Теоретико-правовые аспекты эффективности государственного управления в социальной сфере в Российской Федерации
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В условиях неустойчивости процессов мирового развития, финансовых и политических кризисов, одним из важнейших факторов сохранения самостоятельности суверенных политико-правовых систем является эффективное функционирование всего государственного механизма. Оценка качества деятельности - тренд современной цивилизации, основанной на рациональном подходе, - используется в отношении как международных органов и организаций, так и отдельных государств, государственных органов, иных институтов правовой системы, отдельных субъектов права.
Согласно статьи 1 Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством. Конституционно-правовое содержание принципа правового государства не ограничивается установлением правовых пределов государственной власти, соблюдение которых контролируется судом во имя свободы и неотъемлемых прав личности. Из Конституции вытекает, что и само государство также создает такие нормы и прави
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Теоретико-правовая основы и сущность института оценки эффективности государственного управления 7
1.1 Научные подходы к определению эффективности государственного управления 6
1.2 Правовой механизм оценки эффективности государственного управления в Российской Федерации 19
2 Оценка деятельности органов государственной власти в отраслях социальной сферы 38
2.1 Правовые основания оценки эффективности государственного управления в сфере образования 38
2.2 Правовое регулирование оценки эффективности государственного управления в сфере здравоохранения 56
2.3 Правовая регламентация оценки эффективности государственного управления в сфере социального обслуживания 64
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 83
Список использованных источников и литературы
I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы РФ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 30 июля 2015 г. № 233-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс].URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.11.2022).
2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 31 июля 2020 г. № 264-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2020 г. № 190-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
4. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (с посл. изм. и доп. от 13 декабря 2020 г. № 506-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 351-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
6. Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (с посл. изм. и доп. от 27 декабря 2018 г. № 512-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
7. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 358-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
8. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
10. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
11. Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 25.11.2022).
12. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
13. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 294 «О внесении изменений в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
14. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2022).
16. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/
Если государственные служащие проводят самооценку деятельности органа, ответственного за проведение государственной политики (программы), то это является нормой; однако если на государственного служащего возлагается функция оценить эффективность воздействия государственной политики на какую-либо отрасль социальной сферы, то налицо конфликт интересов.
История формирования отечественных аналитических центров не отмечена жесткой конкурентной борьбой, а их влияние на политику государства не столь объемно, как в зарубежных странах. Самыми крупными российскими экспертными сообществами можно считать такие некоммерческие организации, как: Левада-центр, Центр стратегических разработок, Опора России, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации и др.
Необходимо отметить, что в нашем государстве пока не разработано единой научной концепции оценки политических решений, влияющих на развитие социальной сферы. Однако многие виды подобной оценки закреплены в нормативных актах, относимых к социальному законодательству.
Как известно, результат всякой деятельности, тем более управленческой, требует объективной оценки. Суждение об эффективности управленческой деятельности может быть вынесено только после анализа реального состояния объектов, изменившихся в результате управленческого воздействия. Вместе с тем подобный анализ, к сожалению, не всегда используется при регламентации вопросов оценивания эффективности российских органов государственной власти.
Популярностью пользуются монитори

