Welt” : diss. PhD. / M. Cook. – Washington, 2003. – 380 p.
152. Ehrstine, G. Theater, Culture and Community in Reformation Bern, 1523-1555 / G. Ehrstine. – Leiden : Brill, 2002. – 346 p.
153. Geldenhuys, D. Paul Hindemith’s Late Sonatas : A Documentation from the Letters / D. Geldenhuys // Hindemith-Jahrbuch. – 1990. – №19. – P. 20-38.
154. Geldenhuys, J. The Late Sonata Works by Paul Hindemith (1985-163) : Chronological Perspective on the 26 Sonatas Written between 1935 and 1955 / J. Geldenhuys. – Ars nova 20, 1988. – P. 12-24.
155. Heimer, Ann-K. Eine unbekannte Quelle für Hindemiths Englisch horn-Sonate / Ann-K. Heimer // Hindemith-Jahrbuch. – 1995. – №24. – 42-65 p.
156. Hemken, J. The mystery of the Althorn (alto horn) Sonata (1943) by Paul Hindemith : diss. PhD. / J. Hemken. – University of North Texas, 2015. – 43 p.
157. Hindemith, P. Aufsätze. Vorträge. Reden. Herausgegeben von Giselher Schubert / P. Hindemith. – Zürich und Mainz : Atlantis Musikbuch Verlag, 1994. – 353 р.
158. Hindemith, P. Komponist in seiner Welt. Weiten und Grenzen / P. Hindemith. – Zürich und Mainz : Atlantis Musikbuch Verlag, 1994. – 266 р.
159. Hindemith P. Unterweisung in Tonsatz / P. Hindemith. – Mainz, 1940. – № 1. – 273 р.
160. Hindemith, P. A concentrated course in traditional harmony; with emphasis on exercises and a minimum of rules / P. Hindemith. – New York : Associated Music Publishers, 1944. – Bоок.1. – 140 р.
161. Hindemith, P. Elementary training for musicians. / P. Hindemith. – New York : Associated Music Publishers, 1946. – 254 р.
162. Hindemith, P. A composer’s world. / P. Hindemith // Schott Music International. – Mainz, 1952; renewed 2000. – 221 p.
163. Hindemith, P. The Craft of Musical Composition / P. Hindemith // Theoretical Part. Translated by Arthur Mendel. — New York: Associated Music, 1945. – Vol. 1 – 225 p.
164. Hindemith, P. The Craft of Musical Composition / P. Hindemith / Exercises in two Part Writing. Translated by Otto Ortmann. – New York : Associated Music, 1941. – Vol. 2. – 180 p.
165. Hindemith-Forum / Bulletin of the Hindemith Foundation // Hindemith’s Institut Frankfurt. – 2012. – URL : https://www.hindemith.info/fileadmin/hindemith-forum/hf_26_2012.pdf (accessed : 08.09. 2021).
166. Hindemith, P. Sämtliche Werke / P. Hindemith.– Майнц : Schott, 1975-2019. – Bd. (1-10).
167. Hindemith, P. “Bach-Heritage and obligation” / P. Hindemith. – New Haven, 1952. – 44 p.
168. Hinton, St. “Hindemith, Bach, and the Melancholy of Obligation.” In : Bach Perspectives, volume three : Creative responses to Bach from Mozart to Hindemith. Ed. by Michael Marissen / St. Hinton. – Lincoln and London : University of Nebraska Press, 1998. – 184 p.
169. Hunter, D. J., Hippel, H. T. How rare is symmetry in musical 12-tone rows? / D. J. Hunter, H. T. Hippel // The American Mathematical Monthly. – 2003. – Vol. 110, № 2. – P. 124-132.
170. Kemp, I. Hindemith / I. Kemp. – London, 1970. – 59 р.
171. Kidd, J. C. Aspects of Mensuration in Hindemith’s Clarinet Sonata / J. C. Kidd. – Music Review 38, 1977. – №3. – Р. 211-222.
172. Klein, Garrett L., Four Contemporary Trumpet Sonatas : A Recording Project and Performer's Guide / Garrett L. Klein. – Arizona State University, 2019. – 137 p.
173. Kollot, S. Conversation with Hindemith / S. Kollot – The Strad 106, 1995. – № 1267. – Р. 1126-1129.
174. Kube, M. Hindemith in Kopenhagen. Zum Kontext einer neu aufgefundenen Quelle zu einer Komposition für Violine solo (1922) / M. Kube // Hindemith-Jahrbuch. – 2001. – № 30. – Р. 256-265.
175. Landsdown, L. P. Hindemith’s sonatas for viola and piano : diss. PhD. / L. Landsdown. – The University of Stellen bosch, 2004. – 180 p.
176. Lester, J. Bach’s Works for Solo Violin : Style, Structure, Performance / J. Lester. – New York : Oxford University Press, 1999. – 197 p.
177. Luttmann, S. Paul Hindemith : a Research and Information Guide, 2-nd edn. / S. Luttmann. – New York : Routledge, 2009. – 556 p.
178. Mahon, E. S. Political Influences on Solo Trumpet Literature in 1930s Europe: An Examination of Works by Karl Pilss and Paul Hindemith. : diss. PhD. / E. S. Mahon. – University of Kansas. – 2017. – 38 p.
179. Main, K. Three sonatas for violin and piano by Paul Hindemith : stylistic and interpretative study / K. Main. – University of Oregon, 1977. – 270 p.
180. Mersmann, H. Die modern Musik seit der Romantik. / H. Mersmann. – Potsdam: Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion, 1931. – 225 p.
181. Metz, G. Melodische Polyphonie in der Zwölf ton ordnung : Studien zum Kontrapunkt Paul Hindemiths / G. Metz. – Baden-Baden, 1976. – 524 p.
182. Metz, G. Paul Hindemith’s Acht Stücke für Flöte allen / G. Metz. –Tibia 10, 1985. – № 2. – Р. 335-346.
183. Morton, P. D. The influence of Paul Hindemit’s “The Craft of Musical Composition” on his “Sonata for Trumpet in B-Flat and Piano” : diss. PhD. / P. D. Morton. – The University of Alabama, 1995. – 126 p.
184. Neumeyer, D. Hindemith’s hommages à Bach in Two Early Viola Sonatas / D. Neumeyer // Hindemith–Jahrbuch. – 1987. – № 16. – Р.153-174.
185. Neumeyer, D. Tonal Form and Proportional Design in Hindemith’s Music / D. Neumeyer. – Music Theory Spectrum, IX, 1987. – P. 93-116.
186. Neumeyer, D. The Music of Paul Hindemith / D. Neumeyer. – New Haven and London : CT, 1986. – 154 р.
187. Ohlsson, J. M. Paul Hindemith’s music for flute: analyses of solo works and stylistic and formal considerations of chamber works. : diss. PhD. / J. Ohlsson. – The Ohio State University, 1975. – 98 p.
188. Olson, P. E. Hindemith’s Lost Chord / P. Olson. – International Society of Bassists 20, 1995. – № 1, – P. 14-15.
189. Riemann, H. Basso ostinato und Basso quasi-ostinato / H. Riemann // Lilien coron-Festschrift. – Lpz, 1910.
190. Riemann, H. Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre / H. Riemann. – Hamburg : J. F. Richter, 1887. – 208 р.
191. Rössler, G. Paul Hindemith : Messe / G. Rössler. – Munich, 1985. – 67 p.
192. Propper, L. Der Basso ostinato als technisches und vorbildendes prinzip / L. Propper. – Berlin, 1926.
193. Streller, F. Paul Hindemith für Sie portraitiert / F. Streller. – Lpz, 1985. – 79 р.
194. Skelton, G. Paul Hindemith: the Man behind the Music / G. Skelton. – London, 1975. – 319 p.
195. Skelton, G. Selected Letters of Paul Hindemith / G. Skelton. – New Haven : CT, 1995. – 270 р.
196. Solomon, L. J. Symmetry as a Compositional Determinant / L. J. Solomon. – New York, 1973. – 166 p.
197. Solano, E. A. Hindemith’s Sonata for Viola, op. 11, № 4 а compositional and historical perspective : diss. PhD. / E. A. Solano. – California State University, 2012, – 37 p.
198. Schubert, G. Werkfassung und Werkidee: kompositorische problems im Oeuvre Hindemiths / G. Schubert. – Mf, XLV, 1992. – P. 21-36.
199. Schubert, G. Paul Hindemith. Herausgegeben von Wolfgang Müller / G. Schubert. – Hamburg : Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1981. – 157 р.
200. Schubert, G. “Vision” und “Materialisation” : zum Kompositions prozess bei Hindemith, Vom Einfall zum Kunstwerk / G. Schubert. – Laaber, 1993. – Р. 219-242.
201. Stein, F. Max Reger: Sein Leben in Bildern: Biographie / F. Stein. –Lpz : VEB, Bibliographisches Institut, 1956. – 265 р.
202. Stockhausen, K. Aktuelles V / K. Stockhausen // Die Reihe, I. – Wien, 1955. – P. 152-190.
203. Stockhausen, K. Musik und Sprache / K. Stockhausen // Die Reihe, VI. – Wien, 1960. – Р. 36-58.
204. Stockhem, M. Eugéne Ysaÿe et la musique de chambre / M. Stockhem. – Liege, 1990. – 272 р.
205. Strobel, H. Paul Hindemith / H. Strobel. – Mainz : Schott, 1928.
206. Strobel, H. P. Hindemith. / H. Strobel. – Mainz, 1948. – 144 p.
207. Strobel, H. Paul Hindemith: Testimony in Pictures / Zeugnis in Bildern / H. Strobel. – Mainz, 1955. – P. 650-680.
208. Thurston, V. F. Hindemith’s Third piano sonata: a new assessment / V. F Thurston. – The Ohio State University, 1984. – 51 p.
209. Thomson, W. Hindemith’s Contribution to Music Theory / W. Thomson. – W. JMT, IX, 1965. – 174 р.
210. Toering, R. A Comparison of Donald White’s Sonata for Trumpet and piano with the Trumpet Sonatas of Paul Hindemith and Kent Kennan / R. A. Toering. – NACWPI Journal 37, 1989. – № 3. –Р. 4-21.
211. Traub, A. Zur Sonate für Basstuba und Klavier / A. Traub // Musik-Konzepte, 2004. – Р. 137-150.
212. Traub, A. Zur Sonate für violoncello und klavier (1948) / A. Traub // Hindemith – Jahrbuch, 1990. – № 19. – P. 39-54.
213. Trombetta, D. L. Early Music Influences in Paul Hindemith's Compositions for the Viola : diss. PhD. / D. L. Tromdetta. – James Madison University, 2014. – 83 p.
214. Walther, L. Die konstruktive und thematische Ostinatotechnik in der Cha-conne und Arienformen des 17 und 18 Jahrhunderts / L.Walther. – Wurzburg - Au-muhle, 1939.
215. Walter, R. A. Paul Hindemith’s “Sonata” for trombone: A performance analysis : diss. PhD. / R. A Walter. – Louisiana State University and Agricultural аnd Mechanical College, 1996. – 58 p.
216. Whittall, A. Musical Composition in the Twentieth Century. Musical Composition in the Twentieth Century / A. Whittall. – New York: Oxford university press, 1999. – 432 p.
217. Wildman, С. R. A comparative analysis of P. Hindemith’s sonana for bassoon (1938) and sonata for tuba (1955) : diss. PhD. / С. R. Wildman. – The University of Georgia, 2014, – 51 p.
218. Wörner, K. Neue Musik in der Entscheidung / K. Wörner. – Mainz : Schott, 1954. – 317. p.
Финал симфонии и оперы начинается фугой, напоминающий хорал. По словам О. Шмаковой: «Хрестоматийным воплощением художественной концепции симфонии при опоре на полифоническую традицию является финал «Гармонии мира» Хиндемита. И полифонический тематизм, и полифоническая техника направлены на достижение смысловой кульминации цикла – осознание гармонии как единства многообразия, что и находит выражение в многоуровневых тематических связях» [135, 101].
Обратим внимание на высказывание З. Брюн об использование композитором полифонических жанров (фуга, пассакалия) в финале симфонии: «Для этого предельного проявления высшей гармонии Хиндемит сочиняет две пары полифонических фрагментов в жанре фуги и пассакалии <…> в фуге тема проходит через все или большинство участвующих голосов, через различные ключи и часто принимает различные формы; в пассакалии тема остается в той же самой тональности и форме всюду <…> обе музыкальные формы представляют собой сложные структуры, в которых все участники следуют своим индивидуальным путем, всегда оставаясь в согласии со всеми остальными» [150, 89-90].