Методика развития координационных способностей у борцов 8-10 лет
ВВЕДЕНИЕ
Значение координации в вольной борьбе, как и в других видах спорта, очень велико. Координация - одно из важнейших качеств борца. Наличие хорошей координации является необходимым условием для успешного овладения и совершенствования техники и тактики борьбы, а так же повышение мастерства в целом[40].
Борцы, обладающие хорошей координацией, как правило проявляют большую находчивость. Умеют мгновенно переключаться с одного действия на другое, легко выходят из опасных положений и редко попадают в них. Действуют решительно, смело и уверенно. Такие борцы обладают уверенностью, смело идут на обострение борьбы и риск, так как имея превосходство в их координации опережают своими действиями противника. Чем выше уровень развития координационных способностей у борца, тем больше, у него возможностей для всестороннего развития техники и тактики, тем опаснее для противника[40].
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время большинство тренеров на этапе начальной подготовке уделяют большое внимание общей физической подготовке. Обучение сложно координационным техническим действиям уходит на второй план. Из литературы известно, что в онтогенетическом развитии двигательной координации способность ребёнка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет [40]. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно подающийся целенаправленный спортивной тренировке. В последующем развитии координационных способностей может наступить застой, если систематически не выполнять упражнения для их совершенствования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Основные понятия координационных способностей
1.2. Роль координации в борьбе
1.3. Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития координационных способностей
1.4. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей
1.5. Методы развития координационных способностей
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
2.2.2. Контрольные испытания
2.2.3. Педагогический эксперимент
2.2.4. Методы математической статистики
2.3. Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
3.1.Усовершенствование методики развития координационных способностей борцов 8-10 лет
3.2.Эффективность усовершенствованной методики развития координационных способностей борцов 8-10 лет
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиханов, И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы
2. Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 2004. С. 20-22.
3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2006. 275 с.
4. Бальсевич, В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2000. №П.С.. 15-19.
5. Белоглазов, А.А., Белоглазов С.А. Комбинация и опережение как способ тактической подготовки в вольной борьбе// спортивная борьба: Ежегодник. – М, 1990. – с.38-39.
6. Белоглазов, А.А., Повторная атака// спортивная борьба: Ежегодник. – М., 1989. – с.34-35.
7. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 2007. 258 с.
8. Бернштейн, Н.А. Физиология движения и активности / Н.А. Бернштейн. М.: Наука, 2000. 496 с.
9. Бибиков, С.В. Методика развития координационных способностей юных борцов на основе моделирования условий и их соревновательной деятельности: дисс…канд. пед. Наук: 13.00.04. Волгоград, 2008. 141 с.
10. Бойченко, С. Особенности проявления комплексных (гибридных) координационных способностей у представителей спортивных игр / С. Бойченко, Ю. Войнар, А. Смотрицкий // физическое образование и спорт. 2002.Т.46. С. 313-314.
11. Дякин, А.М., Невретдинов, Ш.Т. Методика отбора борцов // Спортивная борьба: Ежегодник.-М.: Физкультура и спорт, 2004. С. 13-16.
12. Зубайраева, С.Л. Исследование объема и целесообразной последовательности обучения техники борьбы самбо подростков 14-15 лет: Автореф. дисс…кандпед.наук.-М., 2007.-20 с.
13. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. М.: Просвещение, 2007. 284 с.
14. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
15. Круцевич, Т.Ю. (ред). Теория и методика физического воспитания: Учебник. В 2-х томах. Киев: Олимпийской литература, 2003. Т. 2. 392 с.
16. Кудинов, Г.В., Дахновский, В.С., Николаев, В.В. Эффективность учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 2003. С. 31-33.
17. Ленц, А.Н. Тактика в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт, 2007. 152 с.
18. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: 2-ое издание. М.: 2004.
19. Лях, В.И Координационные способности школьников: основы тестирования методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. 2000. №5. С. 3-10.
20. Лях, В.И. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов / В.И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры и спорта. № 4. 2002. С.21-25.
21. Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории / Л.П. Матвеев, С.Б. Мельников. М.: Просвещение, 2001. 191 с.
22. Матвеев, Л.П. Основы общей теории и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. Киев.: Олимпийская литература, 2009. 320 с.
23. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2001. 332 с.
24. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. 259 с.
25. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 2000. 488 с.
26. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 2006. 342 с.
27. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: Теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. 3. Методика подготовки. М.: Советский спорт, 1998.400 с.
28. Ленц,А.И. Ведущие элементы в сложных технико-тактических действиях //Спортивная борьба: Ежегодник. – М, 1979.
29. Ленц,А.И. Тактика в спортивной борьбе- М.: Физкультура и спорт, 1967.- 151с.
30. Литовский, Е.М. Филиппова,А.А. Легкая атлетика.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- 128с.
31. 27.Матвеев,Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543с.
32. Матвеев,Л.П. Общая теория спорта.- М.: Воениздат, 1997. 348с.
33. Миндиашвили.Д.Г.,Дашинорбоев.В.Д.,Колесник.Л.Ф.,Гипалов,В.В.,Нелюбин.В.К,, Методические рекомендации в помощь студентам. Красноярск, 2008. 205с.
34. Мусаев.С.Д., Пилоян.Р.А., Поведение борцов в схватке как отражение его цели. Спортивная борьба: Ежегодник.М., 1974. 8-10с.
35. Новиков.А.А., Тактическая подготовка борца. На борцовском ковре: Ежегодник.М. 1969. 12-14с.
36. Левицкий.А.Г., Комбинация приемов, как средство реализации тактики схваток.- Омск: Слава. 1984.-104с.
37. Ленц.А.И., Ведущие элементы в сложных технико-тактических действиях. Спортивная борьба. Ежегодник.М. 1979.
38. Литовский.Е.М., Филиппова.А.А., Легкая атлетика. – М.: Физкультура и спорт.1977. -128с.
39. Медведь.А.В., Внезапность, как способ тактической подготовки. Беларусь: Софии, 1986. – 100с.
40. [http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=668601]
Лях .В.И придумал новый способ развитие координации движений на основе тонких дифференцировок кинестетического чувства у слепых может успешно осуществляться с помощью упражнения "метание дротиков в мишень. Пенопластовая мишень диаметром 1 м выполнена по принципу стрелковой мишени, каждый радиус кольца зоны, поражения которой составляет 5 см. Попадание в центр мишени приносит игроку максимальные 50 очков. При каждом удалении зоны поражения от центра количество полученных игроком очков уменьшаемся на 5, в результате чего попадания в крайнюю от центра зону поражения принесет игроку наименьшие 5 очков [20].
Левицкий .А.Г считает, что главным в тренировке, направленной на развитие силы без значительного увеличения массы мышц, является формирование системы условно-рефлекторных связей, обеспечивающих наилучшую межмышечную и внутримышечную координацию. Поэтому здесь естественно стремление работать с отягощениями на возможно больших весах, с малым числом повторений в подходе и большими интервалами отдыха между подходами. При таком режиме работы выполнение каждого упражнения проходит на фоне оптимального, не заторможенного вследствие утомления состояния центральной нервной системы. Это, в свою очередь, способствует формированию наиболее тонких условно-рефлекторных отношений в коре головного мозга [36].