Психолого-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в общеобразовательной школе
ВВЕДЕНИЕ
Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, в процессе формирования личности играющий главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Именно семья играет важную роль не только в развитии общества и государства, но и в жизни каждого человека. Она дает ребенку и взрослому чувство защищенности, заботы и любви. В семье формируются понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка. Причинами семейных проблем становится не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Неблагополучная семья: понятие и характеристика.……….................................................................................... 7
1.2. Критерии и показатели неблагополучной семьи в современной образовательной практике........................................................................ 12
1.3. Формы работы с неблагополучной семьей в общеобразовательной организации.............................................................................................. 18
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Анализ психолого-педагогической деятельности с неблагополучной семьей в КГУ «Средняя школа № 40 имени Д.М. Карбышева» Республика Казахстан г. Петропавловск……………………………....... 29
2.2. Разработка и реализация проекта «Счастливая семья»……………………………………………………………………… 40
2.3. Анализ эффективности проекта........................................................ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….…………………………………………………….. 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….... 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авсиевич, М.Т. Семейное воспитание : Учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов / М.Т. Авсиевич, Н.А.Крылова. – Москва : Бестпринт, 2000. – 163 с. – Текст : непосредственный.
Антонов, А.И. Социология семьи : учебник / А.И. Антонов. – Москва : ИНФРА-М, 2005. – 640 с. – Текст : непосредственный.
Бедулина, Г.Ф. Современные методы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина. – Текст : непосредственный // Социально-педагогическая работа. – 2010. - №7. – С. 32-38.
Большой психологический словарь / под ред.Б. Мещерякова, В. Зинченко. – Москва : Олма-пресс, 2004. – 374 с. – Текст : непосредственный
Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 352 с. – Текст : непосредственный.
Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов. – Москва : Просвещение, 2008. – 207 с. – Текст : непосредственный.
Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова. – Москва : Владос, 2006. – 416 с. – Текст : непосредственный.
Глэддинг, С.Г. Психологическое консультирование / С.Г. Глэддинг. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 736 с. – Текст : непосредственный.
Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т Гончарова. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2012. - № 6. – С. 98-100.
Гостева, А. Ю. Причины семейного неблагополучия / А.Ю. Гостева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. - № 9. – С. 471-473.
Давыдов, А.В. Психологический словарь / А.В. Давыдов. – Москва : Просвещение, 2010. – 448 с. – Текст : непосредственный.
Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына. – Ростов на Дону : Бином, 2011. – 274 с. – Текст : непосредственный.
Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы : Учеб. посо
Согласно М.А. Галагузовой, неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [7]. По мнению Л.Я. Олифренко, неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие. Под неблагополучием Л.Я. Олифренко рассматривает его разные проявления:
1) психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.);
2) физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т. д.);
3) социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т. д.) [26].