Развитие арендного жилья в России как альтернатива ипотеке. Роль государства.
Введение
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Одной из основных задач социального государства является удовлетворение жилищных потребностей граждан, расширение возможностей получения гражданами поддержки, связанной с реализацией их права на жилище, закрепленного в статье 40 Конституции Российской Федерации.Неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих позициях указывал на то, что согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Анализ законодательства…………………………………………9
1. Законодательное регулирование понятия наемный дом: наемный дом социального использования и наемный дом коммерческого использования…9
2. Анализ законодательного регулирования договорных отношений по предоставлению жилых помещений в наемном доме…………………………..12
2.1. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений в наемных домах социального использования……………………12
2.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма в наемных домах коммерческого использования …………………………………………..18
Глава II. Развитие концепции арендного жилья…………………………22
1.Анализ регионального опыта строительства наемных домов: действующая программа арендного жилья ДОМ.РФ на примере Московского региона, опыт иных регионов……………………………………….…………..22
2. Обстоятельства, препятствующих развитию института арендного жилья…………………………………………………………………………….. 27
3. Анализ возможной конкуренции арендного жилья и ипотечного кредитования …………………………………………………………………….32
Глава III. Изменения законодательного регулирования ……………….43
1. Формирование и подготовка проекта законодательных изменений, способствующих развитию института наемного/арендного жилья………………………..……………………………………….…………..43
2. Разработка предложений по развитию порядка и условий финансирования арендных проектов в действующем поле правового регулирования………………………………………………………………….. 47
Заключение……………………………………………………………….51
Список использованных источников и литературы……………………54
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020// СПС «Консультант плюс»;
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)//СПС «Консультант плюс»;
«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022)// СПС «Консультант плюс»;
Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования»// Собрание законодательства РФ. 2014. № 30. Ст. 4218;
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 534 // Собрание законодательства РФ. 2022. № 14. Ст. 2309;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 г. №3268-р// Собрание законодательства РФ. 2022. № 45. Ст. 7815;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 40. Ст. 5894;
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2020 № 2-П // СПС «Консультант плюс»;
Крюкова Е.С. Наемные дома: учебное пособие / Е.С. Крюкова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 56 с.;
Гришаев С.П. Особенности правового регулирования наемных (доходных) домов/С.П. Гришаев//Гражданин и право. – 2019. – № 3. – С. 37—46;
Иванов О.И., Наими М.М. Выбор между арендой и ипотекой: оценка чистой приведенной стоимости владения жильем/ О. И. Иванов, М.М. Наими. – Текст: электронный // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2019. – Том 11. Выпуск № 4. – С. 7-18. – URL: https://archive.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=4098&p=attachment
Несмотря на достаточно детальное законодательное регулирование реализации указанной концепции найма, строительство и распространение наемных домов на сегодняшний момент слабо развито. В связи с чем, в Распоряжении Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» (далее - Стратегия) одной из приоритетных задач государства является реализация региональных программ, предусматривающих механизмы поддержки проектов комплексного развития территорий, а также развитие института наемного жилья.Концепция наемного жилья, получившая отражение в жилищном законодательстве в 2014 году, имеет первоочередную цель содействие в решении жилищного вопроса малоимущими гражданами (подпадающими под строго выработанные критерии, о которых будет сказано ниже). Вместе с тем, запрос на найм жилых помещений, особенно в крупных городах-миллионниках, выходит за пределы такой категории граждан как малоимущие. На сегодняшний момент, найм жилого помещения серьезно рассматривается как альтернатива приобретения жилья в собственность, в том числе, путем ипотечного кредитования.

