Психотерапия самооценки у студентов с разными типами темперамента
Введение
Актуальность исследования. Одной из важнейших составляющих в структуре личности является самооценка, доминирующий тип темперамента и ценности, которые во многом определяют, каких жизненных позиций человек придерживается, так же уровень его притязаний и всю систему оценок. Самооценка влияет не только на жизнедеятельность человека, но и на стиль его поведения. Таким образом, самооценка во многом определяет направленность развития какого-либо субъекта и его динамику развития. Наше исследование направлено на установление связи типа доминирующий тип темперамента с уровнем самооценки респондентов вуза.Доминирующий тип темперамента является природной основой проявления психологических качеств личности. В любом типе доминирующий тип темперамента можно сформировать у человека качества, которые несвойственны какому-либо доминирующему типу темперамента.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Теоретические основы изучения психотерапии самооценки у студентов с разными типами темперамента…………………………………7
1.1. Понятие «самооценки» в современной психологии ………………………7
1.2. Изучение типов темперамента в психологической науке …….…………11
1.3. Формы и методы психотерапии самооценки личности……………..……16
Глава 2. Эмпирическое исследование психотерапии самооценки у студентов с разными типами темперамента..................................................21
2.1. Организация и методы исследования ……………………..........................21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..22
2.3. Программа психотерапии самооценки у студентов с разными типами темперамента…………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………….…..…...….32
Список использованной литературы ………………………………….........35
Приложение…………………………………………………………….……….38
1. Алексеев, В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста/В.А. Алексеев// Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. – М.: Просвещение. 2004. – с.321.
2. Валлон, А. Психическое развитие ребенка/А. Валлон - М., 2000. – с.207.
3. Василюк, Ф.Е. Процесс переживания /Ф.Е. Василюк // Самосознание и защитные механизмы личности.- Самара: БАХРАХ - М, 2003. – 309-336 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений, Т. 2./Л.С. Выготский - М., 2002. – 326 с.
5. Горностай, П.П. Двумерные личностные конструкты как модель сце¬нар¬ных убеждений/П.П. Горностай// Психологічні перспективи: 2009, Спецвипуск. – С. 3–13.
6. Джеймс, У. Научные основы психологии/У. Джеймс – С.-Пб, 2002. – 187 с.
7. Добрынин, Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология./Н.Ф. Добрынин – М., 2009. –с.567.
8. Иовлев, Б.В. Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология / Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова. – СПб., 1999. – 76 с.
9. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский.- СПб.: Питер, 2002. – 672 с.
Согласно психологическому словарю самооценка – это оценка личностью самой себя. Каждый человек оценивает свои собственные поступки, убеждения, мотивацию поведения. В самооценке проявляется не только нравственное самосознание, но и совесть человека. Итак, самооценка – это оценка личности себя со стороны других людей, которая принята личностью как масштаб оценки собственного поведения [15, c. 259].В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого положения оно кажется слишком общим, задающим только ракурс анализа. Необходимо найти формы соотношения самосознания и самооценки, установить место последней в его структуре. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении понятия «самооценка». Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта.При отсутствии общепринятого определения самооценки в психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на ее онтологический статус.

