Индивидуально-типологические личностные факторы эмоциональной дезадаптации в подростково-юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Интерес к исследованию индивидуально-типологических особенностей личности в подростково-юношеском возрасте не теряет своей актуальности в работах отечественных и зарубежных психологов.Подростковый и юношеский возраст являются сложным периодом в становлении личности и ее идентичности (Божович, 1997; Обухова, 2005; Прихожан, 2007; Сапогова, 2001; Толстых, 2014; Харламенкова, 2007; Эриксон, 1996, 2000). Данный возрастной период может проявляться в повышении уровня тревожности и интенсификации защитных механизмов, которые необходимы для приспособления подростков к быстро меняющимся внешним и внутренним условиям [18, с. 45]. Во многом это связано с недостаточным уровнем знаний родителей о возрастных изменениях, происходящих с их детьми в этом возрастном периоде.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1 Понятие индивидуально-типологических особенностей личности в работах отечественных и зарубежных исследователей
2 Социально-психологическая характеристика подростково-юношеского периода
3 Понятие «эмоциональная дезадаптация» и факторы, влияющие на формирование эмоциональной дезадаптации в подростково-юношеском возрасте
Выводы по теоретическому исследованию
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1. Описание методов и этапов проведения исследования
2 Анализ и интерпретация результатов исследования
3 Практические рекомендации для родителей и подростков по профилактике возникновения эмоциональной дезадаптации
Выводы по эмпирическому исследованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ахеердова, О. А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга [Текст] / О. А. Ахвередова, И. В. Боев, Н. Н. Волоскова - Ставрополь, 2000
Башкатов, И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи [Текст] / И. П. Башкатов - М., 2002,].Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ-в пед. вузов. Авторы: / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 624 с.]Волков Б.С., Волкова Н.В., Гурбанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: учеб. пособие для вузов. М. :Академический Проспект; Фонд «Мир», 2005. 352 с.
Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Т.2. Хрестоматия / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: «Бахрах-М», 2006. – 544 с.
Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2007. - 288 с. 2. Достоевский Ф.М. Подросток. М.: Эксмо, 2006. – 576 с.]Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. – М.: Издательство Перо, 2015. 208 с.
Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Челябинск: АТОСКО, 2010. 111 с.
Кадыров, Б. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки (на материале подросткового возраста) [Текст] / Б. Кадыров - М, 1990, с. 66
Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения [Текст] / Ю. А. Клейберг - М, 1997
Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004.116 с.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
В психологии, под индивидуально-типологическими характеристиками личности, как правило рассматривают такие явления как темперамент, характер и способности.Индивидуальность человека сложно описать в обобщенной форме, так как проявлениям индивидуальности присуща своя специфика для каждой активности человека, следовательно, и проявления индивидуальности различают в зависимости от особенностей деятельности, в которой реализуются. Описание специфики индивидуальных проявлений человека обычно осуществляется через особенности индивидуальных стилей конкретных видов деятельности, среди детерминант которых исследователи отмечают особенности темперамента человека.Однако, наблюдая за людьми, с их сложным и разнообразным поведением, эмоциональными реакциями в различных жизненных ситуациях, мы увидим, как человек действует в различных жизненных ситуациях с какими-то общими, целостными и типичными чертами для данного характера, что в совокупности и дает индивидуальный стиль конкретного вида деятельности.Для исследования индивидуально-типологических особенностей личности, следует определить термин «личности». Изначально понятие личности берет начало еще в древности, в те времена «личностью» называли маску, которую актер театра носил в те времена, в последствии и самого актера стали называть «личностью».

