Психологические проявления тревожности в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе социально-психологическое развитие личности подростка проходит в непростых социально-экономических условиях: нестабильность экономики страны, кризис морально-нравственных установок общества, увеличение криминогенности и снижение участия родителей в жизни детей увеличивает число тревожных детей. В подростковом возрасте обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Состояние тревожности представляет собой следствие подросткового кризиса, который протекает по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Неуверенный, тревожный подросток характеризуется мнительностью, беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, что может способствовать образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.
Актуальность темы. Проблема подростковой тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Тревожн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..……………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ …………………………………8
1.1 Содержание понятия «тревожность» в психологической литературе…………………………………………………………………………8
1.2 Проблемы подростковой тревожности……………………………………..13
1.3 Психологические причины роста тревожности…………………………...22
1.4 Профилактика тревожности в подростковом возрасте……………………27
Выводы по главе 1……………………………………………………………….33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ………35
2.1 Организация и методы исследования…………………………………........35
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………… 41
2.3 Рекомендации по работе с тревожными подростками…………………..68
Выводы по главе 2………………………………………………………………78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….………………...82
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Специальная литература
1. Адлер А. Индивидуальная психология. /А. Адлер.-СПб.: Питер, 2017.-256 с.
2. Астапов В.М. Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – М.: ПЕР СЭ, 2017. - 240 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст]: избранные труды / А.А. Бодалев. - Москва: Педагогика, 1990. - 271 с.
4. Божович Л.И. Личность и проблемы ее формирования [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2013 – 136 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - М.: АСТ [и др.], 2019. – 670 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2019. - 617 c.
7. Дольто Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто; пер.А.К. Борисова. - М.: Рама Паблишинг, 2018. – 424 с .
8. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системесовременного образования [Текст]: учебное пособие / И.В. Дубровина. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. - 180 с.
9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И Захаров. - СПб: СОЮЗ, 2010.-313 с.
10. Изотов А.В. Как стать лучше? / А.В. Изотов. - М.: Марийское книжное издательство, 2018. – 111 с.
11. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в школе. / И.В. Имедадзе. - Тбилиси: Мецнисреба, 2003. – 190 с.– с. 54-57.
12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса. / Л.А. Китаев-Смык. - Москва: Акад. проект, 2013. - 943 с.
13. Козлов А. Как повысить самооценку. Способы воспитания здорового эгоизма. / А. Козлов. - М.: Речь, 2014. – 176 с.
14. Колпакова М.Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. / М.Ю.Колпакова. – М.: Никея, 2015. – 153 с.
15. Кон И.С. Психология самостоятельности / Педагогика здоровья. /И.С. Кон.- Ульяновск: Зебра, 2016. – 192с.
16. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Hовикова. - Москва: Знание, 1988. - 80 с
17.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2015. – 304 с.
18. Лихи Р. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. / Роберт Лихи. – СПб.: Питер, 2018. – 358 с.
19. Маккей М. Когнитивно-поведенческая
Необходимо различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога представляет собой реакцию на грозящую опасность, реальную или надуманную, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, которому свойственно неопределённое чувство угрозы (в отличие от страха, который является реакцией на достаточно конкретную опасность).
Вместе с желанием прийти к гармоничному определению с целью описания состояния тревоги, специалисты стараются я выявить, в чем состоят настоящие причины возникновения данного состояния. Среди реальных причин называются и физиологические особенности (специфика нервной системы - высокая чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения с одноклассниками и с родителями, и трудности в школе и многое другое. Многие исследователи приходят к мнению, что среди причин, обуславливающих подростковую тревожность, на первом месте находится неверное воспитание и негативные отношения подростка с родителями, особенно с матерью [57, 60].
Тревожность может вызываться как реальным неблагополучием личности подростка в максимально важных областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучной ситуации, выступая следствием конкретных личностных конфликтов, проблем в формировании самооценки и т. п.
Тревожность как свойство личности во многом детерминирует поведение подростка. Определенный уровень тревожности - является естественной и обязательной характеристикой активной деятельной личности. У любого человека есть свой нормальный или желательный уровень тревожности - это так называемый полезный уровень тревожности. Понимание подростком своего состояния

