Национальные особенности русского фольклора
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы состоит в том, что русский фольклор является одним из важных элементов отечественной культуры, который сохраняется в народе и по сей день, несмотря на модернизационные процессы в стране, отражающиеся и на ее культуре. И в этом контексте наиболее актуальным становится культурологический анализ произведений фольклора. Необходимо также сказать и о понятии «фольклор». Данное понятие является заимствованным из английского языка и означает «народная мудрость». В более широком смысле кроме словесных жанров в фольклор включают все народное творчество. Тем самым, некоторые исследователи при изучении фольклора охватывают не только тексты, но и материальное творчество. При этом, особого внимания при изучении фольклорных текстов требует изучение их связи с ментальностью, а также воспитательного потенциала.
Целью данной работы является культурологический анализ русского фольклора.
Данная цель предполагает под собой следующие задачи:
Выявить основные черты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА 5
1.1. Основные черты русского фольклора 6
1.2. Русский фольклор как отражение ментальности 9
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА 14
2.1. Анализ фольклорных текстов 14
2.2. Фольклорные тексты как отражение прошлого и будущего русской культуры 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах. Т.1 / изд. подг. Л.Г. Бараг и Н.В. Новиков. М.: Наука, 1984. – 511 с.
Пословицы русского народа: Сборник В. Даля.В 2-х т. Т. l. / М.: Художественная литература, 1989. – 431 с.
Путилов Б.Н. (сост.). Былины. Сборник / Б.Н. Путилов (сост). Л.: Советский писатель, 1986. – 552 с.
Собрание народных песен П.В. Киреевского / изд. подг. В.И. Калугина. Тула: Приокское книжное издательство, 1986. – 462 с.
Чистов К.В. (сост.) Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник / К. Чистов. Л.: Художественная литература, 1984. – 528 с.
Исследования
Адаменко С.В. Народная песня как основа музыкального фольклора // Культурная жизнь Юга России. 2013. №1. – С. 93-96.
Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора / С.Н. Азбелев. М.: Наука, 1982. – 328 с.
Алексеева О.И. Песенный фольклор как социокультурное явление народной художественной культуры // Наука. Искусство. Культура. 2012. №1. – С. 18-23.
Бондаренко В.В. Религиозная лексика в русских традиционных колыбельных // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2019. №4. – С. 105-125. Бушев А.Б. Русский фольклор в современном мультикультурном мире // Вестник Бурятского государственного университета. Язык, литература, культура. 2018. №2. – С. 90-96.
Вавилова К.Ю. Символика в английском и русском сказочном фольклоре: опыт сравнительного анализа // Филология: научные исследования. 2021. №11. – С. 94-106. Ветчинкина Ю.А. Воспитательная проблематика фольклора // Символ науки. 2016. №4-4. – С. 235-236. Глянц М., Пименова М.А., Потапенко В.В. Роль русской печи в жизни восточных славян // Национальные приоритеты России. 2017. №5 (27). – С. 34-36. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе / В.В. Головин. Турку: Åbo Akademi University Press, 2000. – 451 с. Евтушенко Э.А. Проблема архетипической структуры русской колыбельной песни // Известия Самарск
Например, народная песня в своем естественном бытии также могла являться частью ритуала. Песни, например, могли сопровождать и похоронный обряд – известны так называемые «похоронные причитания». В них могли звучать напутствия человеку, ушедшему из жизни при провожании его в последний путь. Покойника также «снаряжали» по всем правилам земного этикета, о чем, в частности, писала В.И. Еремина, говоря и о том, что это подтверждалось множеством археологических и этнографических находок.
В этом контексте, песни и похоронные причитания, занимающие место в ритуале, важно сказать, что в старину люди безусловно верили в идею о жизни после смерти. Кроме того, умершие предки имели сакральную роль в народных верованиях и воззрениях. Им придавались черты как помощника, так и вредителя. Обряд этот был бытовым, но отражал религиозные воззрения людей. Причитания могли исполняться во время омовения покойника, выноса тела или уже в процессе прощания. Образ умершего поэтизировался. От