Выявление личностной тревожности детей в процессе учебной деятельности (на базе МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8)
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что эмоциональные проблемы, обусловленные нарушениями поведения и трудностями адаптации к школе, чаще всего проявляются в младшем школьном возрасте и требуют немедленной коррекции. В научной литературе можно увидеть рост личностной тревожности у младших школьников.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности методов, приёмов и средств для эффективного выявления и коррекции личностной тревожности у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Целью исследования является теоретическое и практическое выявление и коррекция личностной тревожности у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Объектом исследования является состояние личностной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования выступают психолого-педагогические особенности тревожности детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: про
Содержание
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретические основы выявления личностной тревожности у детей младшего школьного возраста…………………………………… 7
1.1 Понятие, сущность и виды тревожности…………………………… 7
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста и проявлений личностной тревожности в процессе учебной деятельности……………………………………………............................. 10
1.3 Методы корректировки и роль игровой терапии в снижении тревожности младших школьников……………………………………... 15
Выводы по главе 1………………………………………………………... 18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы личностной тревожности детей младшего школьного возраста……… 20
2.1 Организация и методы психодиагностического исследования тревожности детей младшего школьного возраста…………………….. 20
2.2 Педагогическая работа по выявлению личностной тревожности младших школьников в процессе учебной деятельности………………………. 24
2.3 Проведение корректирующих занятий……………………………… 36
2.4 Оценка проведения контрольного эксперимента………………....... 39
Выводы по главе 2………………………………………………………... 47
Глава 3. Совершенствование педагогической деятельности по выявлению и коррекции личностной тревожности детей младшего школьного возраста…………………… 50
3.1 Программа коррекционно-развивающих занятий по коррекции личностной тревожности детей младшего школьного возраста………. 50
3.2 Тренинги коррекции личностной тревожности для младшего школьного возраста……………………………………………………..... 53
Выводы по главе 3………………………………………………………... 58
Заключение…………………………………………………………………… 59
Список использованных источников…………………….……………….. 63
Приложения…………………………………………………………………... 68
Список использованных источников
1. Абрамова, Г. С. Психология школьника. Учебник и практикум. / Г.С. Абрамова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 816 c.
2.Бардышевская, М. К. Психическое развитие ребенка, диагностика: учебное пособие / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
3.Батаршев, А.В. Тестирование, как основной инструмент практического психолога / А.В. Батаршев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2014. - 224 с.
4.Батюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2019. - 306 c.
5.Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд: учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
6.Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 c.
7.Водяха, С.А. Коррекция тревожности в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. .канд. психол. наук. /С.А.Водяха. – Казань, 2019. - 20 с.
8.Гамезо, М. В. Возрастная психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 512 c.
9.Горбатов, Д.С. Практикум по психологической диагностике /Д.С. Горбатов. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2018. - 248с.
10.Гормоза, Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. - М.: Наука, 2019. - 264 с.
11.Дубровина, И.В. Возрастная психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
12.Еникеев, М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты / М.И. Еникеев. - М.: Приор-издат, 2020. - 288 с.
13.Зотова, Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа / Ф.Р. Зотова, Л.М. Закирова // Школьные технологии. - 2019. - № 5. - С. 163-168.
14.Каджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 176с.
15.Крайг, Г. Психология ра
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы личностной тревожности детей младшего школьного возраста
Во второй главе проводится экспериментальное исследование проблемы личностной тревожности у младших школьников, в котором представлены организация и методы психодиагностического исследования тревожности у младших школьников. Проведена педагогическая работа по выявлению личностной тревожности младших школьников в процессе учебной деятельности. Проведены коррекционные упражнения. Дана оценка контрольному эксперименту.
2.1 Организация и методы психодиагностического исследования тревожности детей младшего школьного возраста
Цель исследования определить полезность игровой терапии в процессе коррекции тревожности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. С помощью наблюдательного экспериме

