Формирование навыков изображения фигуры человека на уроках изобразительного искусства (подростки)

Цель дипломной работы заключается в обобщении и систематизации материалов по обучению учащихся изображению человека, и разработать цикл занятий направленный на формирование навыков изображения фигуры человека на уроках изобразительного искусства
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.08.2022
Объем файла
1991 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность состоит в том, что ребенок, изображая окружающую действительность, не может не изображать людей. Зачастую ребенок, недовольный тем, что его работа  выполнена не на должном уровне, может просто отказаться от рисования человеческих фигур. Чтобы ребенок смог передать в рисунке задуманное, у него должны быть сформированы навыки изображать человека. Научившись изображать человека, он сможет передавать его характер, настроение, свое отношение к нему.

Цели и задачи исследования. Цель курсовой  заключается в обобщении и систематизации материалов по обучению учащихся изображению человека, и разработать цикл занятий направленный на формирование навыков изображения фигуры человека на уроках изобразительного искусства.

Основными задачами исследования являются:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Анализ материала изобразительного искусства по теме исследования.

3. Разработка цикла занятий по формированию навыков изображения человека.

4. Апробация темы на уроках изобразительного искусства

Объектом исследования является процесс обучения изобразительному искусству в школе.

Предметом исследования является формирование навыков изображения человека на уроках ИЗО.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Формирование знаний, умений и навыков в изображении человека подростками на уроках изобразительного искусства. 4

1.1 Проблема передачи человеческой фигуры на уроках изобразительного искусства. 4

1.2 Возрастные психологические особенности изобразительной деятельности подростков в процессе обучения. 8

1.3 Анализ искусствоведческой литературы по изображению фигуры человека. 20

1.4 Обзор аналогичных разработок по изображению фигуры человека в произведениях изобразительного искусства. 28

Вывод 31

Глава 2. Педагогическая разработка циклов уроков по изобразительному искусству для подростков 7 классов. 32

2.1 Методологические рамки педагогической разработки 32

2.2 Описание педагогической разработки 33

2.3 Анализ апробации 77

Заключение 78

Литература 80

Электронные ресурсы 82

Приложение 84

Литература

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ А.В. Бакушинский – М, Карапуз,1925 – с.64

2. Баммес Г. Изображение фигуры человека/ Г. Баммес – М.: Сварог и К, 1999.- с.36

3. Болденко О. А., Палаткина Г. В. Особенности развития творческой активности старших подростков/ О. А. Болденко, Г. В. Палаткина//  Науки об образовании. — 2013. — №1. — с. 61-65. 

4. Бриджмен Д. Человек как художественный образ. Полный курс анатомического рисования / Д. Бриджмен – М. Эксмо, 2005-с.349

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский  - СПб, СОЮЗ, 1997. – с.94

6. ВыготскийЛ.С. Сборник сочинений /Л.С. Выготский – М. Педагогика, 1984–с.247-256.

7. Гленн Б. Словарь американских художников, скульпторов и граверов Мантии Филдинга/ Б. Гленн - Нью-Йорк. Аполлон, 1983-с. 217

8. Дмитриева Н.А. Борис Михайлович Неменский/ Н.А. Дмитриева - М. Сов. художник, 1971 – с.108.

9. Киселева Н. Е. Человек — многогранный источник творчества художника/ Н.Е.Киселева // Молодой ученый. — 2017. — №8. — с. 419. 

10. Киселева, Н.Е. Основные положения методики изображения живой натуры в живописи / Н.Е. Киселева// Молодой ученый — Барнаул: АлтГУ, 2013. — с.52 .

11. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средне школе/ Е.С. Кондахчан - М., Искусство 1951-с.176.

12. Коротеева Е.И. Развитие способностей детей к художественно-творчесткой деятельности – Е.И.Коротеева.- М.,2005-с.47

13. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности В.Б. Косминская - М., Просвещение, 1977 – с.253.

14. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в шкоеле/В.С. Кузин – М.Агар,1998-с.334

15. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге/ С.Ю. Курганов – М. Просвещение ,1987 – с.126

16. Лернер И.Я, Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории:Пособие для учения/И.Я. Ленер –М. Просвещение,1982 –с.191

17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер – М.Педагогика, 1981-с.185

18. Медведев Л. Г., Чекалева Н. В. Педагогика детского изобразительного творчества/ Л. Г. Медведев, Н. В. Чекалева -  Омск, Омский государственный педагогический университет, 2012-с.233

19. Мелик-Пашаев А..А.. Мир Художника/ А..А.. Мелик-Пашаев – М. Прогресс-Традиция,2000-с.269

20. Мухина В.С Возрастная психология/В.С. Мухина - М. Академия,1997-с345

21. Никодеми, Г.Б. Техника живописи: Инструменты, материалы, методы: Практ. советы / Г.Б. Никодеми — М.: Эксмо. 2004. — с.144 

22. Павловский А.Л. Рисунок. Методические указания по разделу «рисование человека/ А.Л. Павловский - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.-с. 44 

23. Ростовцев, Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие / Н.Н. Ростовцев. — М.: Изобразительное искусство, 1983. —с.  288 .

24. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда (Природа, пространство, архитектура), 1-11кл. Программа для общеобразовательной школы/ Л.Г.Савенкова- М., 1995

25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учеб. Для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч 3 Краткий словарь художника / Н.П. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.

26. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский – Киев, Радянська школа,1973-с.154

27. Турлюн Л.Н. Компьютерная графика как особый вид современного искусства: монография/Л.Н.Турлюн –Барнаул, АлтГУ, 2014. – 100 с.

28. Чечилл, М. Копируем картины великих художников / М. Чечилл. — М.: Арт-Родник, 2007. — с.160

29. Янковская, Е. А. Развитие творческой активности подростков средствами декоративно - прикладного искусства / Е. А. Янковская. - М., Буки - Веди, 2012.- с.197-199.

Электронные ресурсы 

30. Готфрид Баммес-об авторе - URL:  https://www.livelib.ru/author/329253-gotfrid-bammeshttps://www.livelib.ru/author/329253-gotfrid-bammes (дата обращения: 10.01.2022)

31. Изображение фигуры человека - URL: https://znanio.ru/media/metodicheskaya_razrabotka_serii_zanyatij_izobrazhenie_figury_cheloveka-107435 (дата обращения: 21.01.2022)

32. Рисунки первобытных людей в пещерах- URL: https://otdyhpress.ru/drugoe/risunki-pervobytnyh-ljudej-v-peshherah.html (дата обращения: 09.07.2021)

33. Рисунки первобытных людей - URL: https://otdyhpress.ru/drugoe/risunki-pervobytnyh-ljudej-v-peshherah.html (дата обращения: 09.07.2021) 

34. Человек как художественный образ. Полный курс анатомического рисования - URL: www.livelib.ru/book/1000102567-chelovek-kak-hudozhestvennyj-obraz-polnyj-kurs-anatomicheskogo-risovaniya-dzhordzh-bridzhmen (дата обращения: 12.01.2022)

35. Шпаргалка по педагогике (подсказки для педагогов) - URL: https://www.litmir.me/br/?b=139463&p=28 (дата обращения: 22.01.2022)

В его творчестве преобладала религиозная тематика, но он также писал и многочисленные портреты. Женские образы давались Тициану особенно хорошо. Это были и портреты простых женщин, и изображения куртизанок, занимавших в то время высокое социальное положение. Так или иначе, все они демонстрировали притягательность женского тела. 
Картина Тициана Вечеллио « Венера Урбинская» одна из ярких представителей эпохи Возрождения. (Рис. 3) Интерпретируют холст и символы на нем по-разному. В большинстве случаев, критики склоняются к мнению, что картина несет в себе иносказательный смысл, аллегорию брака.
Розы являются символом женского плодородия, мирт на окне – символом брачной жизни, а собачка, спящая в ногах девушки – символом верности. Две служанки у сундука занимаются приданым невесты, что также свидетельствует о том, что это свадебная картина. В то же время чистота образа девушки подчеркивается белизной белья, на котором она возлежит. Ее тело как бы светится на фоне темного интерьера. Используя прием сфумато, художник смягчает границы пышных форм. Их будто окутывает дымка.
С помощью цветовых контрастов мастер создал чувственный образ девушки, сознающей свою красоту, хотя и выглядящей слегка смущенной. Натурально и тонко он передал детали- украшения, волосы, ткани.