Проблемы изучения древнерусской литературы в школе (методический аспект)

Скачать дипломную работу на тему: Проблемы изучения древнерусской литературы в школе (методический аспект). В которой определена специфика преподавания древнерусской литературы в школе. Изучены различные подходы отечественных методистов к преподаванию древнерусской литературы.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.12.2025
Объем файла
126 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Преподавание древнерусской литературы в современной школе связано со многими трудностями. Несмотря на то, что внимание исследователей, историков приковано к литературе Древней Руси довольно давно, отечественной методикой выработаны определенные традиции ее изучения, вопрос ее места в школьном курсе литературы остается спорным. Современный учебный процесс требует поиска новых путей в подходе к преподаванию, изучению и интерпретации произведений древнерусской литературы. Преподавание древнерусской литературы также осложнено тем фактом, что современные учителя не имеют должного представления о том, как изучать древнерусскую литературу в контексте междисциплинарного подхода, как говорить с учениками о многообразии ее жанров, специфике произведений, чтобы эти произведения воспринимались как начальный этап в зарождении и развитии великой русской литературы, а не как отдельный, локальный или изолированный литературный период.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения древнерусской литературы…………………………………………………...……………..…….
1.1 Специфика древнерусской литературы………...…………………………….
1.2. Опыт отечественных методистов в изучении древнерусской литературы в школе…………………..……………………………………….………………....
Глава 2 Методические основы древнерусской литературы …………...…
2.1 Анализ действующих УМК.....................................................................……
2.2 Разработки фрагментов уроков по изучению «Поучения Владимира Мономаха» и «Слова о полку Игореве…………………….................................
Заключение……………………………………....................................................
Список литературы………………..……………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Архангельская А.В. Актуальные проблемы изучения древнерусской литературы на современном этапе
Бобрицких Л.Я. «История древнерусской литературы»: Учебно-методическое пособие для вузов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – 54 с.
Буранок О.М. Методика преподавания литературы Древней Руси и XVIII в.: формирование новых представлений // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – №3. – С.9-13.
Водовозов В. И. Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова. СПб., 1872. - 350 с.
Водовозов В.Н. / Ученые// Музей истории МПГУ. – Режим доступа: http://mpgu.su/scientists/vodovozov-nikolay-vasilevich/].
Водовозов Н. В. "Слово о полку Игореве" – героический памятник русской литературы / д-р филол. наук Н. В. Водовозов. – Москва : Знание, 1953. – 24 с.
Георгиевский А. Древнерусская литература в средней школе // Вестник образования и воспитания. 1916 № 3-4. С. 171-186.
Георгиевский П. Е. Руководство к изучению русской словесности, содержащее общие понятия об изящных искусствах, теорию красноречия, пиитику и краткую историю литературы, В 4 ч. Ч. 4. - СПб., 1836. -309 с.
Голубков В. В. Методика преподавания литературы / В. В Голубков. – 7-е изд. – М., 1962. – 494 с.
Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М., 1966. – 590 с.
Демин А. С. О литературном значении древнерусских письмовников // Русская литература. 1964. – № 4. – С. 165-170.
Древнерусская литература XI-XVII вв: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 "Рус. яз. и лит." / Л.А. Ольшевская [и др]. ; Под ред. В. И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2003 (Вологда : ПФ Полиграфист). Еремин И. П. Лекции по древней русской литературе / И.П. Еремин // Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. – 208 с.
Журова Л. И. Изучение произведений фольклора и древнерусской литературы в школе. Барнаул, 1988. - 99 с.
История древнерусской литературы: Аналитическое пособие. М., 2008

Древнерусская литература всегда была неотъемлемой частью школьного курса литературы. Памятники древнерусской письменности изучаются в фрагментах, анализируются на уроках и дают целостное представление учащимся об эволюции литературы и ее истоках. Изначально тексты Древней Руси занимали особое место в изучении церковнославянского языка, они были включены в хрестоматии для «знакомства с духом писателей древних» и отвечали воспитательной задаче, так как формировали неразрывную связь прошлого с настоящим и укрепляли идеи православия.На рубеже XIX-XX веков поднимался вопрос об исключении литературы Древней Руси из школьного курса, важным стало изучать именно новую литературу, которая не носила бы религиозный характер и отвечала критериям художественности, однако это решение так и не было принято. По словам А.П. Георгиевского, «история культуры необходима для общего образования человека; новая литература находится в генетической связи с древней; отсюда всякий <…>, желающий подготовить себя и к пониманию, и к сознательному изучению современной литературы, должен обязательно познакомиться с древней, хотя бы в главных этапах ее развития» [Георгиевский А. Древнерусская литература в средней школе // Вестник образования и воспитания. 1916 № 3-4. С. 171-186.].