Психолого-педагогическая модель превенции суицидального риска у подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С давних времен суицид был и остается для человека загадочным и непостижимым явлением. В массовом сознании это – «роковая тайна, которая уносится на тот свет, а на этом остается лишь мертвое тело» [67, с.40].
На сегодняшний день проблема суицидальной активности среди школьников носит общемировой характер. В последние 10 лет самоубийства среди американских подростков в возрасте 14-17 лет стабильно входят в пятерку основных причин смерти. В Польше в 2010 году вклад подростковых суицидов в общенациональную смертность составил 10%, а в 2012 году вырос до 21%. По всей Западной Европе на тот момент статистические данные колебались от 7% в Италии до 11% в Швеции и 15% в Германии [230, с.8].
Согласно исследованиям Росстата, максимальный показатель суицидальной смертности школьников-подростков в России был зафиксирован в 2014 году и был равен 21,1 на 100 000 населения, в 2017 году снизился до 8,4. Всего 780 детей и подростков за 1 год [39]. В 2015 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению суицидального риска у школьников в современной образовательной среде Суицидальный риск как психологический феномен.
Анализ структуры и процесса развития суицидального риска у школьников.. 16
1.2. Подростковый возраст как фактор суицидального риска
1.2.1. Психологические особенности подросткового возраста…………........
1.2.2. Влияние сети Интернет на развитие суицидального риска у школьников-подростков…………….…………….……………………………. 30
37
1.3. Жизнестойкость как антисуицидальный фактор ………………………… 44
1.4. Особенности психолого-педагогической превенции суицидального риска с позиции когнитивно-поведенческого подхода.................................... 50
Выводы по главе 1…………………………………………………….………… 55
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению суицидального риска у школьников-подростков 2.1. Описание эмпирического исследования суицидального риска у подростков 14-17 лет в условиях образовательных организаций........……… 58
2.2. Обоснование методов изучения суицидального риска у школьников….. 66
2.3. Модель психолого-педагогической превенции суицидального риска у школьников в условиях образовательных организаций …………………...… 72
Выводы по главе 2………………………………………………………………. 94
Глава 3. Оценка эффективности психолого-педагогической модели превенции суицидального риска у школьников 3.1. Анализ результатов до внедрения модели превенции суицидального риска …………………………………………………………………………… 97
3.2. Анализ полученных результатов после внедрения модели превенции суицидального риска ……………...……………………………………………. 120
Выводы по главе 3………………………………………………………………. 130
Заключение………………………………………………………………………. 134
Список литературы……………………………………………………………… 145
Приложения …………………………………………………………………....... 168
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопов, Г.В. Методы профилактики суицидального поведения / Г.В. Акопов, Н.И. Мельченко, О.И. Ефимова. - Самара-Ульяновск: СГПУ, 1998. – 159 с.
2. Акопян, Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): диссертация… д. псх. наук: 19.00.07 / Акопян Любовь Суреновна. - Самара, 2011. – 454 с.
3. Алворд М., Бейкер П. Как работать с агрессивными детьми: Учебное пособие / Алворд М., Бейкер П. - М.: Центр практической психологии «Катарсис», 1998. - 24 с.
4. Александров, А.А. Структура отношений в семьях суицидентов по данным экспериментально-психологического исследования / А.А. Александров, И.С. Соколова И. С.// В кн.: Кризисные состояния. Суицидальное поведение. — СПб.: Кодекс, 2000. — С. 39−41.
5. Александрова, Е.А. Структура формирования картины мира подростков / Е.А. Александрова, Е.С. Кривошеина // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: НГПУ, 2015. - № 6. - С. 15-19.
6. Алимова, М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция: Метод. Рекомендации / М.А. Алимова. - Барнаул, [сайт], 2014. - URL: https://admmegion.ru/upload/iblock/bcb/alimova_barnaul.pdf (дата обращения: 09.11.20217).
7. Амбрумова, А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид. Актуальные вопросы суицидологии / А.Г. Амбрумова. - М.: Знание, 1988. – 80 с.
8. Амбрумова, А.Г. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации / А.Г Амбрумова, В.А. Тихоненко. — М., Знание: 1980. [сайт], 2018 - URL: https://www.studmed.ru/view/abrumova-ag-tihonenko-va-diagnostika-suicidalnogo-povedeniya_2c4fd3f064f.html (дата обращения 29.12.2017).
9. Амбрумова, А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии (Сб. науч. тр.) / под ред. В.В. Ковалева. — М.: Недра, 1989. — С. 8−24.
10. Амбрумова, А.Г. Социально-психологические факторы в формировании суицидального поведения: Методические рекомендации / А.Г. Амбрумова, Л.Г. Постовалова. - М., Знание: – 1991. – С. 24-48.
11. Андреева, А.Д. Как помочь ребенку пережить горе? / А.Д. Андреева // Вопросы психологии. М.: Наука. – 1991. - № 2. - с. 36-48.
12. Андрюхин, Н.Г. Обзор российского законодательства в сфере профилактики суицида/ Н.Г. Андрюхин // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: сборник материалов научно-практической конференции / Сост. и науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева, Е. Г. Артамонова. — М.: АНО ЦНПРО, 2013. — С. 5−12.
13. Артамонова, Е.Г. Спасти от пропасти. Родительский всеобуч: программы профилактики суицидального риска. Методическое пособие / сост. и науч. ред. Е.Г. Артамонова, О.И. Ефимова. - М.: АНО «ЦНПРО», 2014. - 224 с
14. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение воспитания и семейных отношений. — М.: Апрель Пресс, 2000. — 509 с.
Диагностика суицидального риска объективно трудна. Она включает в себя проверку имеющих отношение к суициду факторов риска, историю проявлений суицидального поведения, неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, степень проявления текущих суицидальных проявлений, включая чувство безнадежности, внезапные сильные факторы стресса, уровень импульсивности и самоконтроля, защитные факторы [102].
Риск суицида у школьников в подростковом возрасте всегда сопровождается эмоциональным фоном – суицидальными переживаниями, структура которых складывается из соотношения к двум полярно противоположным ценностям: к собственной жизни и смерти. Отношение к смерти выражается в страхе смерти, безразличии, чувстве внутреннего согласия на смерть и ж