Способы обогащения словарного запаса в процессе обучения русскому языку

Хорошая дипломная работа на тему "Способы обогащения словарного запаса в процессе обучения русскому языку". В ходе работы произведен анализ научно–методической литературы по выбранному вопросу, наблюдение за процессом обучения, изучение опыта работы педагогов, обобщение и систематизация полученного материала.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.09.2022
Объем файла
124 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3200 руб.
4000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Слово – центральная единица языка. Оно не только несет в себе различную смысловую информацию, но и выступает в роли коммуникативной единицы, обеспечивающей речевое общение людей.
Каждый человек – взрослый и ребенок – знает и использует только маленькую часть своего словарного запаса, и эта часть является их личным словарным запасом. Словарный запас современного школьника дополняется жизнью вокруг него и средствами массовой информации.
Из пассивной лексики не каждое слово переходит в активную, что затрудняет решение коммуникативных проблем. Чем богаче словарный запас человека, тем точнее, ярче и выразительнее его речь, тем быстрее он достигнет поставленных целей в начале общения.
Если в конце прошлого века словарный запас старшеклассников составлял в среднем 15–20 тысяч слов, то сейчас ученые опасаются, что современные дети вполне довольны 2–3 тысячами слов русского литературного языка, заменив все остальные на английский, жаргон и сленг.
Федеральный государственный

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6

1.1. Изучение словарного запаса учащихся. История вопроса 6

1.2. Отражение темы исследования в нормативных документах 12

ГЛАВА II. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 17

2.1. Виды работ, способствующие развитию словарного состава школьников, в учебнике 5 класса УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В. И. Капинос  17

2.2. Способы обогащения словарного состава учащихся на уроках русского языка в 5 классе (Обобщение опыта учителей.) 20

2.3 Методы и приемы обогащения словарного состава учащихся (Обобщение личного опыта) 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

Список использованных источников 45

Список использованных источников

1. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - М. Издательский центр «Академия», 2001 – .С. 368. – Текст: непосредственный. 

2. Баранов, М.Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 1969. – С. 868–869.  –Текст: непосредственный. 

3. Бондаренко, М.А. Приемы расширения лексического запаса учащихся / М. А. Бондаренко. – Текст: непосредственный // Русский язык в школе.  –  2015. – №11. –  С. 3–8.

4. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев //Соч. Федора Буслаева. – Москва,1867. – С. 472. – Текст: электронный 

5. Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2005. – С. 240. – Текст: непосредственный.

6. Гулеватая, О.М. Обогащение словарного запаса школьников как условие понимания текста / О.М. Гулеватая, Т.В. Соловьева.  – Текст: непосредственный // Русский язык в школе. – 2018. – № 3. – С. 33–36.

7. Дурново, Н. Н. Грамматический словарь: грамматические и лингвистические термины / Н. Н. Дурново ; сост. О. В. Никитин. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2018. – 185 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364294 (дата обращения: 10.01.2022). – ISBN 978-5-89349-377-1. – Текст : электронный.

8. Коноплева, С. А. Эффективные педагогические методики в области развития устной и письменной речи / С. А. Коноплева. – Текст: непосредственный //Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной общеобразовательной организации: сб. статей. Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московское суворовское военное училище Министерства обороны российской федерации». – Москва,2018.  – С. 110 – 117 

9. Корнеева, Т. А. К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках русского языка / Т. А. Корнеева. – Текст: электронный // Вестник ТГГПУ. – 2016. – №3 – 45. С. 184–189. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k–voprosu–o–razvitii–slovarnogo–zapasa–uchaschihsya–na–urokah–russkogo–yazyka (дата обращения: 23.02.2022).

10. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. ‒ С. 590. – Текст: непосредственный.

11. Львов, М. Р. Речь учащихся/ М.Р. Львов. ‒ Текст: непосредственный // Рус. Яз. В школе.  – 1981.  – № 6. С. 38 ‒ 44.

12. Моргунова, А.Н. Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка/ А.Н. Моргунова. – Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. – 2017. – 27 февр. – URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy–yazyk/library/2017/02/27/metodika obogashcheniya–slovarnogo–zapasa–uchashchihsya–na(дата обращения: 10.12.2021)

13. Никонова Лариса Вячеславовна Развитие лексикона детей младшего подросткового возраста // Образование и наука. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-leksikona-detey-mladshego-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 03.02.2022).

14. Примерная рабочая программа основного общего образования для 5–9 классов образовательных организаций: одобрена решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. – Москва, 2021. – С.129.  –Текст: непосредственный.

15. Разумовская, М. М. Русский язык. 5 кл.: учеб. пособие/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 6–е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 317, [3] с. : ил., 8 л. Цв. вкл.

16. Срезневский И. И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях / [Соч.] И. Срезневского. - Санкт-Петербург : тип. Акад. наук, 1871. – [2], 23 с. ; 24. - (Сборник Отделения русского языка словестности Императорской Академии наук ; Т. 8. № 3) .

17. Старикова И. Л. Основы построения учебных словарей сопроводительного типа: на материале «Толкового словаря школьника»: автореф. дисс. на соиск. ст. канд. филол. наук. / И. Л. Старикова.– М., 2008.  – С. 24  –Текст: непосредственный

18. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский.  – М.: Педагогика, 1974 – С. 439. –Текст: непосредственный

19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: изд. офиц. : утв. и введ. в действие Приказом Мин. Просвещения РФ от 31.05.2021 № 287: введ. впервые : дата введ.5.07.2021 / подг. Мин. Просвещения РФ.  – Москва: Просвещение, 2021.  – Текст: непосредственный.

20. Шaбaнoвa, H.A. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв/ Н.А. Шабанова – Текст: электронный. – Интa, Pecпyбликa Koми, 2008 г. URL: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie–terminy/?q=456

В рамках данной рубрики дети имеют возможность узнать неизвестные лингвистические термины, факты и рассказать о них, тренируя свою память и развивая навык монологической речи. Например, упражнение 338: Подготовьте небольшое сообщение на тему «О чем рассказывают устаревшие слова» [15, с. 122]. Упражнение 538: Ответьте на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст [14, с. 193] .
В каждой теме есть упражнения, раскрывающие значение, строение и правописание слов. Например, упражнение 2: Знайте значение данных слов, их строение и правописание. Внимательно прочитайте эти слова, подберите к ним однокоренные, составьте предложения. Точно также происходит работа со всеми упражнениями данного вида.
Систематически присутствуют упражнения «Словарный диктант». В них дана группа слов, написание которых учащиеся должны запомнить и правильно писать. Например, упражнения 146, 326.
В учебнике представлены необычные упражнения, направленные на знание лексическог