Помощь психолога в подготовке юных спортсменов – баскетболистов к соревнованиям
ВВЕДЕНИЕ
Спортивные соревнования - очень важная часть спортивной деятельности. Известно, что подготовка и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, сами по себе не имеют значения. Они предназначены только для обеспечения успеха соревновательной деятельности. В этом смысле соревнования - своего рода экзамен для спортсмена. Но было бы ошибкой рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом воспитательной работы.[7]
Актуальность темы. Актуальность нашей темы определяется необходимостью достижения спортивных результатов в баскетболе. Чтобы выиграть игру, недостаточно быть в отличной физической форме и обладать хорошим игровым мышлением. Также необходимо иметь отличную психологическую подготовку.
Чтобы добиться спортивного роста в тренировочной деятельности и выигрывать соревнования, баскетболисту необходимо преодолеть такие
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА К СОРЕВНОВАНИЯМ 5
1.1 Краткая характеристика психологической подготовки спортсменов 5
1.2 Возрастные психологические особенности детей и подростков. 8
1.3 Особенности воздействия видов спорта на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. 14
1.4 Командные виды спорта и их особенности. 18
Выводы по первой главе. 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ 22
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы 22
2.2. Экспериментальная работа 23
2.2 Методики для психологической подготовки баскетболистов. 25
3.3 Анализ и оценка экспериментальной работы 27
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева М.В. [текст]: «Спортивная подготовленность и пути ее достижения» / Методические рекомендации, 2015.
2. Ашмарин Б.А. [текст]: Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990.
3. Бабушкин Г.Д. [текст]: Специфика деятельности тренера. / Омск: ОГИФК, 1985.
4. Васекин Ю.И. [текст]: Педагогическое мастерство учителей физической культуры и тренеров / учебное пособие 2007. .
5. Верхошанский Ю.В. [текст]: Основы специальной подготовки спортсменов. - М.: Просвещение, 1988.
6. Ганюшкин А.Д. [текст]: К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена / Психологические аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск: СГИФК, 1980.
7. Гогунов Е.Н., [текст]: Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта / Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Гогунов Е.Н., [текст]: Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2004.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. [текст]: Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
10. Горбунов Г.Д. [текст]: Психопедагогика спорта. – М., 1986.
11. Деркач А.А. [текст]: Педагогическое мастерство тренера, – М.: Физкультура и спорт, 1981.
12. Деркач А.А. [текст]: Состояния напряженности в педагогической практике студентов и пути их преодоления – Л.: 1973.
13. Деркач А.А., Исаев А.А. [текст]: Педагогическое мастерство общественного воспитателя-тренера / «Советская педагогика»,1979 .
14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. [текст]: «Психология высшей школы» / Минск: издательство БГУ им. В.И.Ленина, 1981.
15. Зобков В.А., Пронина Е.В. [текст]: Педагогическая психология. Курс лекций. / 2-е изд., доп. и испр. – Владимир, Собор, 2010 .
16. Иващенко Д.И. [текст]: Формирование двигательных навыков юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011.
17. Ильин Е. П. [текст]: Психология спорта. СПб. Питер, 2012.
18. Ильин Е. П. [текст]: И46 Психология спорта. СПб. Питер, 2012.
19. Ильин Е.Л. [текст]: «Психология физического воспитания» / Учебник для институтов и факультетов физической культуры:2-е изд., испр. И доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
20. Клинова О.А. [текст]: Педагогика физической культуры / Методические рекомендации, 2013.
21. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. [текст]: Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.
22. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. [текст]: Психологические технологии управления состоянием человека. — М.: Смысл, 2007.
23. Леонтьев В.Г. [текст]: Психологические механизмы мотивации. – Новосибирск, НГПИ, 1992.
24. Лихачев Б.Т. [текст]: Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.—4-е изд., перераб. И доп.—М.:Юрайт.
25. Мартьянов Б.И. [текст]: «Психология физического воспитания и спорта», 2000.
26. Матвеев Л.П. [текст]: Теория и методика физического воспитания / Изд. 2 – е исп. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
27. Найдиффер P.M. [текст]: Психология соревнующегося спортсмена. — М., 1979.
28. Нестеровский Д. И. [текст]: Н561 Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
29. Никитушкин В.Г. [текст]: Современная подготовка юных спортсменов / Методическое пособие. – М.: Москомспорт, 2009.
30. Николаев А.Н. [текст]: Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ / Физическая культура. – 2003.
31. Озолин Н.Г. [текст]: Настольная книга тренера: Наука побеждать. — М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003.
32. Озолин Н.Г. [текст]: Современная система спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1970.
33. Пилоян Р.А. [текст]: Мотивация спортивной деятельности. — М., 1984.
34. Психология и современный спорт: Международный сборник научных работ по психологии спорта / Сост. А.В. Родионов, Н.А. Худадов. [текст]: — М.: Физкультура и спорт, 1982.
35. Пуни А.Ц. [текст]: Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.
36. Решетень И.Н., Кобер И.Х., Прохорова М.В. [текст]: Основы педагогического мастерства тренера / Учебное пособие. – Малаховка: МОГИФК, 1986.
37. Рогалева Л.В. [текст]: Влияние спортивной деятельности на личность юного спортсмена в зависимости от установок тренера / Спортивный психолог. - 2004.
38. Родионов А.В. [текст]: Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983.
39. Ротерс Т. Т. [текст]: Музыкально-ритмическое воспитание и художественна я гимнастика: Учеб. пособие дл я учащихс я пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. культура».— М.: Просвещение, 1989.
40. Рыжов В.В., Кузьмин В.Г.: [текст]: Учебно-методическое пособие / Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016.
41. Спортивная психология : учебник для СПО / под общ. ред. В. А. Родионова,А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. [текст]: — М. : Издательство Юрайт, 2019.
42. Станиславская И.Г. [текст]: Потенциальные профессиональные способности тренеров по спорту и их познавательные характеристики. / СПб., 1992.
43. Тяглова Е.В. [текст]: «Воспитание в спортивной деятельности» ФГБОУ ВПО «ВГАФК»,2012.
44. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. [текст]: Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998..
45. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. [текст]: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 312-321.
46. Шаповаленко И. В. [текст]: «Возрастная психология» 2005г.
47. Шульц И.Г., [текст]: Аутогенная тренировка, 1985.
Ресурсы удаленного доступа:
48. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://psychojournal.ru/books/2023-sopov-v-f-teoriya-i-metodika-psihologicheskoy-podgotovki-v-sovremennom-sporte.html -18
49. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bestlavka.ru/autogennaja-trenirovka-po-shulcu-6-bazovyh-uprazhnenij.
50. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://textovod.com/unique/link?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2F hkola%2Ffizkultura-i-sport%2Flibrary%2F2017%2F03%2F05%2Frol roditeley-v-sportivnoy-zhizni rebenka&key=edde83fe85dc4507159aa01fe3299425.
Таким образом, акцентированное воспитание индивидуальных двигательных качеств с использованием конкретных видов спорта должно основываться на определенном минимуме развития всех основных двигательных качеств.[25]
Особенности видов спорта, развивающих индивидуальные физические качества:
Выносливость развивается в основном циклическими видами спорта. Тренировка выносливости в процессе спортивной подготовки в определенном виде спорта является одним из эффективных средств достижения высокой общей и профессиональной работоспособности, основанной на повышении устойчивости центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма к усталости. [46]
Общая выносливость необходима представителям всех видов спорта, так как позволяет им успешно справляться с большим объемом тренировочной работы, более эффективно выполнять и усваивать специализированную тренировочную