Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога
Введение
Цель этой дипломной работы состоит в том, чтобы представить анализ имеющихся взглядов на феномен эмоционального выгорания, а также на различные способы его предотвращения.Актуальность данной темы обусловлена тем, что эмоциональное благополучие профессионала крайне важно для любых профессий типа «человек-человек». В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания.В современных условиях деятельность человека буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость все время быть в «форме». На сегодняшний день обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов.
План
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие синдрома эмоционального выгорания…………….5
1.1 Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания…………………………………………………..6
1.2 Симптомы эмоционального выгорания…………………………...9
Выводы по первой главе……………………………………………….13
Глава II. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социального работника………………………………………………………………………14
2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема...15
2.2. Стадии профессионального выгорания………………………….20
Выводы по второй главе……………………………………………….23
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и эмоционального выгорания ……………………………….24
3.1 Организация исследования ……………………………………….24
3.2 Методы исследования …………………………………………….25
3.3 Анализ результатов исследования ………………………………..33
Выводы по третьей главе………………………………………………54
Заключение
Список используемой литературы
Список используемой литературы
Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.- сер.14, Психология.- 1995.- №1.- стр.54-58
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.-М.:Наука,1996.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. С.П., 1997г.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.
Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ - восточная версия. - М., 2002.
МакароваА.Г. Синдром эмоционального выгорания. Статья. Интернет.
Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет.
Митченко Л.Э. Дипломная работа «Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов»
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.- 2001.- №1.
Р.Кочюнас Основы психологического консультирования. М.: «Академический проект», 1999
Решетова Т.В. Влияние когнитивного стиля на взаимоотношения врача и больного // Психологический журнал.
Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, том23, №3.
Селье Г. «Стресс без дистресса» М.,1982г.
Синдром сгорания. Защитные механизмы.- Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.- 1995. -№1
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.--2002.-- №7.
Социальная работа: 41 Теория и практика: Учебное пособие.-М.: ИНФРА, 2001. - (серия «высшее образование»).
Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.
Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Владос,2001.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи.-1994.- №6.
Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.К 1982 г. в англоязычной литературе были опубликованы свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному выгоранию», было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Далее, группа профессионального риска расширяется: это - прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней.

