Формирование дискурсивной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В настоящее время особенную актуальность приобретает направленность процесса обучения иностранным языкам, причем не только в общеобразовательных организациях, но и в целом как таковая. Традиционные методики обучения иностранным языкам изживают себя, создавая для обучающихся некомфортные условия освоения нового материала – образовательный процесс характеризуется низким уровнем познавательной мотивации учащихся, а также тоталитарной ролью учителя.
Актуальные труды исследователей методической науки, равно как и государственные образовательные стандарты, обращают свое внимание на первичную цель всего процесса обучения иностранным языкам как развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Коммуникативная компетенция является совокупностью способностей, развитых на том или ином уровне, поддержать диалог на иностранном языке, выразить на нем свои мысли, решить ту или иную коммуникативную задачу.
Однако выражение своих мыслей на иностранном языке и в иноя
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1 Сущность и роль коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку 6
1.2 Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной структуры 9
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 13
2.1 Методические особенности организации процесса формирования дискурсивной компетенции 13
2.2. Анализ практических упражнений (на базе УМК «Spotlight») 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ehrlich S. Cohesive devices and discourse competence // World Englishes. - 1988. - Т. 7. - №. 2. - P. 111-118.
2. Halmari H. Code-switching patterns and developing discourse competence in L2 // Studying speaking to inform second language learning. - 2004. - С. 115-146.
3. Rehner K. A. The development of aspects of linguistic and discourse competence by advanced second language learners of French / K. A. Rehner, 2003. - 1 p.
4. Thomson K. Conceptualizing Teachers’ L2 Classroom Discourse Competence (CDC): A Key Competence in Foreign Language Teaching //Classroom Discourse Competence: Current Issues in Language Teaching and Teacher Education. - 2022. - Т. 8. - С. 31.
5. Амерханова О. О. Формирование дискурсивной компетенции в целях обучения иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2016. - №5 (19-2). - С. 216-221.
6. Ариян М. А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие / М. А. Ариян, А. Н. Шамов - 4-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 224 с.
7. Афанасьева О. В. Использование аудирования в обучении иностранному языку в средней школе / О. В. Афанасьева, В. А. Рождественский // Актуальные проблемы лингвоэкологии: Сборник научных статей по материалам ХV Кирилло-Мефодиевских чтений в МИТУ-МАСИ, Москва, 24 мая 2022 года. - Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт», 2022. - С. 67-73.
8. Г. Мадаминова Роль социолингвистической компетенции в развитии коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка (английский язык) в средних школах // ОИИ. - 2021. - №7/S. - С. 187-195.
9. Гализина Е. Г. Методика использования современных компьютерных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе / Е. Г. Гализина, П. А. Коротков // Научный альманах. - 2019. - № 2-1(52). - С. 78-83.
10. Дигтяр О. Ю. Межкультурная коммуникативная компетенция в обучении иностранному языку в высшей школе: новые реалии // МНКО. 2022. №1 (92). - С. 157-160.
11. Евсюкова Н. В. Эксплицитный подход в формировании грамматических навыков иностранного языка на среднем этапе обучения в школе / Н. В. Евсюкова // Вестник научных конференций. - 2017. - № 9-3(25). - С. 66-68.
12. Кёпке К. Развитие коммуникативной компетенции при обучении говорению на уроках иностранного языка // Евразийский гуманитарный журнал. - 2020. - №3. - С. 116-125.
13. Котенкова Д. А. Использование
Названный деятель научно-методического сообщества отмечает, что большинство ученых лингвистического профиля так или иначе согласились с конструктом коммуникативной компетенции как таковой, однако в научной среде так и не существует четкого разграничения последней в рамках субкомпетентностного аспекта [5, с. 216].
Так, зарубежные исследователи предлагают рассматривать структуру коммуникативной компетенции как сочетание трех иных – в частности, к ним можно отнести:
- грамматическую компетенцию;
- социолингвистическую компетенцию;
- стратегическую компетенцию.
Однако, с течением времени и развитием лингвистической и методической наук, был сделан вывод о необходимости осуществления доработки приведенной структуры, в рамках которой к ней была также отнесена четвертая субкомпетенция, именуемая дискурсивной. Последняя включает в себя два основополагающих понятия, а именно – понятия когерентности и когезии. Когезия представляет собой о

