Особенности взаимосвязи учебной мотивации и прокрастинации у обучающихся в разных образовательных средах

Цель исследования – установить особенности взаимосвязи учебной мотивации и прокрастинации у обучающихся в разных образовательных средах
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.08.2022
Объем файла
241 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3120 руб.
3900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современные тенденции демократизации общества определяют возрастающие потребности в максимальном развитии личности, повышения роли ответственности и собственной активности в жизнедеятельности человека. В связи с этим на первый план выступают проблемы, затрагивающие сферу самоорганизации личности, в том числе связанные с рациональным использованием времени как важным энергетическим ресурсом.

Проблема мотивации к обучению актуальна, так как она одна из стержневых в психологии. Этой проблеме посвящено большое число публикаций. Психологическое изучение мотивации, и её формирование - это две стороны одного  и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Результаты изучения вопросов  мотивации учащихся становятся одним из важных направлений в  процессе планирования и реализации образовательного процесса. Вместе с тем в процессе развития мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ПРОКРАСТИНАЦИИ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ 6

1.1 Учебная мотивация как феномен 6

1.2 Особенности учебной мотивации 9

1.3 Феномен прокрастинации в юношеском возрасте в разных образовательных средах 12

1.4. Взаимосвязь учебной мотивации и прокрастинации 15

2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23

2.1 Методы исследования 23

2.2 Организация исследования 25

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 27

3.1 Особенности проявления прокрастинации в юношеском возрасте 27

3.2 Особенности проявления учебной мотивации в юношеском возрасте 30

3.3 Взаимосвязь между прокрастинацией и учебной мотивацией в юношеском возрасте 33

ВЫВОДЫ 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., «Педагогика», 2008.

2. Варваричева, Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. - 2010. - №3. - С. 121- 131. 

3. Взаимосвязь прокрастинации и учебной мотивации в юношеском возрасте / Н. А. Скляр, В. В. Коломенская, И. И. Таран, Я. Л. Кузьмина // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2016. - №4. - С. 71-76

4. Зверева, М.В. Прокрастинация как фактор при психической патологии в юношеском возрасте: дис. …канд. психол. наук / М.В. Зверева. - М., 2015. - 168 с.

5. Ильин, Е.О. Работа и личность. Трудоrолизм, перфекционизм, лень / Е.О. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с. 

6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2005. - 264 с.

7. Казанцева О.В. Прокрастинация как одна  из причин неуспешности  школьников // Управление развитием образования. 2021. № 1. С. 54-56.

8. Карловская Н.Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н.Н. Карловская, Р.А. Баранова // Психология в вузе. - 2008. - №3. - С. 38-49.

9. Карпович Т.Е. Профилактика поведенческих девиаций посредством преодоления академической прокрастинации у подростков // сборник материалов Второй международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Гуманитарно-педагогическая академия. Симферополь, 2020. С. 329-334.

10. Киселева, М.А. Особенности проявления прокрастинации личности / М.А. Киселева // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сборник научных статей. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2015. - С. 31−34.

11. Котова Т.А. Трудности обучения связанные с прокрастинацией в период школьной адаптации //Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. сборник научных статей. Саратов, 2015. С. 88-90.

12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 304 с. 

13. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология / Б.Р. Мандель // Для студентов всех форм обучения. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 828 с. 

14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с. 

15. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. - Волгоград, 1983. - 72 с.

16. Мещеряков, Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Астрель, 2006. - 479 с.

17. Мохова, С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С.Б. Мохова, А.Н. Неврюев // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С. 44-48

18. Пырьев, Е.А. Эмоции и потребности в мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза / Е.А. Пырьев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 65-67

19. Синельникова, С.С. Мотивация учебной деятельности студентов / С.С. Синельникова // Труды Санкт – Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2015 - № 209 - С. 87-92

20. Скляр Н.А., Коломенская В.В., Таран И.И., Кузьмина Я.Л. Взаимосвязь прокрастинации и учебной мотивации в юношеском возрасте //Гуманизация образования. 2016. № 4. С. 71-76.

21. Стужук Т.А. Психологические особенности проявления прокрастинации личности современных школьников // сборник статей V Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 325-329.

22. Текерлек Е.В. Характеристика причин возникновения прокрастинации у детей школьного возраста // сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. С. 62-65.

23. Тронь, Т.М. Феномен прокрастинации: причины возникновения / Т.М. Тронь // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Том 6 - № 2А. - С. 88-95.

24. Филипов, М.М. Категория мотива и ее применение в педагогике // Вопросы обучения и воспитания Ч. 1.Томск, 2015. 212 с.

25. Халилова А.С.А., Филина О.Р., Мктричан В.В. Обусловленность прокрастинации с уровнем интернет-аддикции у современных школьников // Неделя молодежной науки - 2021. Материалы Всероссийского научного форума с международным участием, посвященного медицинским работникам, оказывающим помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией. Тюмень, 2021. С. 369-370.

26. Халилова А.С.А., Халилов О.С. Особенности прокрастинации у школьников и студентов обусловленность прокрастинации некоторыми свойствами личности учащихся // Теоретические и практические аспекты современной медицины. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания медицинского вуза в Крыму. 2021. С. 368-369.

27. Халилова А.С.А., Халилов О.С., Залата О.А. Проблема прокрастинации среди школьников и студентов // Мотивационные аспекты физической активности. Материалы V Всероссийской междисциплинарной конференции. Отв. редактор Р.Я. Власенко. Великий Новгород, 2021. С. 90-96.

28. Юдеева, Т.Ю., Гаранян Н.Г., Жукова Д.Н. Апробация опросника студенческой прокрастинации C. Lay / Т.Ю. Юдеева, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жукова // Психологическая диагностика. - 2015. - № 2. - С. 84–94.

29. Balkis M., Duru E., Bulus M. Analysis of the relation between academic procrastination, academic rational/irrational beliefs, time preferences to study for exams, and academic achievement: A structural model. European Journal of Psychology of Education. - 2013 - № 28 - Р. 825–839.

30. Burka J.B. Procrastination: Why you do it, what to do about it/ J.B. Burka, L.M. Yuen. - Da capo press, 2008. - 322 p. 

31. Current issues of modern socio-political phenomena: theoretical and methodological and applied aspects: materials of the III international scientific conference on March 13–14, 2015. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». - 98 p.

32. Ferrari J.R. Procrastination and task avoidance: Theory research and treatment / J.R. Ferrari, J.L. Johnson, W.G. McCown. – New York: Plenum Press, 1995. - 268 p. 

33. Procee, R. A Formal Model of Procrastination / R. Procee, B. A. Kamphorst, A. Wissen, J-J. Ch. Meyer // The Proceedings of the 25th Benelux Conference on Artificial Intelligence. 2013 - P. 152–159.

34. Steel P. Integrating theories of motivation/ P. Steel, J.C. König// Academy of Management Review. 2006. - 31, №4. - P. 889–913.

35. Crystal X. Tan, Rebecca P. Ang, Robert M. Klassen. Correlates of Academic Procrastination and Students Grade Goals. // Springes Science, 2008.

36. Wolters C.A. «Understanding Procrastination From a Self-Regulated Learning Perspective» // Journal of Educational Psycology, 2003. - №1.

37. Steel, P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure. // Psychological Bulletin, 2007 - V. 133. - №1.

Кроме того, выявлены и отрицательные взаимосвязи между «Мотивационной недостаточностью» и «Социальными мотивами». При повышении уровня мотивационной недостаточности растет и значение по шкале «Социальных мотивов». У студентов колледжа присутствует очевидная зависимость и обратной направленности: положительно сформированный уровень социальных мотивов учебной деятельности будет способствовать развитию мотивационной готовности к обучению в колледже. Однако нельзя назвать данный фактор ключевым в формировании прокрастинации. Были выявлены значимые отрицательные взаимосвязи между шкалой «Перфекционизм» и шкалой «Учебно–познавательные мотивы». У студентов колледжа отсутствуют широкие потребности в обучении, ввиду чего нельзя говорить о четко сформированном уровне перфекционизма. По большому счету, такие студенты являются склонными к прокрастинации, поскольку не имеют ярко выраженного уровня стремления к совершенствованию, что в отсутствии учебно–познавательных мотивов становится усиленным негативным фактором.