Коррекция тревожности у лиц с разным уровнем самооценки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный мир стремительно меняется. Причем не только положительно – в прогрессивном развитии медицины, коммуникационных технологий, разнообразных областей науки – но и отрицательно: продолжительный карантин, обострившаяся политическая обстановка, напряженность, растущая, внутри общества – все это сказывается на отдельном человеке и неизбежно ведет к росту его тревоги.Психолог, в том числе и клинический – специалист, чье состояние психологической гигиены наиболее остро сказывается не только на нем самом, но и на процессе всей его работы, а в самых критических случаях – и на состоянии его клиентов или пациентов. В связи с этим нам представляются крайне важными исследования, направленные на выявление различных взаимосвязей свойственных современному человеку состояний и его личностных характеристик, а также свойств его личности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ тревожности у лиц с разным уровнем самооценки6
1.1. Основные подходы к исследованию тревожности в психологии6
1.2. Проблема изучения самооценки в отечественной и зарубежной психологии11
1.3. Понятие и предмет взаимосвязи самооценки и уровня тревожности……………………………………………………………………...17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ тревожности у лиц с разным уровнем самооценки19
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных
2.3. Программа коррекционной работы тревожности у лиц с разным уровнем самооценки29
Заключение34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ36
Приложения38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агапов, В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика / В.С. Агапов. - М.: Институт молодежи, 1999. - 384 с.
Алентьева, Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников / Е.И. Алентьева, Н.О. Дубченкова, Ю.Ю. Курбангалиева. - Астрахань // Гуманитарные исследования. - 2014. - No 4 (52). - С. 113-118.
Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК. - 1996. - 384 с.
Айзенк, Х. Психологические теории тревожности: в кн. Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. - СПб. : Питер, 2001. – 247 с.
Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2001. - 416 с.
Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал. – 2002. - №5.
Барашкова, Н.И. Задачи формирования самооценки у детей младшего школьного возраста / Н.И. Барашкова, Е.В. Веденеева // Вестник магистратуры. - 2016. - No6(57). - Т.1. - С.65-67.
Большой психологический словарь. / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – Олма-пресс. 2004.
Божович, Л.И. Проблема формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2005. - 350 с.
Волков, Б.С. Возрастная психология: от младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2010. - 343 с
Выготский, Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении
понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - No 1. - С.73-76.
Катыгин, Ю.А., Умнов В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками // Психофизиология. / Ю.А. Катыгин. - Л, 1999, - 491 с.
Проблема тревожности является одной из самых изучаемых проблем в современном научном знании. Изучение психических состояний в современной психологии является актуальным направлением. Многими исследователями отмечается, что психологические состояния непременно следует рассматривать с учетом возрастного периода, так как каждый период развития имеет свои психологические особенности, свою осознанность, интенсивность переживаемых состояний, способность их преодолеть. В настоящее время тревожность довольно распространённое явление, и очень сложно определить, с какого момента становления личности необходимо начинать анализ предпосылок ее возникновения. Как считают многие авторы – тревога – это предчувствие чего-то неприятного, без ведомой на то причины, чаще всего такое предчувствие кроется в сознании человека. По определению Р.С. Немова «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». Если же существует объект, вызывающий состояние тревожности, то такое состояние вызвано, обосновано, а не беспочвенно[18, с. 441].В психологическом словаре определение тревожности дается так «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [8, с. 500].

