Особенности интерпретации фантазии для саксофона Франсуа Борна на музыку оперы «Кармен» Ж. Бизе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. При сравнительном анализе нескольких постановок опер с длительной сценической жизнью особый научный интерес представляет наблюдение интерпретаций в резонансе с социокультурным контекстом. Этот вопрос определяет выбор темы диссертационного исследования, посвященного наблюдению за исторической динамикой воплощения оперного текста на примере «Кармен» Ж. Бизе.Опера «Кармен» Ж. Бизе — одно из самых известных музыкальных и театральных произведений, лидер оперного репертуара, прочно вошедшее в мировую музыкальную культуру и ставшее персонажем «культурных мифов ХХ века». , безошибочно узнаваемый как любитель домашней оперы и поклонник поп-культуры. Неудивительно, что музыкальные образы оперы находят отклик не только у публики, но и у композиторов (от современников Ж. Бизе до композиторов начала XXI века).
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОПЕРНОГО ТЕКСТА И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА
1. Режиссура в театральном воплощении оперы
2 Оперный текст и его структура
3. Романтический миф «Кармен
ГЛАВА 2. ОПЕРНЫЕ ПОСТАНОВКИ «КАРМЕН» В ХХ В
1. «Кармен» в послереволюционном советском театре
2. Концепции интерпретации оперы в 50-60-е годы
3. Экранные форматы постановок 70-80-х годов
4.«Кармен» в жанре кинооперы
ГЛАВА 3. «КАРМЕН» В РАЗВИТИИ И ПРЕОДОЛЕНИИ ОПЕРНЫХ ТРАДИЦИЙ
1Фантазии для саксофона Франсуа Борна на музыку оперы «Кармен
2. Хореографические фантазии во второй половине столетия
3. Поиски в постановках конца столетия и на рубеже веков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литературоведение. Эстетика. Философия. Религиозно-богословские труды. Художественные издания
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худож. лит., 1984. - 176 с.
3. Аникин В.П. Сказки русских писателей. -М.: Дет. лит., 1988. 687 с.
4. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 331 с.
5. Аникст A.A. Собрание сочинений: В 5-ти т. М.: Наука, 1967. - T.I. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - 445 с.
6. Аникст A.A. Собрание сочинений: В 5ти т. М.: Наука, 1972. - Т.2. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. - 643 с.
7. Аникст A.A. Собрание сочинений: В 5-ти т. М.: Наука, 1980. - Т.З. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха романтизма. -343 с.
8. Аникст A.A. Собрание сочинений: В 5-ти т. М.: Наука, 1983. - Т.4. Теория драмы от Гегеля до Маркса. - 288 с.
9. Аникст А.А.Собрание сочинений: В 5-ти т. М.: Наука, 1988. - Т.5. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. — 310 с.
10. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. - 183 с.
11. Астахова A.M. Былины: Итоги и проблемы изучения. М.-Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1966. - 292 с.
12. Астахова A.M. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, Ленингр. отд-ние, 1962. - 120 с.
13. Астахова A.M. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1948. - 396 с.
14. Бармин A.B. Поэтика эпопеи XX века: Учебное пособие. Уфа: БГУ, 1983.-80 с.
15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. - М.: Советская Россия, 1979. - 318 с.
16. Все приведенные издания являются текстами.
17. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990.-543 с.
18. Бахтин М.М. Эпос и роман: О методологии исследования романа // М.М.Бахтин. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - С.392 - 427.
В сегодняшнем культурном контексте интерпретация имеет большое значение для оперной публики. Опера стала формой интерпретирующего искусства, в котором каждый этап художественного процесса, включая последний (перформативный) этап, необходим для воплощения смысла в реальность. Заняв радикальную позицию, можно прийти к выводу, что ни одна оперная партитура не является полной, если она не была исполнена на сцене.В этой новой ситуации у режиссера приоритет не только в постановке оперной партитуры, но и в развитии оперы как вида искусства и, наконец, в общении со зрителем. В современной опере зрители могут пугаться, возмущаться или восхищаться новыми постановками, но они не могут быть равнодушны к работе на сцене.Эта новая оперная эра началась в последней четверти двадцатого века. Это связано с так называемым оперным бумом на Западе и резким ростом интереса к опере как у публики, так и у великих режиссеров. Для того чтобы определить новый подход к этой теме в немецкоязычной критике, был установлен термин Виланда Вагнера режиссерский театр (или режиссерская опера). В европейском культурном контексте часто употребляется негативно, подчеркивая нежелательный радикализм режиссеров нового поколения, провокационность произведения и предполагаемую свободу в обращении с классическим наследием, что зачастую не соответствует ожиданиям консерваторов. часть общества.

