Лингводидактическая система формирования фразеологической компетенции в курсе обучения русскому языку в средней школе
ВВЕДЕНИЕ
В современном русском языке существует многообразие фразеологических оборотов, которые могут точно отразить состояние человека, ситуацию, в которую он попал, а также его настроение и характер. Изучение школьниками таких фразеологизмов в разделе фразеологии проходит линейно, в шестом классе, затем к этому разделу внимание обучающихся уже не возвращается ни по одной из основных образовательных программ по русскому языку. Однако фразеологические единицы продолжают встречаться в ходе обучения русскому языку в последующих классах, даже выделяются отдельными пунктами в различных правилах, что объясняет актуальность изучения данной темы. Историография данной проблемы обширна. Мысли о возможности и необходимости знакомства школьников с фразеологическими единицами высказывала М.А. Рыбникова, известный методист, еще в 30-е годы XX века. Исследований фразеологизмов с точки зрения современного русского литературного языка много: в основе нашего исследования труды В.В. Виноградова, Н.М. Шанского, П.А. Леканта, Ф.Ф. Фортунатова; а изучение фразеологии в рамках школьного курса русского языка недостаточно рассмотрено.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...6
Глава 1. Теоретические основы формирования фразеологической компетенции в курсе обучения русскому языку в средней школе………………………………………………………………………………9
1.1 Роль и место формирования фразеологической компетенции в курсе обучения русскому языку средней школы………………………………………9
1.2 Специфика и проблемы формирования фразеологической компетенции в курсе русского языка средней школы…………………………………………..13
1.3 Современные методические рекомендации к формированию фразеологической компетенции обучающихся в курсе русского языка средней школы…………………………………………………………………………….20
Выводы…………………………………………………………………………...27
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации фрагментов лингводидактической системы формирования фразеологической компетенции в курсе обучения русскому языку в средней школе в рамках учебных занятий……………………………………………………………………………29
2.1 Сравнительно-сопоставительный анализ современных УМК по русскому языку средней школы в аспекте формирования фразеологической компетенции у обучающихся……………………………………………………29
2.2 Диагностика сформированности фразеологической компетенции у обучающихся экспериментальной и контрольной группы..………………….34
2.3 Внедрение фрагментов разработанной лингводидактической системы формирования фразеологической компетенции в учебные занятия обучающихся экспериментальной группы……………………………………..39
2.4 Контрольный этап экспериментального обучения с использованием фрагментов лингводидактической системы формирования фразеологической компетенции в учебные занятия обучающихся экспериментальной группы…………………………………………………………………………….43
Выводы…………………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………………………………....55
Приложение А……………………………………………………………………60
Приложение Б……………………………………………………………………85
Приложение В…………………………………………………………………..132
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алефиренко Н. Ф. Фразеология и паремиология: учебное пособие для бакалаврского уровня филологического образования. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 344 с.
Архипова Е. В., Воителева Т. М., Дейкина А. Д. Теория и практика обучения русскому языку. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: учеб. для общеобразоват. учрежд. – М.: Дрофа, 2012. – 324 с.
Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы языка. – М.: Просвещение, 2001. – 318 с.
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1988. – 275 с.
Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1990. − 368 с.
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. 1 ч. 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. 2 ч. 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.
Булгаков М. А. Избранное. – М.: Художественная литература, 1988. – 720 с.
Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания. – М.: Дрофа, 2004. – 200 с.
Быстрова Е.А. Содержание предмета «Русский язык», или чему учить в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 292 с.
Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2013. – 407 с.
Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. − М.: Наука, 1977. – 312с.
Волкова Е.В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе. – Казань: Молодой ученый, 2014. – 156 с.
Вульфсон Р. Е. Упражнения по лексике и фразеологии (в связи с изучением литературы в IV–VII классах). – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
Высоцкий В. С. «Избранное», составитель – Н. А. Крымова, – М.: Советский писатель, 1988. – 512 с.
Гаврилов В. В. Обучение фразеологии на урока
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что проведенная нами научная работа в области преподавания раздела фразеологии может быть использована при анализе студентами УМК, которые положены в основу сравнения в исследовании; работа может послужить базой для дальнейших исследований по методике обучения и воспитания обучающихся (профиль «Русский язык»), а также материалы лингводидактической системы могут быть применены в практике преподавания русского языка в средней школе. Материалы исследования апробированы на научно-практической конференции 2021 года в рамках секции «Специфика современного лингвистического образования»: научный доклад «Изучение фразеологизмов в курсе русского языка средней школы» отмечен дипломом II степени в номинации «Молодые исследователи». Структура исследования определена целью и задачами выпускной квалификационной работы и состоит из Введения, двух глав с теоретическим обоснованием и практическим исследованием заданной темы, Заключения с выводами работы, Приложений и Списка литературы. Во Введении определяется актуальность работы, цель и задачи, база и методы исследования, а также его теоретическая и практическая значимость. Первая глава представляет собой описание специфики формирования фразеологической компетенции в рамках курса русского языка в средней школе. Во второй главе проводится экспериментальная работа по апробации элементов разработанной лингводидактической системы. В Заключении отражены основные выводы выпускной квалификационной работы. Список литературы представлен 56 наименованиями.